Интегрированный урок литературы и математики. Тема: "А.С. Пушкин и математика". 6-й класс

Разделы: Математика, Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13 МБ)


ЦЕЛЬ УРОКА: формирование представления о единстве школьных дисциплин в понимании целостности окружающего мира.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • обучающие - изучить детские и лицейские годы жизни А.С.Пушкина; провести обзор произведений, которые будут изучаться в 6 классе; повторить действия с обыкновенными и десятичными дробями, со смешанными числами; закрепить навыки решения уравнений с одной переменной; решить текстовую задачу с применением перевода одних единиц измерения в другие;
  • развивающие - развитие творческого мышления, любознательности и познавательной активности учащихся через математизацию биографических фактов жизни А.С.Пушкина;
  • воспитательные - воспитание чувства национальной гордости и патриотического отношения учащихся к истории нашей Родины через изучение биографии А.С.Пушкина; воспитание устойчивого интереса учащихся к жизни и творчеству А.С.Пушкина.

ВИД ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКЕ СРЕДСТВ ИКТ: Презентация в POWER POINT, распечатанные текстовые материалы к уроку в формате MS Word, электронный журнал оценок в EXCEL.

НЕОБХОДИМОЕ АППАРАТНОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: мультимедийный компьютер, интерактивная доска.

ПЛАН УРОКА:

Вступление (5мин.)

Алгебра. Проверка техники счёта (5 мин.)

Литература. Сообщения результатов поисковой работы учащихся о детских годах жизни А.С.Пушкина (18мин.)

Алгебра. Решение текстовой задачи на движение, связанной с детством А.С.Пушкина (10мин.)

Литература. Детские годы жизни А.С.Пушкина (обобщение) ( 7мин.)

Литература. Сообщения результатов поисковой работы учащихся о лицейских годах жизни А.С.Пушкина (15мин.)

Литература. Лицейские годы жизни А.С.Пушкина (обобщение) ( 5мин.)

Литература + алгебра. Математический кейворд по произведениям А.С.Пушкина (20мин.)

Итог урока. Домашнее задание (5мин.)

ХОД УРОКА

1. Вступление (Презентация, слайд 1 – 6)

Учитель математики рассказывает об особенностях интегрированного урока.

- Сегодня мы проводим необычный урок. Необычный потому, что на одном уроке с вами будут работать одновременно два учителя: учитель литературы и математики. Нам предстоит за два часа интегрированного урока . . .( знакомит учащихся с задачами урока в области математики и условиями работы в индивидуальных распечатанных текстовых материалах).

Учитель литературы продолжает рассказ коллеги:

- Сегодня на уроке мы познакомимся с детскими и лицейскими годами жизни Александра Сергеевича Пушкина, проведём обзор произведений, которые будем изучать в 6 классе (кратко знакомит учащихся с целями, задачами и содержанием урока в области литературы. Заканчивая вступление, учитель обращает внимание детей на слайд 6 с портретом А.С.Пушкина с пропущенными датами жизни поэта).

2. Алгебра. Проверка техники счёта (Интерактивная доска, индивидуальные распечатанные текстовые материалы к уроку в формате MS Word ПРИЛОЖЕНИЯ 1 - 6, ПРЕЗЕНТАЦИЯ слайд 6- 7, страница журнала в EXCEL со списком класса)

Учитель математики:

- Сейчас вам предстоит устно решить примеры с десятичными дробями и целыми числами, чтобы установить даты жизни поэта. Учащиеся нечётных вариантов определят дату рождения, а чётных вариантов – дату смерти поэта.

Примеры с ключами к их решению помещены в текстовых материалах у каждого ученика и в файлах MS Wоrd “Математические задания к уроку ?вар”. Далее учитель опрашивает учащихся с целью выяснения результатов устного счёта и фиксирует эти результаты на интерактивной доске (по 2 учащихся с каждого ряда разных вариантов). После опроса на слайде 7, а потом 8 появляются точные даты жизни А.С.Пушкина. Учитель отмечает активных участников работы на этом этапе в электронном журнале в EXCELе по гиперссылке со слайда.

