Урок литературного чтения "Сказки, которые знают все" по УМК "Классическая начальная школа". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель: знакомство с некоторыми фактами биографии А.С. Пушкина.

Задачи:

  • Познакомить с некоторыми фактами из биографии писателя, закрепить знание сказок писателя.
  • Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, умения рассуждать.
  • Воспитывать усидчивость, терпение, культуру общения: умение слушать товарища, высказывать свое мнение.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Оборудование: мультимедийная презентация "Сказки, которые знают все", карточки для лото для каждого ученика, по 6 фишек, мешочек с карточками с вопросами.

Подготовка к уроку: детям дается задание вспомнить и перечитать сказки А.С. Пушкина.

Ход урока

I. Орг. момент.

Проверка готовности к уроку.

II. Вводное слово учителя. (Слайд 2)

- У Лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит:

- Ребята, кто написал эти строки? (Александр Сергеевич Пушкин.) (Слайд 3)

- Верно! Трудно найти человека, который не знал бы произведений А.С. Пушкина. С детства мы слышим и читаем его сказки и стихотворения, в более старшем возрасте знакомимся с поэмами, повестями, романами.

III. Факты из биографии А.С. Пушкина.

- Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 года в Москве. Отец Пушкина - Сергей Львович - был потомком знатного рода. (Слайд 4)

- Он очень любил литературу, был дружен со многими писателями и поэтами того времени. Мать Пушкина - Надежда Осиповна -, урожденная Ганнибал - внучка "арапа Петра Великого", была образованна, остроумна, хороша собой. В семье Пушкиных всего было пятеро детей. В живых остались трое - Александр, Ольга и Лев. (Слайд 5)

- О некоторых фактах из жизни Александра Сергеевича Пушкина нам сегодня расскажут ребята. (Подготовленные учащиеся рассказывают сообщения.)

1 ученик: С детства маленький Саша любил читать и перечитал множество книг. (Слайд 6)

"Чтение - вот лучшее учение", - любил повторять Пушкин. Благодаря книгам, он знал литературу. Эта любовь сохранилась на всю жизнь.

2 ученик: Когда Саше исполнилось 5 лет, его бабушка купила маленькое подмосковное село Захарово. (Слайд 7)

- Именно здесь на берегу реки поэт читал книги. Перед сном он часто слушал сказки. А рассказывала их ему няня - Арина Родионовна Матвеева - крепостная Пушкиных. (Слайд 8)

3 ученик: Именно Арина Родионовна передавала Саше волшебные сказания русской старины, знакомила с русской речью. (Слайд 9)

- Многие сказки Пушкин записывал в уже более взрослом возрасте, присказки, пословицы использовал в своих сказках.

IV. Сказочное лото по сказкам А.С. Пушкина.

- Вот и мы сегодня поговорим с вами о сказках А.С. Пушкина. Вернее, вспомним их. Сколько сказок Пушкина вы знаете? ("Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о золотом петушке", "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях", "Сказка о попе и его работнике Балде", "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".)

- Молодцы. Сейчас мы поиграем в "Сказочное лото". (Слайд 10)

У каждого из вас есть карточка и 6 фишек. Я буду читать вам задания, а вам нужно будет найти правильный ответ у себя на карточке. Если нашли - закрывайте фишкой. Кто первым закроет все фишки, тот и победитель!

Примерная карточка для игры.

Гвидон "Сказка о золотом петушке" Царевна-лебедь
Яблоко Черномор "Сказка о попе и работнике его Балде"

(Учитель достает из мешочка карточку с вопросом. Зачитывает. Дети отвечают. Тот, у кого есть ответ, закрывает фишкой.)

Вопросы:

1.

"За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит."
О ком это говорится? (Царевна-лебедь)

2.

"Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда."
Из какой это сказки? ("Сказка о попе и его работнике Балде")

3.

"Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп,
Откуплюсь, чем только пожелаешь."
Кто так говорил? (Золотая рыбка)

4.

"Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна."
Какая сказка так начинается? ("Сказка о мертвой царевне и семи богатырях")

5.

"Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: "Ки-ри-ку-ку!
Царствуй, лежа на боку!"
Про кого это говорится? (Золотой петушок)

6.

"В синем небе звезды блещут.
В синем море волны хлещут.
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица
Плачет, бьется в ней царица,
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам."
Из какой сказки отрывок? ("Сказка о царе Салтане")

7.

"Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно
В год за три щелка тебе по лбу.
Есть же мне давай вареную полбу."
Назовите имя героя, который произносил эти слова. (Балда)

8.

"Вот проходит восемь дней,
А от войска нет вестей.
Было ль, не было ль сраженья,
Нет Дадону донесенья.
Петушок кричит опять.
Кличет царь другую рать."
Из какой сказки эти строки? ("Сказка о золотом петушке.")

9.

"За невестою своей Королевич :
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет.
К красну солнцу наконец
Обратился молодец!.."
Про какого героя этот отрывок? (Королевич Елисей)

10.

"Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился.
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое корыто."
Как звали этого героя? (Старик)

11.

"Видит: весь сияя в злате,
Царь: сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице;
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Около царя сидят
И в глаза ему глядят."
Как звали царя? (Царь Салтан)

12.

"Сын подумал: добрый ужин
Был бы нам, однако, ужин.
Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук."
Назовите имя этого героя. (Князь Гвидон)

13. Как звали царя в "Сказке о золотом петушке"? (Царь Дадон)

14. Как звали царицу из "Сказки о золотом петушке"? (Шамаханская царица)

15.

"Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
Воротись ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу." (Старуха)

16.

"Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?"

Кто произносил эти слова в "Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях"? (Семь богатырей)

17. У кого жила царевна из "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях" в лесу? (У семи богатырей)

18. От чего уснула царевна из "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях"? (Яблоко)

19.

"Она песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра- чистый изумруд."
Кто грызет орешки? (Белка)

20.

"Где-то вздуется бурливо
Окиян, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумном беге
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя: Кто? (33 богатыря)

21.

"Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька: Кто? (Черномор)

V. Итог урока.

- Ребята, сегодня мы говорили о замечательном русском писателе Александре Сергеевиче Пушкине. Что вы о нем запомнили? (Ответы детей.)

- У каждого возраста свой Пушкин. Для вас он пока поэт-сказочник. В дальнейшем вы узнаете много нового и интересного о его творчестве. Его именем названы улицы, города, площади, библиотеки, школы, парки. Ему поставлено много памятников. (Слайд 11)

Его имя не забудется никогда! На этом наш урок окончен.

Список использованной литературы.

  1. Биография Пушкина - http://ru.wikipedia.org/wiki/Пушкин,_Александр_Сергеевич
  2. Сухова Т. Жизненный путь поэта. - Начальная школа, 2009, №9
  3. Джежелей О.В. Литературное чтение. Чтение и литература. 2 кл. Ч2.: учебник. - М.: Дрофа, 2011.