Внеклассное мероприятие "День толерантности". 5‒7-й класс

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель: Воспитание толерантности.

Задачи:

  • Создание коллективного проекта - социальной рекламы по толерантности.
  • Обучение спортивным играм, свойственным народностям и регионам.
  • Стимулирование воображения участников в поисках собственного понимания связи толерантности и этикета.
  • Создание условий для формирования у детей компетенций в сфере социальной толерантности.

План мероприятия:

  1. Организационный момент
  2. Конкурсы по этапам
  3. Подведение итогов

Ход мероприятия

1. Организационный момент

Перед началом конкурсов очень важно сформировать команды. Игра рассчитана на учащихся 5-7 классов. Каждый ученик класса должен получить цветной жетон с номером 1,2,3 или 4. Цветов для жетонов используется столько, сколько классов участвует в мероприятии. Например, если в игре участвуют классы 5-А, 5-Б, 6-А, 7-А, 7-Б, то необходимо подготовить 5 цветов для жетонов. Это могут быть жетоны красного, синего, зеленого, желтого, оранжевого цветов. Таким образом, в классе раздаются 4 красных жетона с номерами 1,2, 3, 4; четыре синих жетона с номерами 1,2,3,4 и т.д. Один ученик получает один жетон с одним номером. Детям необходимо объяснить, что номер на жетоне означает номер этапа, в котором им предстоит участвовать. По сигналу, означающему начало игры, дети с номерами жетонов 1 отправляются в помещение, где проводится 1-й этап; с номерами 2 - в помещение, где проводится 2-й этап и т.д. На каждом этапе формируются команды по цветам жетонов: команда красных, команда синих, команда зеленых, команда желтых и команда оранжевых. Получается пять разновозрастных команд по пять человек в каждой. Такое разделение на команды позволяет познакомить и сплотить детей разного возраста и из разных классов. Количество команд и количество человек в них можно варьировать в зависимости от количества участвующих классов и количества человек в этих классах. Все этапы проводятся одновременно и длятся одинаковое количество времени. После их окончания участники игры собираются вместе для подведения итогов и выявления победителей.

2. Конкурсы по этапам

1 этап - "Конкурс социальной рекламы"

Оборудование для учителя: компьютер или ноутбук, проектор, экран.

Оборудование для учащихся: ватманы, маркеры разных цветов.

Слайд № 1

Учитель: - Представь, что ты живешь в мире, где фильм длится полторы минуты, а мысли выражают тремя словами. Это мир рекламы...

- Каждая команда - это рекламное агентство, а наши судьи - это независимые эксперты.

- Реклама существует, чтобы ты остановился и взглянул на нее. Социальная реклама - это не реклама конкретного товара, а "отношения к миру". Это реклама, которая побуждает не к покупкам, а к поступкам. Социальная реклама - это "зеркало" общества, отражение его проблем. Социальная реклама не должна быть двусмысленной, человек, глядя на плакат должен понимать посыл автора однозначно и единственно правильно, тем не менее, она должна быть образной и интересной, заставлять задуматься, вызывать эмоции.

Конкурс № 1 "Эмоции".

Слайды № 2-8

Учитель: - Назовите эмоции, которые вызывает у вас данная реклама. За каждое правильно названное слово команда получает один балл. Баллы заносятся экспертами-судьями в табель соревнований (Приложение №2). Вы можете воспользоваться "Спектром эмоций", написанном на карточках, которые есть у каждой команды (Приложение №1).

Конкурс № 2 "Символы".

Учитель: - Представьте, что мы не можем слышать и чувствовать запахи, говорить и писать слова. Мы только видим. Мы умеем только рисовать - и нам очень нужно выразить свои мысли рисунком, заставить незнакомого человека обратить внимание на наши идеи и чувства.

Попробуй мыслить и общаться символами, изображениями - как древние египтяне. Тогда ты поймешь, что все вокруг тебя несет смысловую нагрузку. Скажем, телефон в твоей руке - просто телефон. А телефон на картинке - символ общения. Нарисуйте символ любви. Ваш рисунок эксперты оценят в баллах (от 1 до 3).

Слайд № 9

- А теперь нарисуйте символ дружбы.

Слайд № 10

- А как можно изобразить толерантность? Нарисуйте символ толерантности.