3. Литература. Сообщения результатов поисковой работы учащихся о детских годах жизни А.С.Пушкина. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ, слайд 9 – 13, страница журнала в EXCELе со списком класса).

Учитель литературы передаёт слово учащимся, подготовившим сообщения о детских годах А.С.Пушкина.

Слайд 9 (1 ученик о родителях поэта)

- Сердце России – Москва – родина величайшего русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Москва стала для его таланта огромной колыбелью, не сравнимым ни с чем городом его детства. Родился поэт 6 июня 1799года на одной из окраинных улочек города. Его отец – Сергей Львович Пушкин – отставной военный, принадлежал к старинному дворянскому роду. Он был, что называется “светский человек”, острослов, страстный любитель поэзии.

Мать поэта – Надежда Осиповна – была внучкой Абрама Петровича Ганнибала, сына эфиопского князя. Она была красива, любила выезжать в свет. Характер имела самый неровный, с резкими сменами настроений: то гневалась, да так, что не только прислуга, но и дети и муж старались не попадаться на глаза, то впадала в чёрную меланхолию, то вдруг снова становилась ласковой и оживлённой.

Слайд 10, 11. (1 ученик о брате и сестре поэта, о воспитании в семье)

- Кроме Александра Сергеевича, в семье росло ещё двое детей - Ольга и Лев.

Воспитание детей в доме Пушкиных было поручено, как это было принято в то время в дворянских семьях, французам-гувернёрам. Однако благотворного влияния на воспитание мальчика они не имели.

На формирование характера мальчика большое влияние оказали бабушка поэта Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски, и няня Арина Родионовна, которая знала бесчисленное количество пословиц, поговорок, песен и сказок. Эти две русские женщины своими рассказами и сказками и учили мальчика русскому языку, вводили его в мир старины, народного быта, народной поэзии.

Слайд 12. (1 ученик о друзьях семьи)

- Семья Пушкиных принадлежала к образованной части московского общества. В доме отца будущий поэт в детском возрасте видел и слушал многих известных русских писателей: Николая Михайловича Карамзина, Константина Николаевича Батюшкова, Василия Андреевича Жуковского, Иван Иванович Дмитриев. Частым гостем был и дядя будущего поэта Василий Львович Пушкин, который был известным в то время поэтом. Вечера проходили в увлекательных разговорах о литературе. Василий Львович читал свои стихи и басни. Мальчик забирался в уголок, стараясь быть как можно неприметнее, и вслушивался в разговоры взрослых.

Умный и наблюдательный мальчик, многое схватывал из бесед старших, рано пристрастился к литературе. Сергей Львович, отец Пушкина, говорил про сына: “В самом младенчестве он показал большое уважение к писателям”.

Пушкин рано пристрастился к книгам. Он жадно читал произведения, которые были собраны в библиотеке его отца, и, обладая замечательной памятью, многое усваивал наизусть.

Он рано начал пробовать свои силы: в 8 лет он сочинял на французском языке маленькие комедии, в 9 лет писал басни, пьесы, даже большую поэму со сказочным сюжетом.

Слайд 13. Учитель литературы продолжает рассказ учащихся об усадьбе бабушки поэта Марии Алексеевны Ганнибал.

- До поступления в Царскосельский Лицей будущий поэт вместе со своей семьёй проводил каждое лето в имении Марии Алексеевны Ганнибал, бабушки поэта. Впечатления, полученные Пушкиным-ребенком в Захарово, сохранились на всю жизнь. Здесь будущий поэт впервые узнал о поэтической русской природе, о простых русских крестьянах.

Мне видится мое селение,
Мое Захарово; оно
С заборами в реке волнистой,
С мостом и рощею тенистой
Зерцалом вод отражено.
На холме домик мой...

