Психолого-педагогические условия профессионального самоопределения учащихся

Разделы: Школьная психологическая служба


Введение.

Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям "во взрослой жизни". При этом - как свидетельствует статистика - большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. Причины этих проблем заключаются не только в "закрытости" рынка труда для молодых и неопытных людей, но и в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью. Профессиональному самоопределению может способствовать самостоятельность учащихся при добывании знаний и их критическое осмысление. Последнее составляет одно из обязательных условий, обеспечивающих превращение знаний в убеждения. Поэтому существенное значение в процессе обучения приобретают приемы и методы, способствующие развитию самостоятельности и профессиональному самоопределению учащихся. Данной темой в педагогике и психологии занимались такие ученые, как Е.А. Климов, А.А. Бодалёв, А.Е. Голомшток, П.А. Шавир, И.Д. Чернышенко и другие. Профессиональное самоопределение в данном случае рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.

Задачи программы:

  • Изучить современное состояние проблемы профессионального самоопределения учащихся в литературе.
  • Выявить психолого-педагогические условия профессионального самоопределения учащихся в процессе обучения.

Структура занятий по программе:

  • реализация профессионально-ориентированного подхода в обучении;
  • учет психолого-педагогических аспектов профессионального самоопределения учащихся, а также их возрастных и индивидуальных психологических особенностей;
  • использование форм и методов обучения, способствующих профессиональному самоопределению учащихся.

Занятие 1. Психолого-педагогические аспекты профессионального самоопределения старшеклассников (Анализ понятия "профессиональное самоопределение учащихся" в психологии и педагогике).

Термин "самоопределение" не следует понимать как требование педагогического невмешательства в развитие подрастающего человека. Не исключено, конечно, что проповедь "свободы развития", "свободы личности ребенка" и т.п. может вестись от чистого сердца. Но не следует забывать, ни на минуту, что самые разные общественные группы постоянно борются за влияние на молодежь. И проповедь самоопределения учащегося как его свободы от педагогических требований может быть не более чем средством демобилизовать силы, способные влиять на подрастающего человека с позиций народа, общества. А это может быть для кого-то важно, чтобы реализовать воздействия на молодежь в интересах асоциальных, корыстных, преступных и подобных групп. Педагог не должен быть сторонником пустых разговоров о свободе развития человека: абсолютной свободы быть не может.

В психолого-педагогической литературе данная проблема тесно связана с проблемой активности молодого человека в условиях выбора профессии. Выбор профессии - это процесс принятия молодым человеком решения относительно получения социально-значимого результата: вступление во взрослую жизнь в качестве работника, участника общественного труда. Профессиональное самоопределение может совпасть с выбором профессии, если молодой человек выбирает профессию в соответствии со своими интересами, склонностями, устремлениями и способностями. Выбор профессии не совпадает с процессом профессионального самоопределения в тех случаях, если молодой человек "выбирает" профессию случайно, например, по факту близости работы к месту жительства, общественной моде на данную профессию, по знакомству и т.д.

Существует несколько подходов к определению профессионального самоопределения. В общем виде (в энциклопедическом словаре под редакцией Н.А. Волгина) профессиональное самоопределение рассматривается как определение себя относительно выработанных в обществе и осознанно принятых человеком критериев профессионализма. По мнению Е.А. Голомштока профессиональное самоопределение в общем виде следует понимать как деятельность человека, обретающая то, или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда. А.А. Бодалев рассматривает профессиональное самоопределение как процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. На основании приведенного анализа в исследовании будем придерживаться определения, предложенного Е.А. Климовым: профессиональное самоопределение школьника в общем виде может быть определено как длительный процесс развития отношений человека к своей будущей профессии и к самому себе как потенциальному субъекту профессиональной деятельности. В анализируемом определении подчеркнута активная роль самого человека, он сам выбирает профессию. Динамика профессионального самоопределения молодого человека есть процесс поиска им "своей профессии", соответствующей его склонностям и способностям. Процесс профессионального самоопределения - это действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентации, действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии и действия по саморазвитию у себя способностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки и обучения с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии и профессии относительно собственных устремлений. Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры. Профессиональное самоопределение тесным образом связано с понятием "профессиональная ориентация" (это многоаспектная, целостная система научно - практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально - экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации).

