Исследовательская деятельность школьников как фактор развития читательской самостоятельности

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Качества человеческого сообщества определяются духовным и интеллектуальным потенциалом на базе грамотности индивидуума. Необходимое условие грамотности - высокая доля читающего населения, и что ещё более важно - населения, читающего активно. Чтение детей - проблема неизменно актуальная для педагогики. В настоящее время наблюдается её обострение в связи с современной культурной и социальной ситуацией. Для человека книга всегда оставалась "окном" в мир, через который постигаются нравственные, эстетические ориентиры. Отсутствие возможности общения через эти "окна" с миром лишают человека возможности социализироваться, перенимать знания, традиции, культуру. Это грозит незащищённостью от агрессивной среды и одиночеством.

Методика работы с книгой была в центре внимания видных учёных, педагогов, психологов, писателей XVIII-ХХ веков: С.И. Абакумова, Ц. П. Балталона, В.Г. Белинского, Н.Ф. Бунакова, Ф.И. Буслаева, В.П. Вахтерова, М. М. Варшавской, В.Н. Водовозова, Л.С. Выготского, А.Д. Галахова, В.В. Давыдова, Н.А. Добролюбова, Н.А. Корфа, А. М. Левидова, А. А. Леонтьева, В. Г. Маранцмана, О. И. Никифоровой, Т. Д. Полозовой, Л. Н. Рожиной, В.Я. Стоюнина, Д.И. Тихомирова, Л.Н. Толстого, И.И. Трояновского, К. Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского, В.П. Шереметевского, П. М. Якобсона.

В настоящее время исследователи констатируют спад интереса к чтению, и особенно, к чтению классической литературы. Учителя всё чаще сталкиваются с читателями "по необходимости", для отметки сначала на уроке, а затем и в аттестате.

Вместе с тем, интерес к чтению у детей младшего школьного возраста ещё достаточно высок. Тенденция к его снижению наблюдается у учащихся средней школы. В качестве причин потери интереса к чтению можно назвать неправильно заложенные основы читательской культуры, слабые навыки работы с книгой, неумение получать удовольствие от общения с ней, а это - задачи начальной школы.

Проблемой школы является падение интереса детей к чтению художественной литературы, что не может отрицательно не сказаться на общем развитии детей, на усвоении ими нравственно-этических ценностей. Наблюдения показывают, что младшие школьники даже самые интересные книги читают, что называется "из-под палки", не проявляют инициативу в выборе книг, быстро приучаются пролистывать книги, следя за сюжетом и не вникая в детали, в моральные коллизии героев. Возвращение детей к чтению книг также требует изменений в методике преподавания. Белянкова Н.М предлагает форму работы, которая может способствовать решению обеих проблем. Это исследовательские задания и проекты по окружающему миру, отправной точкой работы над которыми является чтение произведений детской литературы. (Прилож.1)

Для составления таких заданий нужно выбирать такие произведения классической детской литературы, в которых, кроме воспитательного потенциала, содержится рассказ о явлениях окружающего мира, его познании, решение жизненных задач. Это произведения Н.Н.Носова, В.Ю.Драгунского, А.П.Гайдара, В.П.Астафьева, Х.К.Андерсена, герои, которых познают мир, находят выход из трудных ситуаций. Чтение или перечитывание этих произведений, безусловно, поможет в воспитании у детей активной жизненной позиции и не спровоцирует уход от трудной окружающей действительности в мир бесплодных фантазий.

"В последнее десятилетие в значительной степени усилился интерес к литературному образованию младших школьников. В педагогическом сообществе укоренился новый взгляд на начальное звено, его теперь справедливо рассматривают не только как подготовительный этап, предшествующий получению среднего образования, но и как возраст, которому свойственна осмысленная познавательная деятельность. Определяя задачи чтения как процесса, в настоящее время в большей степени подчёркивается не только его прикладное значение (для получения знаний в разных научных областях), но и конкретизируются возможности чтения художественной литературы для эстетического развития". [3;41]

Оставаясь в достаточной степени актуальным, отошёл на второй план процесс борьбы за скорость чтения, уступив место работе, направленной на понимание художественной сути произведения. Постепенно из практики преподавания уходит авторитарная педагогика навязывания взглядов и суждений, рассчитанная на "среднего" ученика и позволяющая мыслить и творить в пределах дозволенного.