Так как в Захарово не было своей церкви, Пушкины каждое воскресенье ездили в Большие Вязёмы к обедне.

4. Алгебра. Решение текстовой задачи на движение, связанной с детством А.С.Пушкина. (Презентация, слайд 14, индивидуальные распечатанные текстовые материалы к уроку в формате MS Word ПРИЛОЖЕНИЯ 1 - 6, страница журнала в EXCELе со списком класса.)

Учитель математики делает переход к решению текстовой задачи на движение, связанной с усадьбой Марии Алексеевны Ганнибал.

5. Литература. Детские годы жизни А.С.Пушкина (обобщение) (Презентация, слайд 15,

страница журнала в EXCELE со списком класса)

Учитель литературы проводит фронтальный опрос по итогам сообщения учащихся. На слайде 15 после верного ответа появляется информация по заданному вопросу и ученики записывают её в тетрадях. Учителя отмечают в электронном журнале EXCEL наиболее активных учеников в решении задачи и в опросе.

6. Литература. Сообщения результатов поисковой работы учащихся о лицейских годах жизни А.С.Пушкина. (Презентация, слайд 16 – 23, страница журнала в EXCEL со списком класса.)

Учитель литературы делает переход к лицейскому периоду в жизни А.С.Пушкина.

- Пушкину было 12 лет, когда родители решили определить сына в только что основанный Царскосельский Лицей. В июне 1811 г. Александр со своим дядей Василием Львовичем Пушкиным поехал в Петербург. Он впервые покидал Москву. Детство кончилось. Он ехал в Лицей.

Слайд 16 (1 ученик о расположении Лицея и о поступлении А. С. Пушкина в Лицей)

- Лицей был расположен в одном из красивейших пригородов Петербурга – Царском Селе. Императорский Царскосельский лицей - привилегированное учебное заведение, предназначенное для подготовки высших государственных чиновников из детей дворянского сословия. Лицей был закрытым учебным заведением, в него было принято всего 30 учеников.

12 августа будущий поэт выдержал вступительный экзамен. 19 октября был торжественно открыт лицей, и с этого дня началась лицейская жизнь Пушкина.

Слайд 17 (1 ученик о расположении комнат Лицея и об обстановке комнаты А. С. Пушкина.)

- На первом этаже Лицея находились квартиры инспектора и гувернёров, на втором – столовая, буфетная, больница, аптека, малый конференц-зал, канцелярия, на третьем - актовый зал, классы, физический кабинет, библиотека, газетная комната, на четвёртом – комнаты воспитанников, обставленные весьма скромно: стол с необходимыми принадлежностями (чернильницей, свечой и щипцами для снятия нагара со свечи), конторка для занятий, стул, комод, кровать с матрацем, одеяло, полупуховая подушка, зеркало, умывальник. Пушкин поселился в комнате №14. Лицеистам объявили, что до окончания шестилетнего срока обучения никто не должен покидать Лицея или выезжать из него. Родственникам разрешалось посещать воспитанников только по праздничным дням.

Слайд 18 (1 ученик о распорядке дня в Лицее.)

- День лицеистов начинался в шесть часов утра. После утренних процедур лицеисты шли на молитву. С семи до девяти – занятия. В девять часов утра – чай. С 10 до12 – снова занятия. От 12 до часу – прогулка. В час – обед. От двух до трёх дня – чистописание или рисование. От 3 до 5 – другие уроки. В 5 –чай и затем (до 6) прогулка. Далее до половины 9-го вечера – “вспомогательный класс” (повторение уроков). В половине девятого – ужин. После ужина до 10 – отдых. В 10 лицеисты шли на вечернюю молитву и потом отходили ко сну. Утреннюю и вечернюю молитву читали по очереди. Занятия в Лицее продолжались с 1 августа по 1 июля. Каникулы устраивались раз в году (с 1июля по 1 августа). Лицей соединял образование и воспитание, цель которого заключалась в лицейском девизе – учиться и жить “Для общей пользы”. Преподаватели и воспитатели соблюдали главное правило, гласившее о том, чтобы воспитанники “никогда не были праздны”.

