Наиболее эффективным для использования возможностей ребенка в освоении грамоты считается старший дошкольный возраст. Этот период получил название периода "языковой одаренности", в котором ребенок проявляет повышенную восприимчивость к звуковой стороне речи, к звучащему слову.
В основе программы обучения чтению лежит звуковой аналитико-синтетический метод, т.е. в процессе овладения чтением дети сначала знакомятся со звуком, и лишь потом с буквой. Поэтому пропедевтический этап в обучении чтению направлен на формирование ориентировки в звуковой стороне речи.
Учитывая нередко у детей некоторую задержку в лексико-грамматическом развитии, в системе обучения предусматриваются упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря, устранение недостатков грамматического строя речи, развитие связной речи.
Цели программы:
- развитие фонематического восприятия;
- развитие анализа и синтеза звукового состава речи;
- развитие лексико-грамматических средств языка;
- развитие графо-моторных навыков.
Программа рассчитана на детей 5-6 лет два раза в неделю по 30 минут. Обучение делится на 3 периода. Диагностика развития проводится три раза в год.
Первый период обучения
Первый период обучения длится полтора месяца.
Задачи:
1. Развитие звукопроизношения - это в первую очередь воспитание внимания к звуковой стороне речи. Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки. Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти. Преобразование слогов за счет изменения одного звука. Различение интонационных средств выразительности в чужой речи. Различение односложных и многосложных слов. Выделение звука из ряда других звуков. Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове. Выделение среднего звука в односложном слове. Практическое усвоение понятий "гласный - согласный" звук.
2. Подготовка детей к анализу звукового состава слова.
Выделение начального гласного из слов. Анализ и синтез обратных слогов. Выделение слогообразующего гласного в позиции после согласного. Выделение первого согласного в слове. Анализ и синтез слогов ("та", "ми") и слов: "суп", "кит".
Формирование навыка слогового чтения. Выкладывание из цветных фишек и букв, чтение и письмо обратных слогов: "ат", "ит". Выкладывание из фишек и букв, а также слитное чтение прямых слогов с ориентировкой на гласную букву. Преобразовывание слогов и их письмо. Выкладывание из букв разрезной азбуки и чтение слов.
Постепенное усвоение терминов "звук", "буква", "слово", "слог", "гласный звук", "согласный звук", "твердый звук", "мягкий звук".
3. Развитие лексико-грамматических средств языка
Учить детей вслушиваться в обращенную речь. Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов. Учить детей преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени. Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи. Учить детей использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия).
Учить детей некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками.
В первом периоде обучения детям дается представление о предложении; обращается внимание на то, что предложение состоит из слов, что слова в предложении расположены в определенной последовательности и должны находиться в определенной грамматической форме.
4. Развитие графо-моторных навыков.
На первом этапе дети осваивают зарисовку по точкам, а затем самостоятельно - зарисовку фигур, состоящих из прямых линий, а также письмо прямых палочек; учатся аккуратно заштриховывать фигуры вертикальными и горизонтальными линиями.
Второй период обучения
Второй период обучения длится четыре месяца.
Задачи:
1. Развитие фонематического восприятия.
Определение наличия звука в слове. Распределение предметных картинок, названия которых включают: дифференцируемые звуки; определенный заданный звук. На этом же материале: определение места звука в слове; выделение гласных звуков в положении после согласного в слоге; осуществление анализа и синтеза прямого слога; выделение согласного звука в начале слова; выделение гласного звука в конце слова.
Практическое знакомство с понятиями "твердый - мягкий звук" и "глухой - звонкий". Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи. Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове.
2. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги, составление слоговой схемы односложных и двухсложных слов. Звуко-слоговой анализ слов, таких, как косы, сани, суп, утка. Составление схемы слов из полосок и фишек. Качественная характеристика звуков. Усвоение слогообразующей роли гласных (в каждом слоге один гласный звук). Развитие умения находить в слове ударный гласный. Развитие умения подбирать слова к данным схемам. Развитие умения подбирать слова к данной модели (первый звук твердый согласный, второй - гласный, третий - мягкий согласный, четвертый - гласный и т. п.).