В целом по итогам развития ребенка в школе результатом педагогического руководства его профессионального самоопределения должна быть готовность к выбору профессии, обдумыванию, придумыванию, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей. А результатом заключительного цикла профессионального самоопределения школьника (как деятельности его самого) является его личный профессиональный жизненный план (или, что ближе к реальности, план профессионального "старта" и ближайших вслед за ним шагов). Все это обрамлено юношескими мечтаниями, фантазиями о будущем, что естественно и полезно. Важным и необходимым результатом деятельности самоопределения является и отчетливое сознание того, что "я сам" ("я сама") выбрал профессию (а не того, что "меня заставили" и т.п.). Если всего этого нет, то нет и самоопределения как такового.

Занятие 2. Психолого-педагогические проблемы профессионального самоопределения школьников.

1. Противоречие между недостаточной информированностью подрастающего человека о сложном мире профессий и педагогическим, моральным требованием сознательности и самостоятельности выбора профессии может быть разрешено и разрешается путем систематической работы по профессиональному просвещению учащихся, их родителей, а также и самих педагогов. На разрешение указанного противоречия большое влияние должны оказывать педагоги, т.к. они опираются на научные знания, в практике работы школы постоянно ведется разработка новых форм, методов и приемов.

2. Противоречие между значительной неопределенностью представлений, знаний учащихся о принципах, рациональных основаниях, правилах и условиях решения задачи о выборе профессии и достижении успеха на трудовом жизненном пути, с одной стороны, и настоятельной необходимостью и потребностью что-то и как-то выбрать в веере жизненных путей, самоопределиться в связи с наступлением определенного (юношеского) возраста - с другой, решается в процессе систематической работы школы, которой помогают (должны помогать) в этом все социальные институты (учреждения), ответственные за воспитание, просвещение, образование (включая профессиональное) молодежи. Имеется уже весьма значительная литература по разным вопросам выбора профессии, в частности адресованная, как уже отмечалось, самим учащимся.

3. Противоречие между профессиональными планами учащегося, с одной стороны, и его стойкими личными качествами - с другой; это своего рода внутрисубъектное противоречие. К 15-18 годам индивидуальные особенности характера, темперамента, направленности личности, способностей приобретают достаточную определенность, стойкость и могут рассматриваться как реальные условия, с которыми приходится считаться при проектировании будущего жизненного пути.

Педагогу важно осмысливать и определять свое место, "свой маневр" в реальной системе общественных сил, влияющих на процессы профессионального самоопределения учащихся. Прежде чем оказывать учащемуся помощь в самоопределении, оказывать на него какое-то полезное, как кажется педагогу, влияние, надо разобраться в данной индивидуальной ситуации развития. Старая истина: "Не зная броду, не суйся в воду". Нет ничего легче и нет в данном контексте ничего хуже, чем реализовать педагогические воздействия, опираясь лишь на абстрактное знание об объекте и на общие схемы решения педагогических задач.

Занятие 3. Учет психологических особенностей личности в профессиональном самоопределении школьников.

Уже отмечалось, что в учебном процессе не все явления и возрастные изменения школьников доступны непроизвольному восприятию учителя: состояние заинтересованности, ход его мысли, динамика внимания, способностей. Этот же аспект затрагивает особенности профессиональной деятельности: различные занятия требуют разного, иногда противоположного психического склада человека: бухгалтер находит радость в точном и заранее ожидаемом совпадении документальных данных, а художник-оформитель, наоборот, в неожиданной композиции предметов своего труда. Для этого учащимся полезно иметь информацию о классификации профессий, об их психологическом отношении к человеку, которую было бы удобно "примерить" к складу своей индивидуальности. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что для целей информационного обеспечения профессионального самоопределения школьников существует специальная четырехъярусная обзорная классификация профессий по четырем признакам (особенностям предмета, целей, средств и условий труда). Рассмотрим ее суть:

Первый ярус классификации - Типы профессий.

В соответствии с различимыми разновидностями объектных систем можно выделить следующие типы профессий (обозначим их буквами):

Человек - живая природа (П).

Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.

Человек - техника и неживая природа (Т).

Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания.

Человек - человек (Ч).

Предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель.

Человек - знаковая система (3).

Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Примеры: оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед.

Человек - художественный образ (X).

Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры - художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра.

Второй ярус классификации - Классы профессий.

В пределах каждого типа профессий выделяются следующие три класса по признаку целей, определяемых операционально (т. е. в ответ на вопрос "что делать?" распознавать в принципе известное, преобразовать нечто или изыскать неизвестное, решать нестандартные задачи):

Гностические профессии (Г) (от др. греч. "гнозис" - знание).

Примеры в типе "Человек - природа": контролер-приемщик фруктов,

дегустатор чая. В типе "Человек - техника": пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастер-диагност сельскохозяйственной техники. В типе "Человек - человек": судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог. В типе "Человек - знаковая система": корректор типографии, бухгалтер-ревизор. В типе "Человек - художественный образ": искусствовед, театровед.