Слайд 19 (1 ученик о друзьях А. С. Пушкина в Лицее.)

- В Лицее создавалась благоприятная атмосфера для развития творческих, художественных и иных способностей лицеистов. Профессора благосклонно относились к сочинению стихов, к занятиям искусством и всячески поощряли воспитанников. Здесь Пушкин впервые почувствовал себя Поэтом: талант его был признан товарищами по лицею, среди которых были Дельвиг, Кюхельбекер, Пущин, наставниками лицея, а также такими корифеями русской литературы, Державиным, Жуковским, Батюшковым, Карамзиным. В Лицее царил культ дружбы, и Пушкин пронёс его через всю свою жизнь. Его близкими друзьями стали Антон Дельвиг – добродушный, медлительный, фантазёр и тоже поэт, Иван Пущин – справедливый, смелый, спокойный юноша, Вильгельм Кюхельбекер восторженный, одержимый стихами.

Слайд 20 (1 ученик о первом печатном произведении А. С. Пушкина в Лицее.)

- В лицее Пушкин начал всерьёз сочинять стихи. В 1814 году в журнале “Вестник Европы” (№13) вышло стихотворение “Другу-стихотворцу” за подписью: “Александр н.к.ш.п.” (согласные его фамилии в обратном порядке). Это было первое напечатанное стихотворение Пушкина. Талант юноши был признан большинством воспитанников и наставников Лицея.

Слайд 21 (1 ученик об экзамене А. С. Пушкина в Лицее.)

- Но вот наступил день публичного экзамена - 8 января 1815 года, - на который приехал известный в тот время поэт Гавриил Романович Державин. Пушкину велели прочесть собственное стихотворение “Воспоминания в Царском Селе”. Державин был растроган, хотел обнять поэта, но тот в смущении убежал. "Меня искали, но не нашли", - вспоминал об этом Пушкин. Знаменитый поэт признал в Пушкине достойного себе наследника. Это стихотворение было напечатано в “Российском Музеуме”, который в том же году поместил и ещё несколько стихотворений Пушкина. С этого времени Пушкин приобретает известности и за стенами Лицея.

7. Лицейские годы жизни А.С.Пушкина (обобщение) (Презентация, слайд 22, страница журнала в EXCELE со списком класса)

Учитель литературы проводит фронтальный опрос по итогам сообщения учащихся. На слайде 22 после верного ответа появляется информация по заданному вопросу и ученики записывают её в тетрадях. Учитель отмечает в электронном журнале EXCEL наиболее активных учеников в опросе.

- Первый выпуск Лицея состоялся 9 июня1817 года. После окончания семнадцать человек зачислили в гражданскую, 12 – в военную службу. Пушкин был направлен в Коллегию иностранных дел. День основания Лицея – 19 октября – ежегодно отмечался лицеистами первого выпуска. Пушкин бывал на лицейских сходках в 1817 – 1819 годах, в 1820 – 1826 годах, находясь в ссылке, посылал своим друзьям приветы в стихотворениях. В 1827 году, возвратившись из ссылки, празднует 10-летие со дня окончания Лицея. В 1832, 1834 и 1836 годах Пушкин отмечал это событие вместе с другими лицеистами. Лицейским годовщинам поэт посвятил несколько стихотворений: “19 октября” (“Роняет лес багряный свой убор…”), “19 октября 1827 года” (“Бог помочь вам, друзья мои…”), “Чем чаще празднует Лицей…”, “Была пора: наш праздник молодой…”.

8. Литература + алгебра. Математический кейворд по произведениям А.С.Пушкина (Презентация, слайд 23 – 31, индивидуальные распечатанные текстовые материалы к уроку в формате MS Word ПРИЛОЖЕНИЯ 1 - 6)

Учитель литературы обращается к ученикам с вопросам о прочитанных ими ранее произведениях А.С.Пушкина и предлагает вспомнить некоторые из них.