Слайды №11-15

Конкурс № 3 "Понятия"

Слайд № 16

Учитель: - Что символизирует ваш рисунок. Подберите к нему 5 понятий, которые объясняют термин "толерантность". За каждое верное слово команда получает 1 балл.

Конкурс № 4 "Репортажное фото"

Слайд № 17

Учитель: - Идея (миссия) плаката работает, если ее можно выразить в нескольких словах. От текста может меняться даже смысл изображения.

Слайд № 18

- Придумайте "фразы", которыми мысленно могли бы обменяться эти малыши, отражая понятие толерантности (от 1 до 3 баллов).

Конкурс № 5 "Слоган"

Учитель: - Цель и суть рекламы - в создании стереотипов: прочных, навязчивых ассоциаций, связей. Если такая связь не возникла, значит, рекламная кампания провалилась. В этом также и смысл дополнения плаката, ролика, логотипа слоганом. Глядишь на логотип - на ум приходит слоган. Вспомнил слоган - вспомнил и рекламу. Создайте слоган о толерантности, дополнив фразу: : и станет легче!

Фраза оценивается экспертами от 1 до 3 баллов.

Слайд № 19

- Создайте слоган к фотографии на слайде.

Конкурс № 6 "Плакат о толерантности"

Учитель: - Вы увидели некоторые примеры социальной рекламы, научились выбирать и изображать символы для выражения своей мысли, подбирать слоганы для плаката. Наш последний конкурс - создание плаката на тему толерантности.

2 этап - "Народные спортивные игры"

Оборудование для учителя: большой набивной мяч, гимнастические палки.

Оборудование для учащихся: спортивная форма.

Игры проводятся между 5 командами, игроки которых отмечены разными цветами. Каждая команда состоит из игроков 5-7 классов.

Таджикская игра Гир-гиракон (Кто быстрее?)

Описание. Посередине площадки чертится большой круг. Играющие становятся за кругом на расстоянии вытянутых рук, а водящий - в середине круга. По сигналу играющие начинают забегать в круг и сейчас же убегать из него. Водящий старается поймать кого-нибудь из находящихся в кругу. Если ему удается это, то пойманный становится помощником водящего и тоже начинает ловить забегающих в круг. Каждый пойманный присоединяется к водящим. Игра продолжается до тех пор, пока большинство игроков не станут водящими. Непойманные игроки считаются победителями. (За каждого непойманного игрока команда получает 1 очко). Из них выбирается новый водящий. Можно проводить игру на время.

Правила. Водящий не имеет права выходить из круга. Пойманным считается только тот, кого коснулся водящий, пока тот находился в кругу. Ловить за линией круга не разрешается.

Дагестанская народная игра - Карга

Описание. Участники делятся на две равные команды. На ровной площадке кладется большой камень - карга (заменяется большим набивным мячом). Одной из команд по жребию выпадает охранять его. Чтобы при этом охраняющие не стояли слишком близко к камню, вокруг него можно провести круг радиусом 2-3 м (в зависимости от числа участников). Охраняющие не должны заходить в этот круг. Игроки нападающей команды стараются проскочить между охраняющими камень игроками и запятнать (коснуться) его. Защитники пятнают нападающих. Запятнанные не выбывают из игры, но должны прекратить свою атаку и отойти назад. Если никем не запятнанный нападающий прорвется к камню и коснется его, то команды меняются ролями.

Правила. Карга не считается запятнанным, если его коснется запятнанный перед этим игрок. Можно вести счет очков. За запятнанного нападающего защитники получают 1 очко. Если игрок нападения проскочит между двумя защитниками в сторону камня, то получает 1 очко; если же он обойдет на своем пути 3 защитников, получает 2 очка. Если по истечении определенного времени нападающая команда не сумеет запятнать каргу, то команды меняются ролями и победитель определяется по сумме очков.

Украинская народная игра - Бука тянуть (Бук тянуть)

Участвуют в поединке двое. Порядок участия остальных игроков устанавливается по жребию или по желанию.

Описание и правила. Двое играющих садятся на пол или на землю, упираясь подошвами ног друг в друга. Оба берутся за прочную палку и по команде тянут ее. Победителем считается тот, кто сумел заставить соперника оторваться от земли или выпустить палку из рук. За каждую одержанную победу игрок приносит своей команде 1 очко. Каждая команда состязается со всеми другими командами по одному разу.