"В качестве целей начального литературного образования авторы современных программ заявляют формирование навыка чтения, способов и приёмов работы над текстом, приобщение детей к литературе через введение литературоведческого анализа текста, полноценное восприятие художественного произведения, чувствование и понимание образного языка, обеспечение глубокого постижения содержания произведения, формирование устойчивого желания читать доступную литературу. Лишь в конце списка целей и задач в некоторых программах говорится о необходимости речевой творческой деятельности на основе чтения, об усвоении различных способов творческой интерпретации художественного текста, о развитии творческих способностей учеников". [8;25]

Школа - это мир детства, надежд и радости, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Таким образом, моя задача как учителя - создать особую атмосферу доверия на уроке, атмосферу теплоты и ценности человеческого общения, средством которого и выступает литература как вид искусства. Что сделать, чтобы у ребёнка зародился творческий дух, желание раскрыть себя, не боясь собственных ошибок, непонимания окружающих? На этот вопрос я отвечаю так: надо подумать о том, как помочь ему усвоить формулу "трёх У": Уверенность; Успех; Удовольствие.

Суть её такова: ребёнок готов заниматься чем угодно, если ему понятна суть работы; если, выполняя её, он видит позитивный результат, который к тому же положительно оценивается окружающими; если, справившись с трудной задачей, он испытывает чувство удовлетворения, а после похвалы взрослого - и чувство гордости за себя.

"Школа творческой деятельности будет работать наиболее продуктивно, если в ней будет максимально учтена "идея сотрудничества и сотворчества трёх ролевых позиций: "Учитель", "Учёный", "Учащийся", - которая заключается в следующем: все субъекты педагогического процесса в ходе совместной деятельности постоянно меняются позициями, выступая в каждой особенным образом.

"Учащийся" - это человек, который хочет и может учить себя, сотрудничающий с учителем, сам или с его помощью выстраивающий свой образовательный маршрут.

"Учитель" - это человек, создающий условия для развития личности своих учеников, умеющих сотрудничать с ними, стимулировать их творчество, помогать выбрать свой образовательный маршрут, который приведёт к вершинам профессионального и личностного развития.

"Учёный" - это человек, который ведёт исследовательскую работу, ставит задачи, ищет свой вариант их решения, индивидуального или в сотрудничестве с учителем-практиком и учащимися учебного класса находит новые способы и пути их решения.

Таким образом, все три позиции, переплетаясь, взаимодействуя, взаимопроникая друг в друга, дают возможность всем субъектам педагогического процесса саморазвиваться". [ 3; 43]

"Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай им такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мыслей, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином". [ 8; 32]

Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация его развивающей функции. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического и прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

На основе теоретического анализа и обобщения различных подходов к организации образовательного процесса выявлена возможность взаимодополнения личностного, ситуационного и задачного подходов к организации учебно-исследовательской деятельности в современной начальной школе.

С позиции личностного подхода в качестве ведущего ориентира и главного критерия успешности организации учебно-исследовательской деятельности выступает обогащение исследовательского опыта школьников. Основная задача учителя при этом будет состоять не только в том, чтобы планировать общую, единую и обязательную для всех линию обогащения исследовательского опыта, а в том, чтобы помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность.

Задачный подход к организации учебно-исследовательской деятельности означает, что освоение учебного материала происходит посредством решения учебно-исследовательских задач, предполагающих выполнение определенных действий. Основной единицей учебно-исследовательской деятельности является учебно-исследовательская задача, которая формулируется на основе учебного материала, предъявляется школьнику в виде проблемной задачи, а ее решение строится адекватно логике исследования и предполагает определенные действия. В условиях начальной школы основной характеристикой учебно-исследовательской задачи выступает признак проблемности, выполнение же конкретных этапов исследования может протекать с большей или меньшей степенью самостоятельности для ученика. Это связано как с объективной сложностью задачи и задания, так и уровнем подготовленности ученика к выполнению операциональных действий, приемов исследовательской деятельности. Кроме того, в начальных классах подготовка детей к выполнению отдельных исследовательских действий обеспечивается системой исследовательских заданий.

Ситуационный подход к организации деятельности предполагает управление учебно-исследовательской деятельностью как взаимодействие ее субъектов. Его суть состоит в неразрывности прямого и обратного воздействия, органического сочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов. Ученическое исследование предполагает не только решение значимых для учащихся проблем, но и овладение способами решения этих проблем. При организации учебно-исследовательской деятельности необходимо создавать учебные ситуации, при разрешении которых учащиеся овладевают знаниями и способами решения проблем в процессе познания в большей или меньшей степени организованного учителем.

Таким образом, организация учебно-исследовательской деятельности в начальной школе на основе единства личностного, ситуационного и задачного подходов предполагает:

  • тщательное и систематическое изучение педагогами исследовательского опыта младших школьников и дифференциацию этого опыта по выраженности различных его составляющих (когнитивного, деятельностного, аксиологического);
  • создание учебных ситуаций, при разрешении которых учащиеся овладевают знаниями и способами решения проблем в процессе познания в большей или меньшей степени организованного учителем;
  • конструирование системы учебно-исследовательских задач (заданий), сориентированных на поэтапное обогащение исследовательского опыта детей.