Учитель математики поясняет учащимся условия следующего этапа работы на уроке. Для того, чтобы узнать, какие произведения будут изучаться в 6 классе, он предлагает в виде самостоятельной работы решить кейворды и, воспользовавшись ключом, угадать их названия по музыкальным и видеофрагментам. Перед учащимися последовательно друг за другом открываются слайды презентации, на которых представлен следующий материал:

Слайд 24, 25 - В 1974 году Георгий Васильевич Свиридов создал музыкальные иллюстрации к повести Пушкина. Одну из них под названием “Вальс” вы сейчас услышите. Как называется это произведение Александра Сергеевича?

По гиперссылке презентации включается мелодия и под музыку ребята выполняют самостоятельно математические задания, по завершении которых они получают ключ к разгадке названия произведения “Метель”.

Слайд 26 - В 1898 году русский художник - передвижник Василий Иванович Суриков нарисовал иллюстрацию к повести “Метель” для изданного в 1899году сборника произведений А.С.Пушкина.

Слайд 27,28 - Сюжет какого произведения А.С.Пушкина положен в основу данного фрагмента фильма?

По гиперссылке презентации включается фрагмент фильма “Барышня-крестьянка”, по завершении просмотра которого ребята выполняют самостоятельно математические задания и получают ключ к разгадке названия одноименного произведения А.С. Пушкина.

Слайд 29, 30 - В 1895 году Эдуард Францевич Направник написал музыку к опере с одноимённым названием одного из произведений А.С.Пушкина. Вы услышите арию из этой оперы в исполнении Сергея Яковлевича Лемешева. Как называется этот роман?

По гиперссылке презентации включается мелодия и под музыку ребята выполняют самостоятельно математические задания, по завершении которых они получают ключ к разгадке названия произведения “Дубровский”.

Учитель литературы обращает внимание учеников на Слайд 31 со списком произведений А.С.Пушкина.

- Перед вами названия тех произведений, которые предстоит нам изучить на уроках литературы в этом учебном году.

9. Итог урока. Домашнее задание ((Презентация, слайд 32, раздаточные печатные материалы в MS WORD)

Учителя предлагают учащимся записать домашнее задание, которое учащиеся должны подготовить к следующему уроку, и поясняют его выполнение.

По литературе

  • Стр. 45 – 50, составить план статьи.
  • Подготовить рассказ о жизни А.С.Пушкина в Царскосельском лицее.

По математике

  • Составить уравнения с десятичными дробями и зашифровать в их решениях название стихотворения А.С.Пушкина “Узник”.
  • Составить примеры с обыкновенными дробями и зашифровать в их решениях название романа А.С.Пушкина “Дубровский”.

Учителя оценивают работу наиболее активных учащихся на уроке, выставляют оценки по литературе и по математике в электронном журнале Excel по гиперссылке на Слайде 32.

Далее учащимся предлагается отметить в распечатанных текстовых материалах тот смайлик, который наиболее точно отражает их впечатление от проведённого урока (индивидуальные распечатанные текстовые материалы к уроку в формате MS Word ПРИЛОЖЕНИЯ 1-6).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Мордкович А. Г. и др. Математика 6. Учебник для общеобразовательных учреждений. – 7-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2007.
  2. В.Булынин Применение графических методов при решении текстовых задач. – Еженедельная учебно-методическая газета “Математика”, №14, 2005г.
  3. Г.Н.Тимофеев Математика для поступающих в ВУЗы. Учебное пособие.– Йошкар-Ола: Мар.гос.ун-т, 2005г.
  4. Пушкинская энциклопедия. 1799 – 1999. – М.: АСТ, 1999.
  5. Анненков П.В. Материалы для биографии Александра Сергеевича Пушкина. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 1999.