Проектно-исследовательская методика считается чрезвычайно перспективным направлением в методике преподавания иностранного языка, особенно в тех случаях, когда тема проекта выходит на межпредметный уровень.
Метод проектов возник еще в начале века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять эти знания на практике [6] . Также он позволяет обратить внимание учащихся на актуальные вопросы и проблемы современной жизни, применить свои языковый материал превратить уроки иностранного языка в дискуссию, исследование.
Выполнение проектных работ на актуальные темы для настоящего времени наглядно демонстрирует учащимся важность английского языка как средства, значительно расширяющего их доступ к информации, следовательно, способствует повышению мотивации к его изучению.
Я считаю, что с расширением возможностей получения информации (через интернет, справочники, учебная литературу) приобретает наиболее важное значение развитие умения критически оценивать эту информацию. При изучении информации учащиеся стараются оценить ее с точки зрения достоверности содержания убедительности приводимых аргументов, логичности вывода. Поэтому работа над проектами является эффективным способом формирования критического мышления.
На уроках при работе над проектами я чаще всего использую работу в паре или в группах (от 3 до 5 человек) в зависимости от темы. Это способствует развитию учебно-социальных навыков, которые крайне важны в современной жизни. При работе в команде учащиеся учатся определять объем информации и последовательность работы с ней, распределять сферы ответственности, объединять результаты исследований и делать общие выводы.
УМК М.З. Биболетовой предусматривает наличие проектно-исследовательской деятельности
Особенно в старших классах в каждом разделе определены темы мини-проектов и итоговых проектов.
Для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовительная работа. Во-первых, четкое определение темы и цели проекта, их значимости, актуальности.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. Например, 9 класс помимо тем, которым предоставлены в учебнике, я использую темы проектов по региональному компоненту:
- Проект «Культурная жизнь Миасса»
- Проект «Создание фильма: идея, сюжет, герои».
- Проект «Происхождение географических названий Челябинской области»
- Проект «Мы в глобальной деревне. Англоязычные страны и Россия».
- Мини-проект по теме "Пути разрешения конфликта".
- Мини-проект "Война и конфликт в современной истории".
- Мини-проект "Моя будущая профессия".
Во-вторых, четкое определение этапов работы над проектом.
Основными этапами работы над проектом являются:
1. Определение проблемы (выполняется всем
классом). Разделение на группы или пары.
Чаще всего деление на группы происходит по общим
интересам, но я стараюсь создавать группы с
разным уровнем знаний и навыков (в группе
учащиеся с разным уровнем подготовки). Это
позволяет мотивировать учащихся с невысоким
уровнем на работу.
2. Выдвижение гипотезы (работа в группе):
обоснование, определение целей и задач.
3. Выбор методов исследования (работа в группе)
4. Проведения исследования: работа с литературой,
источниками интернета, приведение фактов, подбор
аргументов, анализ фактов, проведение опроса.
5. Оформление результатов исследования: работа
учащихся в группах по составлению текста
презентации, подбор и рисование плакатов, подбор
музыкального и видео оформления.
6. Презентация результатов исследования:
представление работ, создание экспертной группы,
которая оценивает проделанную работу и
выступление каждой группы.
Доклад – это публичное устное сообщение по какой-либо теме, включая собственное мнение по данной теме. Лексика в докладе должна быть общедоступная, синтаксические конструкции простые, примеры обязательны, но доступны, доказательны, желательна наглядность.
7. Обобщение выполненной работы: (работа во всем классе) подведение общего итога исследования.
При выполнении проекта важно последовательно выполнять все предложенные задания. Моя задача заключается в том, чтобы при необходимости помочь при оформлении промежуточных результатов исследования, помочь подобрать необходимый материал, подвести к общему итогу исследования, скорректировать оценку, данную экспертной группой, работе каждой группы.
Выполнение заданий проекта часто выходит за рамки урока и требует достаточно много времени. Мини-проекты занимают 1-2 урока, но есть исследования, которые требуют нескольких уроков (примерно 1-2 темы в год).
Часто эти затраты времени оправдывают себя, так как решается ряд важных задач:
1. Развиваются творческие и интеллектуальные
способности учащихся.
2. Формируются социальные и коммуникативные
качества учащихся (умение строить общение)
3. Учитываются интересы, жизненный опыт и
индивидуальные способности учащихся.
4. Усиливается индивидуальная и коллективная
ответственность учащихся за конкретную работу в
рамках проекта.
5. Учащиеся получают возможность применение
своих языков знаний и умений на практике.
При оценки проекта я использую следующие критерии:
- значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
- соответствие используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
- активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
- коллективный характер принимаемых решений;
- характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
- доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
- эстетика оформления результатов выполненного проекта;
- умение отвечать на вопросы экспертов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
Что же касается оформления работы, здесь
тоже разработаны определенные требования. Эти
требования соответствуют требованиям работ,
предъявленным на научно-практической
конференции. Учащиеся как бы готовятся к научной
работе.
