ЕГЭ как современная форма проверки знаний (на примере дисциплины "Английский язык")

Разделы: Иностранные языки


Главные цели развития образования — повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина; создание условий для реализации человеческого потенциала и формирования человеческого капитала средствами образования; обеспечение образованием необходимых социальных отношений в обществе [Социальные отрасли, 2010: 55].

В «Концепции–2020» развития российского образования усилен акцент на социализацию, развитие способностей и компетентностей. Ставится задача формирования успешной, конкурентоспособной личности с активной творческой позицией. При этом немалая роль отводится учителю ИЯ, так как предмет приобретает особую актуальность в связи с усилением процессов интеграции и расширением международных контактов России [Логинова, 2010: 66].

В 2001 году начался федеральный эксперимент по введению новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, – ЕГЭ.

Технология и методика оценки учебных достижений, используемые ЕГЭ, имеют форму тестирования, в основе которой лежат три типа тестовых заданий: задания с выбором правильного ответа из нескольких предложенных (часть А); задания, требующие краткого ответа (часть B); задания с развёрнутым ответом (часть С). Это не только определяет необходимость формирования у учащихся технического умения работать с тестами, но и требует адекватной оценки собственных возможностей и достижений [Безруких, Параничева, 2010: 135].

ЕГЭ обладает следующими характеристиками: прозрачность, объективность, достоверность, предоставление всем выпускниками равных условий, обеспечение самостоятельности и информационной безопасности [Фуксон, 2004: 12].

Готовиться к сдаче ЕГЭ необходимо начинать не в последний школьный год. Развитие системы региональных олимпиад, поиск, поддержка и сопровождение одарённых, высокомотивированных детей на всём протяжении школьной учёбы и в профильной школе должны развиваться как сфера взаимодействия по линии школа-вуз. Комплексы упражнений, которые должен выполнять учащийся в процессе подготовки к экзамену, должны учитывать индивидуальные особенности его организации деятельности, концентрации внимания, работоспособности.

С 2003 года проводится Единый Государственный Экзамен по иностранным языкам. Его основное назначение состоит в определении уровня подготовки выпускников средней общеобразовательной школы по иностранному языку с целью их итоговой аттестации и отбора при поступлении в высшие учебные заведения. Экзаменационная работа по английскому языку состоит из четырех разделов: аудирование, чтение, грамматика и лексика, письмо. Для успешного выполнения заданий данных разделов необходимо постоянное формирование лексических, грамматических навыков, навыков аудирования, чтения и письма.

В качестве подготовки обучающихся 10 классов к сдаче ЕГЭ может предлагаться элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по английскому языку». Программа элективного курса способствует не только систематизации языковых знаний, но и ознакомлению с заданиями в формате ЕГЭ для дальнейшего формирования лексических, грамматических навыков, навыков аудирования, чтения и письма, необходимых при сдаче ЕГЭ по английскому языку.

Основные задачи программы:

  • ознакомление школьников с требованиями сдачи ЕГЭ по английскому языку;
  • формирование и совершенствование навыков и умений выполнения заданий уровней A, B, C на примере демонстрационных заданий по ЕГЭ по английскому языку;
  • обучение школьников основам самооценки уровня сформированности языковой, речевой компетенции и развитие потребности в языковом самообразовании.

Программа элективного курса рассчитана на 34 часа с частотностью уроков 1 час в неделю.

С целью подготовки обучающихся к сдаче экзамена планирование уроков предполагает следующие формы их проведения: комбинированный урок, урок-лекция, урок-практикум, урок-самоконтроль и самооценка, урок-обобщение, урок-тест.

Режимы работы: фронтальный (учитель – ученик), групповой (работа в группе), индивидуальный (выполнение самостоятельного задания).

Результативность работы определяется высоким уровнем сформированности у обучающихся лексических, грамматических навыков, навыков аудирования, чтения и письма, позволяющим выполнять задания в формате ЕГЭ, допуская наименьшее количество ошибок. Подготовленность обучающихся к экзамену определяется посредством выполнения итоговых тестов в формате ЕГЭ и получения обучающимися соответствующих баллов.

Формы проведения итогов реализации программы отслеживаются в выполнении итоговых тестов в формате ЕГЭ. Ресурсной основой контроля подготовки к экзамену по английскому языку являются следующие методические пособия:

  1. Английский язык: ЕГЭ 2011: индивид. комл. тренир. материалов: вариант № 1 (с аудиоприложением). - М.; Спб.: Просвещение, 2011. - 12 с.
  2. Английский язык: ЕГЭ 2011: индивид. комл. тренир. материалов: вариант № 2 (с аудиоприложением). - М.; Спб.: Просвещение, 2011. - 12 с.
  3. Белинская Н.В., Витковский Е.В. Английский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2009. Вступительные испытания. Ростов-на-Дону: Легион, 2008. - 256 с. - («Готовимся к ЕГЭ»).
  4. Романова Л.И. ЕГЭ. Английский язык. Письмо / Л.И. Романова. - М.: Айрис-пресс, 2009. - 128 с. (Домашний репетитор. Подготовка к ЕГЭ).

Программа данного элективного курса была апробирована в 2010/2011 учебном году в 10-ых классах в МОУ «Гимназия № 150» (г. Омск) и представлена на Всероссийском сетевом Конкурсе «Профессиональный успех – XXI» в номинации «Программы элективных курсов» (для детей 10-11 классов) (г. Киров, 2011).

Список литературы:

  1. Безруких М.М., Параничева Т.М. Подготовка к ЕГЭ (рекомендуется родителям) // ЕГЭ, сдавайся! - М.: ЗАО «Национальная Медиа Группа», 2010. - 144 с.
  2. Логинова С.Ю. Создание мотивации успеха при обучении ИЯ как необходимое условие овладения ИЯ // Проблемы и перспективы преподавания иностранных языков в средней школе [Текст]: материалы научно-практической конференции, посвящённой 15-летию факультета ИЯ (2 апреля 2010 г.) / Отв. ред. Л.Н. Уланская. - Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2010. - 110 с.
  3. Социальные отрасли: экономика и управление : колл. монография. - М.: Изд-во РАГС, 2010. - 228 с.
  4. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования»: материалы Всероссийского совещания по итогам проведения ЕГЭ в выступлениях руководителей региональных органов управления образованием (Л.М. Фуксон, О.В. Иванова) / сост. Т.А. Бархатова. - М.. - №3. - 2004. - С. 12-23