Классный час к 300-летию М.В. Ломоносова "Гордость Отечества". 5-й класс

Разделы: Математика, Внеклассная работа

Класс: 5


Цели:

  • Расширять знания о жизни и деятельности М.В. Ломоносова.
  • Формировать чувство гордости за свою страну, её историю.
  • Способствовать возникновению интереса к личности М.В. Ломоносова, рассматривать его как пример для подражания.
  • Вырабатывать у школьников интерес к процессу поиска нужной информации.
  • Развивать познавательные способности.
  • Формировать логическое мышление.
  • Вырабатывать усидчивость и внимание.
  • Прививать навыки культуры поведения во время общественных мероприятий.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, телескоп, карточки с заданиями для команд пластилиновые шарики разного цвета, палочки для их соединения, 3 одинаково разрезанные открытки.

Зал украшен, на занавесе прикреплены звезды разных размеров и форм. На трех из них написан класс (5-а, 5-б, 5-в) и высказывания М.В.Ломоносова.

Ход мероприятия

Добрый день, ребята! 19 ноября 2011 года - знаменательная дата в истории России. В этот день мы отмечаем 300-летие со дня рождения М.В.Ломоносова - великого человека земли русской. Выдающийся ученый. Гордость России. Благодаря многогранному таланту М.В.?Ломоносов смог стать "первым нашим университетом". (А.С.?Пушкин).

Сегодня мы проводим классный час, посвященный М.В.Ломоносову. Нам с вами предстоит игра-конкурс "Гордость Отечества".

Но сначала подведем итоги викторины (приложение), посвященной великому человеку и ученому М.В.Ломоносову. Участники викторины награждаются призами.

А сейчас команды от каждого класса приглашаем занять свои места за игровыми столами. Вам будут предложены задания, с которыми вы непременно справитесь, а одноклассники вас поддержат. Определить победителя нам поможет жюри (ведущий представляет членов жюри).

Давайте сначала, ребята, вспомним основные моменты жизни М.В.Ломоносова, разносторонне одаренного человека (презентация, слайды 1-20).

(Слайд 21. По щелчку мыши появляются названия каждого конкурса)

Ведущий:

А теперь, команды, соберитесь,
Взявшись за руки, друг другу улыбнитесь,
Ведь пришла пора решать задачи,
Пожелаем все мы вам удачи!

1 конкурс "Биографический".

Вопросы на знание биографии М.В.Ломоносова. Каждый верный ответ оценивается 1 баллом.

  1. Где родился Михаил Васильевич Ломоносов?
  2. Назовите первые учебные книги Ломоносова
  3. Куда ему удалось поступить в Москве?
  4. Куда был направлен Ломоносов за отличную учёбу?
  5. Самая известная мозаичная работа Ломоносова.
  6. Какое научное звание он получил в Петербургской академии?
  7. В какой науке Ломоносов открыл очень важный закон, закон сохранения энергии?
  8. На какой планете он открыл атмосферу?
  9. Что было открыто по его предложению в 1755 году?

(Пока команды отвечают на вопросы, ведущий дает задания ребятам, сидящим в зале).

Ребята, мы с вами не будем скучать. Поиграем в математическую чехарду: называем по очереди математические термины, в которых есть буква "д".

(Команды сдают свои ответы в жюри).

Мы с вами знаем, ребята, что одним из первых учебников Ломоносова была "Арифметика" Леонтия Магницкого.

Вот, например, пожелание из предисловия к книге:

"И желаем да будет сей труд

Добре пользовать русский весь люд".

Как вы, ребята, понимаете эти слова Леонтия Филлиповича?
А теперь продолжим нашу игру.
2 конкурс "Реши логическую задачу"

Решите старинную задачу. Крестьянину нужно перевезти через реку волка, козу и капусту. Но лодка такова, что в ней может поместиться только крестьянин, а с ним или один волк, или одна коза, или одна капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Как перевез свой груз крестьянин?