Организация учебно-исследовательской деятельности в начальной школе позволяет акцентировать внимание на цели, содержание, формы, методы и средства и предполагает проектирование программы включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность, ее поэтапную реализацию с систематическим анализом получаемых результатов и корректировку в соответствии с анализом результатов.

"Теоретический анализ и диагностика позволили нам определить, что поэтапное обогащение исследовательского опыта младшего школьника предполагает:

  • выделение этапов обогащения опыта младших школьников с учетом возрастных особенностей и специфики начальной школы;
  • определение совокупности задач, способов и форм организации учебно-исследовательской деятельности;
  • распределение задач, способов и форм организации учебно-исследовательской деятельности по времени в соответствии с продолжительностью каждого этапа;
  • определение предполагаемых результатов деятельности;
  • отбор содержания и составление учебно-исследовательских задач и заданий". [12; 49]

Савенков А.И. отмечает, что первый этап соответствует первому - второму классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя: поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений; развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели; формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя. Для решения задач используются следующие формы и способы деятельности: в урочной деятельности - коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности - игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ. Кроме того, включение школьников в деятельность на основе индивидуальных проявлений исследовательского опыта осуществляется через стимулирование активности и самостоятельности детей посредством оценочных суждений учителя и взаимооценки школьников.

Второй этап - второй - третий класс начальной школы - ориентирован: на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя; на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования; на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников. Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта. На данном этапе используются следующие формы и способы деятельности: в урочной деятельности - учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, упражнения на развитие способов мыслительной деятельности, мини-исследования; во внеурочной деятельности - экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты. В большей степени внимание обращается на те действия, которые обеспечивают полноценную ориентацию ученика в информационном потоке и способствуют анализу и усвоению необходимой информации: прогнозирование, выделение основной мысли и опорных слов, аргументированное выражение своих мыслей по прочитанному и другие. Кроме этого в ходе работы с различными текстами организуется обучение детей графической организации материала в виде таблиц, схем, чертежей.

Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной под руководством учителя к индивидуальной самостоятельной деятельности. Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта детей.

Здесь происходит негласное разделение учащихся на три группы. Ведущее направление работы с учениками первой группы заключается в привлечении детей к самостоятельному выполнению более сложных домашних исследовательских заданий, в предоставлении им возможности на уроке работать самостоятельно в микрогруппах. Школьники второй группы активно подключаются к коллективному обсуждению отдельных вопросов, результатов урока, различных ситуаций. В связи с тем, что детей этой группы отличает невысокая активность и самостоятельность, этим ученикам предлагается возможность работы в микрогруппе, помощь со стороны учителя и других учащихся в выполнении индивидуальных исследовательских заданий, возможность осмысления собственного вклада в результаты совместной деятельности и самоанализа собственных достижений. Ученикам третьей группы также предлагается помощь при выполнении заданий, возможность включения в совместную деятельность, осуществляется стимулирование самоанализа деятельности. При этом основное внимание обращается на ситуации, которые вызывают у детей положительный эмоциональный отклик, удовлетворение от работы.

Третий этап соответствует третьему - четвертому классу начальной школы. На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие формы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, групповая работа, ролевые игры, самостоятельная работа, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, составление энциклопедий, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие.

На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений. Для детей первой группы предоставляется возможность выступить в роли помощника учителя при выполнении коллективных работ; у учеников второй группы появляется возможность выполнить индивидуальные исследовательские задания; учащиеся третьей группы активно включаются в оценку и анализ исследовательских работ. [13; 62]

Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников. Домашние задания являются необязательными для детей, они выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности ребенка.

В процессе включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность перед учителем встает проблема организации решения единых учебно-исследовательских задач при различном уровне развития исследовательского опыта учащихся. В решении этой проблемы следует исходить из того, что необходимо подбирать такие приемы и формы работы, в которых ученики смогли проявить и обогатить свой индивидуальный исследовательский опыт. Для этого в программе предусмотрена организация учебно-исследовательская деятельность на основе дифференциации и индивидуализации.

Дифференциация деятельности проводится фронтально по отношению ко всему классу и предполагает сочетание как элементов частного и общего ("наводящие", дополнительные вопросы и задания), так и элементов репродуктивной и продуктивной деятельности.