Русская народная игра - Пустое место

Описание. Играющие, кроме водящего, становятся в круг, водящий - за кругом. Все кладут руки за спину. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до кого-либо, касаясь спины или рук. Это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование. Дотронувшись, водящий бежит в любую сторону за кругом, а вызванный - в обратную сторону по кругу. Встретившись, они или просто обходят друг друга или здороваются (приседая, кланяясь и т. п.) и продолжают быстрее бежать по кругу, чтобы занять освободившееся место. Кто займет, тот там и остается, а оставшийся без места становится водящим.

Правила. Водящий не имеет права ударять вызываемого. Он может только коснуться его. Водящий может не сразу броситься бежать в ту или другую сторону. Вызванный следит за ним и, как только увидит, в каком направлении он бежит, устремляется в обратную сторону по кругу. При встрече выполняют разные задания (по договоренности). Кто не выполнит, тот становится водящим. Игра идет на время или до определенного количества очков. Каждая победа в поединке приносит команде 1 очко.

3 этап - "Этикет и толерантность"

Оборудование для ведущего: Компьютер или ноутбук, проектор, экран, "чёрный ящик", листы с написанными положительными чертами характера человека, листы с перечислением прав человека и персонажами сказок, листы с пословицами разных народов и синонимичными им русскими пословицами.

Оборудование для учащихся: листы с написанными положительными чертами характера человека, листы с перечислением прав человека и персонажами сказок, листы с пословицами разных народов и синонимичными им русскими пословицами, лист ватмана, фломастеры, авторучки

Ход мероприятия

В начале мероприятия ведущий выясняет у учащихся, как они понимают значение слова "толерантность". Затем на экран выводится определение толерантности из Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО (Приложение №3)

Затем ставится вопрос:

- Что такое этикет? (правила поведения и взаимоотношений)

- Как связаны между собою этикет и толерантность?

Далее рассказывается о происхождении слова "этикет" и формулируется четыре основных принципа современного этикета (Приложение №3)

1 конкурс. Упражнение "Знакомство"

Ведущий:

- Зная правила этикета, каждый участник команды должен познакомиться со всеми участниками.

2 конкурс "Комплимент"

Ведущий:

- Очень важную роль в общении играют комплименты. (Приложение №3). Традицию комплимента связывают с рыцарской культурой и творчеством трубадуров средневековья. Даже само слово compliment (лестное замечание, похвала) - французского происхождения. В более позднее время искусство комплимента высоко ценилось в обществе, и было непременным элементом светской беседы. Комплиментом называется небольшое преувеличение достоинства, которое собеседник хочет видеть в себе. Однако важно помнить, что есть большая разница между комплиментом и лестью, эту разницу чувствуют большинство людей. Лесть равна лжи, а откровенная ложь вызывает эмоции, далёкие от приятных. Необходимо, чтобы комплименты касались и внутренних качеств человека, а не только внешних. Вы этим показываете, что видите и цените внутренний мир человека.

Ведущий:

- Каждый участник команды должен сказать комплимент сидящему справа от него.

3 конкурс "Мешочек толерантности"

Процедура проведения. Ведущий проходит по кругу с "чёрным ящиком", в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в мешочек, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: "Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру".

4 конкурс "Черты толерантной личности"

Ведущий:

- На листах написаны положительные черты характера человека. Вы должны выбрать только 3 черты, которые характерны для толерантной личности. (Приложение №3)

5 конкурс "Что за прелесть эти сказки!"

Ведущий:

- К сожалению, не всегда люди толерантны по отношению друг к другу. Даже в сказках некоторых героев лишали их законных прав. Определите, кто из героев сказки был лишён прав и каких прав /нужно выбрать одного героя из трёх, остальных зачеркните (Приложение №3).

6 конкурс "Переведи пословицы"

Ведущий:

- И всё-таки люди во всём мире одинаковы, даже пословицы имеют одинаковый смысл. Вы должны "перевести" пословицы, т.е. подобрать к каждой пословице схожую по смыслу русскую. (Приложение №3)

7 конкурс "Эмблема"

Каждая группа на листе бумаги должна написать определение толерантности и придумать эмблему, символ этого понятия.

Подведение итогов, рефлексия.

Наиболее полный и обоснованный ответ в каждом конкурсе оценивается максимально в 10 баллов.