Задания залу: Ребята, вспомните сказки, в названиях которых встречаются числа.

А знаете ли вы, ребята, что Ломоносов первым высказал идею о строении молекулы из атомов? А из молекул состоят вещества.

3 конкурс "Составьте молекулу своего вещества и дайте ему название"

Ребята, используя пластилиновые шарики-атомы разного цвета и палочки-соединения, создают молекулу. Называют свое вещество.

Залу в это время предлагаются занимательные задачи.

- Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь?

- Что тяжелее: килограмм гривенников или полкилограмма двугривенных?

- Одна девочка написала: "Двести сорок да двести сорок будет четыреста сорок". Она не ошиблась, но в чем дело?

Команды показывают молекулы и называют вещество, которое состоит из таких молекул.

Слово предоставляется жюри для подведения промежуточных итогов.

Ведущий: Михаил Васильевич Ломоносов известен и как поэт. Михаил Васильевич Ломоносов?- автор многочисленных художественных произведений.

Им созданы более 40 од, из них - 33 похвальные оды, героическая поэма о Петре Великом, множество, так называемых, надписей - стихов на случай, пародий и сатирических стихотворений.

4 конкурс "Буриме".

Буриме (от французского слова bouts-rimes- "рифмованные концы")- литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда ещё и на заданную тему.

Зная рифмованные концы, придумайте стихотворение.

______________ друзья

______________ вам я

______________ секрет

______________ нет

______________ стремиться

______________ добиться!

Ведущий предлагает и ребятам в зале поиграть в буриме.

:::::: чашка

:::::: Чебурашка.

::::::учиться

:::::: не лениться.

:::::: год

:::::: народ.

Ребята, а как вы думаете, какие черты характера помогли Михаилу Васильевичу добиться таких успехов?

Умение мыслить, анализировать, предлагать различные варианты решения задач - все это свойственно человеку умному. Этими качествами обладал и М.В.Ломоносов. "Историк, Химик, Механик, Геолог, Художник и Стихотворец, он всё испытал и всё прошёл".Так писал о Ломоносове А.С.Пушкин. Любимой наукой Михаила Васильевича была химия. В созданной им химической лаборатории, было восстановлено искусство мозаики Древней Руси.

5. Конкурс "Мозаика"

Командам предлагается собрать разрезанную на несколько частей открытку.

Одновременно с этим от каждой команды приглашается 1 человек для участия в последнем конкурсе.

(По гиперссылке в презентации можно посмотреть открытку, которую собирали команды).

6. Конкурс "Найди свою звезду".

Ведущий: Мы знаем, что Ломоносов усовершенствовал подзорную трубу, которую называл "ночезрительной трубой". В неё можно было рассматривать ночное небо и звезды. А у нас звезды расположены на занавесе сцены. Представителям команд предлагается в телескоп найти свою звезду и прочитать написанное на ней высказывание М.В.Ломоносова. Примеры:

1. "Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит".

2. "Химия - правая рука физики, а математика - её глаз".

3. "Все, что до этого было в науках темно, сомнительно и недостоверно, математика сделала ясным, верным и очевидным".

4. "Слеп физик без математики".

Слайд 23

Заканчивая наш классный час, хочется вспомнить слова Б.Шергина: "Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова"

Слово жюри для подведения итогов игры. Награждение грамотами и призами.

Используемые ресурсы:

  1. http://biographer.ru/biographies/10.html
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
  3. http://www.syt.edu.severodvinsk.ru/web/bogdanov/index9.htm
  4. http://schoolbiblio.ucoz.ru/index/mikhail_lomonosov/0-84
  5. http://wallpaper.goodfon.ru/image/20772-1400x1050.jpg
  6. http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&img_url=massmedia.msu.ru%2Fuserfiles%2Fput_lomonosov.jpg

Приложение 1.

Приложение 2.