Преобразующие профессии (П).

Примеры в типе "Человек - природа": мастер - плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер. В типе "Человек - техника": слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана. В типе "Человек - человек": учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педагог, психолог-практик, экскурсовод. В типе "Человек - знак": чертежник-картограф, машинистка-стенографистка, бухгалтер. В типе "Человек - художественный образ": цветовод-декоратор, художник-оформитель.

Изыскательные профессии (И).

Примеры в типе "Человек - природа": летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь. В типе "Человек - техника": раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор. В типе "Человек - человек": воспитатель, организатор производства, организатор торговли, агент по снабжению. В типе "Человек - знак": программист, математик. В типе "Человек - художественный образ": художник по проектированию интерьера, композитор. Границы между подразделениями (таксонами) классификации также могут быть размыты. Отнесение профессии к тому или иному классу - результат экспертной оценки, а не использования единственно верного "аршина", измерителя, поскольку в данном случае цель - минимально упорядочить сложные объекты, чтобы их множество сделать видимым.

Занятие 4. Основные подходы, формы, методы и приемы профессионального самоопределения учащихся.

В педагогике и психологии работа по педагогическому руководству выбором профессии должна пониматься как длительная, систематическая часть воспитательно-учебной работы школы, подготавливающей своих выпускников для будущей жизни. Она представляет собой ряд направлений, среди которых важно выделить:

Ориентирование учащихся в мире профессий, во множестве профессионально важных личных качеств, жизненных трудовых путей, вариантов стилей деятельности;

Консультирование по соответствующим вопросам;

Адаптация (приспособление) человека к профессии (как профессиональной общности).

Для практической реализации этих направлений используются различные формы, методы и приемы процесса профессионального развития учащихся в системе школьного образования. Учение как деятельность связано и с необходимостью совершенно особой саморегуляции в социальной среде. Родители считаются обычно с тем, что ребенок имеет задания и создают ему определенные условия. Учитель предъявляет требования, а не просто "приглашает поиграть". Школьник сталкивается с большим количеством собственно учебной информации и необходимостью освоить обобщенные приемы ее использования, переработки, усвоения, что является ценной лептой в арсенал средств деятельности его как будущего субъекта труда. Для обдумывания будущего профессионального пути, которое выражено эмоционально и обострено в среднем и старшем школьном возрасте, должен быть в течение предшествующего развития накоплен большой запас "штрихов", впечатлений, представлений, знаний, характеризующих мир труда. Без этого собственно разумное самоопределение и невозможно, а неизбежен путь случайных проб и попыток. Педагогическое же руководство учащимися в деле проектирования ими своего профессионального будущего может при этом выродиться в простую замену профессионального самоопределения, а именно: учащийся будет не подготовлен к выбору профессии и пассивен в этом отношении. Педагогу же ничего не останется, как предлагать ему те или иные готовые варианты решений о возможном профессиональном будущем.Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение - сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их назначении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда. Задача по ознакомлению учащихся с современными профессиями, информированию их о потребностях в кадрах - одна из важных задач для современной школы. Работа по профпросвещению включает в себя профинформацию, профпропаганду и профагитацию. Чтобы работа по профпросвещению имела положительные результаты, она должна проводиться умело и с большим педагогическим тактом. Ориентируя учащихся на профессии, в которых страна испытывает недостаток, нужно избегать всякого рода нажимов, так как неумелое давление на школьников может привести лишь к окончательной потере у них интереса к той или иной профессии.

Занятие 5. Решение вопросов профессионального самоопределения учащихся в условиях профилизации современного школьного образования.

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Учебный план предпрофильной подготовки имеет структуру и включает в себя три компонента. Из имеющихся 102 часов рекомендуется большую часть времени отводить на специально организованные (от месяца до полугодия) курсы по выбору. Курсы предпрофильной подготовки (элективные курсы) рекомендуется организовать как систему профессиональных "проб" ученика в разных областях деятельности, в разных профилях. Именно поэтому основная цель курсов - профориентационная. Содержание курсов предпрофильной подготовки должно включать информацию, расширяющую сведения по учебным предметам, материалы по знакомству учеников со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля.

Итак, переход к профильной школе является значимой проблемой для педагогов, психологов, родителей и учащихся, особенно в решении вопросов профессионального самоопределения и развития школьников. Перед выпускником основной школы стоит трудная задача - выбрать учебное заведение, в котором он продолжит свое дальнейшее обучение. В связи с этим необходимо организовывать для учащихся девятых классов курсы по выбору, разрабатывать диагностические процедуры и профориентационные мероприятия.