этап - Социальное проектирование

Оборудование для учителя: компьютер или ноутбук, проектор, экран.

Оборудование для учащихся: листы формата А3, А4, маркеры, цветные карандаши, стикеры.

Ведущий:

Социальное проектирование - это создание образа будущего для общества. Социальный проект предлагает людям замысел их будущей жизни.

Создание социального проекта начинается с выявления проблемы, которую надо решить.

Чтобы создать проект - нужен план. План проекта это как план жизни, как план сада, где растут самые удивительные, самые фантастические деревья (наши идеи, замыслы). Общество и в самом деле похоже на сад: какие-то тенденции вырастают в масштабные социальные процессы, какие-то увядают, забываются. "Социальным садовником" по сути является каждый. Вопрос в том, хорошие ли это садовники. Мы с вами будем создавать социальный проект в сфере толерантности.

Дать определение толерантности, рассмотреть области толерантности. (Приложение №4).

Задание № 1. "Наблюдатель" или "Разминка".

Отнесите приведенные ниже проблемы общества к нужной области. Помните, что проблема может касаться сразу нескольких областей (время выполнения задания 5 минут).

- Инвалид-колясочник хочет попасть в кафе, но не может: ведущая ко входу крутая лестница и тяжелая дверь предназначены для здоровых людей.

- Девочка из маленького села первый раз пошла в третий класс в крупном городе, девочку засмеяли ее новые одноклассницы: она не знала слов "леггинсы" и "гламур", а также очень плохо читала вслух.

- Некоторые люди считают всех мусульман террористами.

- Русский и армянин, оба сильно напившись, подрались.

- Приезжие не хотят учить русский язык.

- Парень таджик не уступил место беременной девушке-китаянке в переполненном вагоне петербургского метро.

За каждое правильно определенное понятие дается 10 баллов.

Задание № 2. "Прогнозист".

Вам сообщили, что в целях укрепления толерантности и культуры общения с завтрашнего дня каждый, кто сквернословит и очень грубо себя ведет на улицах города в общественных местах, будет:. носить намордник (или несмываемую печать - 1 месяц).

А) Составьте свой прогноз развития этой ситуации.

Б) Выберите представителя команды для презентации и представьте свой прогноз соперникам.

В) Проанализируйте встречные прогнозы команд соперников.

Г) Сделайте общий вывод. Укрепит ли такое мероприятие культуру и толерантность?

Самая аргументированная презентация - получает 10 баллов, каждая следующая по значимости, аргументированности - на один балл ниже.

Задание № 3. "Предсказатель".

Напишите ответы на вопросы (по каждому 5-7 слов).

- Какие человеческие качества в будущем станут самыми важными?

- Какие жизненные цели возникнут у людей в будущем?

- Какие события будут самыми важными в жизни каждого человека?

- Какими ценностями будут дорожить люди в будущем?

- Что в будущем станет самым важным для людей в их жизни?

Команда, представившая наибольшее количество неповторяющихся определений получает 10 баллов. Команда, у которой все определения совпадают - получает 5 баллов.

Задание № 4. "Мозговой штурм - Семья в будущем"

  • Модератором становится ведущий (учитель).
  • Первый этап - предполагает генерацию идей, идеи критиковать нельзя, во внимание принимаются все (время на данный этап выделяется до 5 минут). В команде (5-6-человек) распределяются роли, кто-то выдвигает идеи о родителях, кто-то о бабушках и дедушках, кто-то о детях разного возраста.
  • Второй этап - анализируются и корректируются идеи, им придается законченный вид и форма (на данный этап 3-5 минут).
  • Третий этап - подготовка к выступлению. Готовится наглядное представление своей идеи, это может быть и небольшая инсценировка, и интересный текст-выступление (на данный этап 5 минут).
  • Четвертый этап - презентация своей идеи (на данный этап 5 минут).

Самое яркое, креативное командное представление - получает 10  баллов.

Приложение 1

Приложение 2

Подведение итогов

Источники

  1. Матюшонок И.Н. Методическое пособия "Образ притяжения", "Открытый микрофон".
  2. Сайт "Энциклопедия игр".
  3. Программа "Культурной столице - культуру мира" под редакцией Латышева Н.А., Иванов В.В., Сафарова М.О., Чадин А.В.