В работе должно быть введение, заключение, список
литературы и интернет источников, приложение.
Введение – цель и задачи исследования,
актуальность, предмет и объект исследования,
описания методов исследования. Заключение –
общие выводы, отношение автора.
Учащимся я предоставляю памятку по написанию работы.
1. Оформление титульного листа.
2. Содержание.
3. Введение.
4. Основной материал (деление на главы, параграфы).
5. Заключение.
6. Список литературы
7. Приложение.
Также предлагаю учащимся памятку по выполнению проектов.
1. Выберите тему исследования,
проговорите заинтересовавшую вас тему с
преподавателем и определитесь в направлении
работы.
2. Распределите фронт работы для каждого
участника группы, выберите старшего в группе.
2. Поработайте с систематическими каталогами
школьной и городской библиотек, интернет
-источниками.
3. Выберите наиболее информативно-насыщенные
источники из составленного списка .
4. Внимательно изучите оглавление выбранных книг
для рациональной работы над материалом.
5. Прочитайте и законспектируйте содержание
нужных глав.
6. На основе конспектов составьте свое мнение по
изучаемому вопросу и начните компоновать
имеющийся материал.
7. Обдумайте последовательность пунктов плана,
следите за логикой развития содержания.
8. При составлении основного текста проекта
обратите внимание на точность фактической
информации.
9. Отредактируйте составленный текст.
10. Подберите необходимые иллюстрации, карты по
вашей теме.
11. Оформите печатный вариант вашей работы.
12. Подготовьте защиту вашего проекта,
исследования.
Выполнение разнообразных учебных проектов (диалог, сценка, исследование) позволяет реализовывать не только образовательные задачи, стоящие перед учителем иностранного языка, но и воспитательные. Учащиеся узнают новое о себе, об окружающей жизни, на историю и культуру своей страны, о жизни в стране изучаемого языка.
Моя задача состоит в том, чтобы создать рабочую атмосферу, стимулирующую их мыслительную, коммуникативную и творческую деятельность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, их интересов, потребностей, планов на будущее.
Разберем на примере исследования в 9 классе по теме:
Проект «Мы в глобальной деревне. Англоязычные страны и Россия»
Работа над проектом проходит в два этапа:
1. Изучение тем второго раздела учебника
«Англоязычные страны и Россия».
2. Собственно сама работа над проектом.
Работа над исследованием занимает 5 уроков.
На первом уроке разбираем понятие глобализация, я объясняю цель исследования, определяем тему и задачи исследования, учащиеся делятся на группы, обсуждают в группах тему, выдвигают гипотезы, дается план описания и исследования страны: географическое положение, история, экономика, населения и языки, символы и геральдика, роль страны в глобализации.
Следующие три урока работа проходит в группах, обсуждаются источники, подбирается информация, консультация учителя, разбираем положения об оформлении работы, согласна памяткам.
На пятом уроке учащиеся представляют свои проекты-исследования. Обязательно создается экспертная группа (по одному из учащихся от группы), вместе с детьми определяем критерии оценки, после каждого выступления эксперты высказываются по работе группы (Приложение 1)
Работа над проектом очень нравится детям, оценка проекта зависит теперь не только от учителя, но и от них самих, оценки получаются более субъективны, у них формируется адекватная самооценка и самокритичность.
Моя работа позволяет сделать следующие выводы:
1. У учащихся обогащается социальный и духовный
опыт, развиваются творческие и умственные
способности.
2. Проектная работа мотивирует учащихся на
изучение английского языка и формирует желание
иноязычного общения.
3. Она способствует совершенствованию
устно-речевых и лексические навыков, умений и
навыков письменной речи и позволяет
реально оценивать свои языковые возможности.
Список использованной литературы.
- Биболетова М.З.,Трубанова Н.Н. Программа курса английского языка для учащихся 2-11 кл. общеобраз. учрежд. – Обнинск: Титул, 2009г.
- Гальскова Н.Д.Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 192 с.
- Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку / И.А. Зимняя, Т.Е. Сахарова. –// Иностранные языки в школе. – 1991. – № 3. – С. 9-15.
- Мартьянова Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка / Т.М. Мартьянова.–// Иностранные языки в школе. – 1999. – № 4. – С. 19-21.
- Нехорошева А.В. Из опыта работы по проектной методике / А.В. Нехорошева.– // Иностранные языки в школе. – 2002. – № 1. – С. 18-21.
- Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат.– // Иностр. языки в школе. – 2000. – № 3. – С. 3-9.
- www.metodist.ru
- www.numi.ru
- www.openclass.ru