Формирование начальных навыков чтения (работа с разрезной азбукой). Составление слов из букв разрезной азбуки, из данных слогов, дополнение слов недостающими буквами. Преобразование слов за счет замены одной буквы. Усвоение буквенного состава слов, например: "Таня", "Яма". Усвоение следующих навыков: слова пишутся раздельно, имена людей и клички животных пишутся с заглавной буквы. Обучение чтению предложений и текстов. Соблюдение при чтении пауз на точках. Формирование умения осмысленно отвечать на вопросы по прочитанному. Пересказ прочитанного. Закрепление навыка контроля за правильностью и отчетливостью своей речи.
Формирование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами. Формирование умения составлять из букв разрезной азбуки предложения из 3-4 слов после устного анализа и без предварительного анализа.
3. Формирование лексико-грамматических средств языка.
Уточнять представления детей об основных цветах и их оттенках, знание соответствующих обозначений. Учить детей образовывать относительные прилагательные. Учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков. Закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе. Упражнять в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов.
Учить использовать предлоги "на, под, в, из", обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных.
Совершенствовать навык ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации). Расширять навык построения разных типов предложений. Учить детей распространять предложения введением в него однородных членов. Учить составлять наиболее доступные конструкции сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Учить составлять короткие рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, пересказ.
4. Развитие графо-моторных навыков.
В течение второго этапа обучения осваивается письмо наклонных линий, зарисовка фигур, состоящих из прямых и наклонных линий, обводка и штриховка фигур косыми линиями.
В занятие включаются следующие виды работ: письмо графических элементов, зрительный или слуховой диктант.
Третий период обучения
Третий период обучения длится три месяца.
Задачи:
1. Развитие фонематического восприятия.
Составление схемы слова с выделением ударного слога. Выбор слова к соответствующей графической схеме. Выбор графической схемы к соответствующему слову. Преобразование слов за счет замены одного звука или слога. Подбор слова с заданным количеством звуков. Определение последовательности звуков в слове. Определение порядка следования звуков в слове. Определение количества и порядка слогов в слове. Определение звуков, стоящих перед или после определенного звука. Составление слов из заданной последовательности звуков.
2. Развитие анализа и синтеза звукового состава речи.
Дальнейшее развитие навыков различения звуков. Закрепление навыка звуко-слогового анализа слов различной сложности, произношение которых не расходится с написанием. Подбор слов по схемам и моделям. Усвоение буквенного состава слов различной сложности. Проведение в занимательной форме (загадки, кроссворды, ребусы) постоянно усложняющихся упражнений, направленных на определение буквенного состава слов. Выкладывание из букв разрезной азбуки небольших (3-5 слов) предложений с предварительным орфографическим и звуковым анализом и самостоятельно.
Дальнейшее развитие навыков чтения. Правильное слоговое чтение небольших рассказов с переходом на чтение целыми словами.
Закрепление умения давать точные ответы по прочитанному, ставить вопросы к несложному тексту, пересказывать прочитанные тексты. Заучивание наизусть стихотворений, скороговорок, загадок.
3. Формирование лексико-грамматических средств языка
Закреплять навык употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок. Закреплять навыки образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (ое-, -ин-, -ев-, -ан-, -ян). Учить образовывать наиболее употребительные притяжательные прилагательные ("волчий", "лисий"); прилагательные, с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов: -еньк- -онък-. Учить употреблять наиболее доступные антонимические отношения. Уточнять значения обобщающих слов.
Формировать навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Расширять значения предлогов.
Учить составлять разные типы предложений. Учить преобразовывать предложения за счет изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога; изменения вида.
Развивать и усложнять навык передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых детьми действий. Закреплять навык составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т. п.).
4. Развитие графо-моторных навыков.
На третьем этапе дети овладевают зарисовкой наиболее сложных фигур, включающих круги и овалы, осваивают написание палочек с петлей. Закрепляются ранее полученные навыки. Продолжаются упражнения в штриховке фигур. Кроме заштриховки вертикальными, горизонтальными и косыми линиями, дети усваивают заштриховку фигур короткими линиями и точками. В занятия могут быть одновременно включены зрительный и слуховой диктанты.
В итоге работы дети должны научиться:
четко дифференцировать все изученные звуки;
называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
различать понятия "звук", "твердый звук", "мягкий звук", "глухой звук", "звонкий звук", "слог", "предложение" на практическом уровне;
производить элементарный звуковой анализ и синтез;
читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;
выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать слова различного слогового состава, предложения с применением всех усвоенных правил правописания;
правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
владеть навыками диалогической речи;
владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги - употребляться адекватно.