Цель: знакомство с некоторыми фактами биографии А.С. Пушкина.
Задачи:
- Познакомить с некоторыми фактами из биографии писателя, закрепить знание сказок писателя.
- Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, умения рассуждать.
- Воспитывать усидчивость, терпение, культуру общения: умение слушать товарища, высказывать свое мнение.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Оборудование: мультимедийная презентация "Сказки, которые знают все", карточки для лото для каждого ученика, по 6 фишек, мешочек с карточками с вопросами.
Подготовка к уроку: детям дается задание вспомнить и перечитать сказки А.С. Пушкина.
Ход урока
I. Орг. момент.
Проверка готовности к уроку.
II. Вводное слово учителя. (Слайд 2)
- У Лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит:
- Ребята, кто написал эти строки? (Александр Сергеевич Пушкин.) (Слайд 3)
- Верно! Трудно найти человека, который не знал бы произведений А.С. Пушкина. С детства мы слышим и читаем его сказки и стихотворения, в более старшем возрасте знакомимся с поэмами, повестями, романами.
III. Факты из биографии А.С. Пушкина.
- Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 года в Москве. Отец Пушкина - Сергей Львович - был потомком знатного рода. (Слайд 4)
- Он очень любил литературу, был дружен со многими писателями и поэтами того времени. Мать Пушкина - Надежда Осиповна -, урожденная Ганнибал - внучка "арапа Петра Великого", была образованна, остроумна, хороша собой. В семье Пушкиных всего было пятеро детей. В живых остались трое - Александр, Ольга и Лев. (Слайд 5)
- О некоторых фактах из жизни Александра Сергеевича Пушкина нам сегодня расскажут ребята. (Подготовленные учащиеся рассказывают сообщения.)
1 ученик: С детства маленький Саша любил читать и перечитал множество книг. (Слайд 6)
"Чтение - вот лучшее учение", - любил повторять Пушкин. Благодаря книгам, он знал литературу. Эта любовь сохранилась на всю жизнь.
2 ученик: Когда Саше исполнилось 5 лет, его бабушка купила маленькое подмосковное село Захарово. (Слайд 7)
- Именно здесь на берегу реки поэт читал книги. Перед сном он часто слушал сказки. А рассказывала их ему няня - Арина Родионовна Матвеева - крепостная Пушкиных. (Слайд 8)
3 ученик: Именно Арина Родионовна передавала Саше волшебные сказания русской старины, знакомила с русской речью. (Слайд 9)
- Многие сказки Пушкин записывал в уже более взрослом возрасте, присказки, пословицы использовал в своих сказках.
IV. Сказочное лото по сказкам А.С. Пушкина.
- Вот и мы сегодня поговорим с вами о сказках А.С. Пушкина. Вернее, вспомним их. Сколько сказок Пушкина вы знаете? ("Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о золотом петушке", "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях", "Сказка о попе и его работнике Балде", "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".)
- Молодцы. Сейчас мы поиграем в "Сказочное лото". (Слайд 10)
У каждого из вас есть карточка и 6 фишек. Я буду читать вам задания, а вам нужно будет найти правильный ответ у себя на карточке. Если нашли - закрывайте фишкой. Кто первым закроет все фишки, тот и победитель!
Примерная карточка для игры.
Гвидон | "Сказка о золотом петушке" | Царевна-лебедь |
Яблоко | Черномор | "Сказка о попе и работнике его Балде" |
(Учитель достает из мешочка карточку с вопросом. Зачитывает. Дети отвечают. Тот, у кого есть ответ, закрывает фишкой.)
Вопросы:
1.
"За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит."
О ком это говорится? (Царевна-лебедь)
2.
"Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда."
Из какой это сказки? ("Сказка о попе и его работнике Балде")
3.
"Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп,
Откуплюсь, чем только пожелаешь."
Кто так говорил? (Золотая рыбка)
4.
"Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна."
Какая сказка так начинается? ("Сказка о мертвой царевне и семи богатырях")
5.
"Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: "Ки-ри-ку-ку!
Царствуй, лежа на боку!"
Про кого это говорится? (Золотой петушок)
6.
"В синем небе звезды блещут.
В синем море волны хлещут.
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица
Плачет, бьется в ней царица,
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам."
Из какой сказки отрывок? ("Сказка о царе Салтане")
7.
"Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно
В год за три щелка тебе по лбу.
Есть же мне давай вареную полбу."
Назовите имя героя, который произносил эти слова. (Балда)
8.
"Вот проходит восемь дней,
А от войска нет вестей.
Было ль, не было ль сраженья,
Нет Дадону донесенья.
Петушок кричит опять.
Кличет царь другую рать."
Из какой сказки эти строки? ("Сказка о золотом петушке.")
9.
"За невестою своей Королевич :
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет.
К красну солнцу наконец
Обратился молодец!.."
Про какого героя этот отрывок? (Королевич Елисей)
10.
"Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился.
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое корыто."
Как звали этого героя? (Старик)
11.
"Видит: весь сияя в злате,
Царь: сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице;
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Около царя сидят
И в глаза ему глядят."
Как звали царя? (Царь Салтан)
12.
"Сын подумал: добрый ужин
Был бы нам, однако, ужин.
Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук."
Назовите имя этого героя. (Князь Гвидон)
13. Как звали царя в "Сказке о золотом петушке"? (Царь Дадон)
14. Как звали царицу из "Сказки о золотом петушке"? (Шамаханская царица)
15.
"Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
Воротись ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу." (Старуха)
16.
"Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?"
Кто произносил эти слова в "Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях"? (Семь богатырей)
17. У кого жила царевна из "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях" в лесу? (У семи богатырей)
18. От чего уснула царевна из "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях"? (Яблоко)
19.
"Она песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра- чистый изумруд."
Кто грызет орешки? (Белка)
20.
"Где-то вздуется бурливо
Окиян, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумном беге
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя: Кто? (33 богатыря)
21.
"Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька: Кто? (Черномор)
V. Итог урока.
- Ребята, сегодня мы говорили о замечательном русском писателе Александре Сергеевиче Пушкине. Что вы о нем запомнили? (Ответы детей.)
- У каждого возраста свой Пушкин. Для вас он пока поэт-сказочник. В дальнейшем вы узнаете много нового и интересного о его творчестве. Его именем названы улицы, города, площади, библиотеки, школы, парки. Ему поставлено много памятников. (Слайд 11)
Его имя не забудется никогда! На этом наш урок окончен.
Список использованной литературы.
- Биография Пушкина - http://ru.wikipedia.org/wiki/Пушкин,_Александр_Сергеевич
- Сухова Т. Жизненный путь поэта. - Начальная школа, 2009, №9
- Джежелей О.В. Литературное чтение. Чтение и литература. 2 кл. Ч2.: учебник. - М.: Дрофа, 2011.