Учебная исследовательская деятельность - это специально организованная, сознательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Огромную роль играет детская исследовательская деятельность в современных школьных программах. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию "исследователя", занимает ведущее место в системах развивающего обучения. Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.

Необходимы следующие условия формирования исследовательских умений младших школьников:

Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать исследовательский метод в преподавании тем. Например, материал уроков чтения, риторики, русского языка можно использовать с целью формирования исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

Творческая среда. Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе. Это необходимо учитывать и использовать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

Психологический комфорт. Одна из задач учителя - поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя - не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения " Ты сделал неправильно", "Ты делаешь не то (не так)" блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

Личность педагога. Для реализации творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.

Учет возрастных особенностей. Так как речь идет об учащихся младшего школьного возраста, вопрос об учете их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

Определены следующие виды учебных исследований, проводимых в начальной школе.

1. Экспресс - исследования. Эта форма организации предполагает массовое участие детей и одаренных, и тех, кто не может быть отнесен к этой категории. Суть ее сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике. Например, дети, отправляясь на прогулку, получали индивидуальные задания для проведения эмпирических исследований по природоведению: исследовать, какие птицы живут в окрестностях школы, какие растут деревья и т.п. Возможны не только эмпирические (построенные на наблюдениях и экспериментах), но и теоретические и фантастические экспресс - исследования. Например, для проведения фантастических исследований можно предложить темы: архитектура будущего, неземные цивилизации и др. Особую важность в данной форме организации учебных исследований имеет заключительный момент. Мы проводили его в виде симпозиума и конференции. Оперативно собранные материалы обобщались, и авторы делали краткие сообщения.

Долговременные исследования. Эта работа проводилась нами в рамках внеучебной деятельности. Ее методическая сторона может быть условно поделена на шесть относительно самостоятельных этапов:

  • ребенок выделяет и ставит проблему (выбор темы исследования);
  • предлагает возможные варианты решения;
  • собирает материал;
  • делает обобщения;
  • готовит проект (доклад, макет и др.);
  • защищает проект.

Рассмотрим эти этапы подробнее.

Постановка проблемы, или как выбрать тему исследования. От правильного выбора темы в значительной степени зависит результат работы. Темы можно объединить в три основные группы:

  • фантастические - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
  • теоретические - эта группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках: это то, что можно спросить у людей., это то, что написано в книгах, и др.;
  • эмпирические - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.

Правила выбора темы.

Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. "Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она не казалась нам, взрослым, не даст должного эффекта, вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное, добровольно-обязательное мероприятие". [4; 21]

Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Вам необходимо предложить ребенку ту идею, в реализации которой он раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл. Искусство педагога при проведении этой работы в том и состоит, чтобы подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим выбором.

Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя одаренным. Увлечь другого может лишь тот, кто сам увлечен. Эта мысль всем хорошо известна и доказательств не требует. О ней не стоит забывать при разработке тематики детских исследований. Тема, как отмечено выше, зависит в первую очередь от интересов ребенка, но, двигаясь навстречу этим интересам, следует держаться ближе к той сфере, где вы сами чувствуете себя как "рыба в воде".

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления. (Прилож. 2)

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Выполнить исследование "на одном дыхании" практически очень сложно, но, учитывая, что способность долговременно работать в одном направлении у младшего школьника ограничена, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Тема должна быть доступной .Необходимо учитывать, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Не забывайте о сочетании желаний и возможностей ребенка. Выбирая проблему, нужно учесть наличие необходимых средств и материалов.

Поиск вариантов решения и сбор материала.

"Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели. Затем выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные. Проведя классификацию, сделать выбор, оценив эффективность каждого способа". [2; 27]

Выбор источников для сбора материала во многом зависит от формулировки темы. Но сама актуализация поиска новой информации создает прекрасную почву для привлечения ребенка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками и средствами. Очень важны в образовательном плане при проведении детьми учебных исследований такие методы, как наблюдение и эксперимент.

На этом этапе исследования, как показала работа, торопиться не стоит. "Исследовательская работа - дело серьезное и не любит спешки и суеты. Надо учить детей вникать в проблему. Воспитывать у них способность не только предлагать интересные необычные идеи, но и учиться их разрабатывать". [15;45]

Обобщение полученных данных и подготовка к представлению результатов.

Задача учителя помочь проанализировать полученную информацию, обобщить, выделить главное, исключить второстепенное, подготовить к представлению результатов. Итогом исследовательской работы может быть макет, выполненный из самых разных материалов; это может быть и книга, и научный отчет о проведенном эксперименте, и многое другое. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям. (Прилож. 2)

Защита результатов исследования.

"Защита - венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита проекта должна быть публичной, с привлечением, как авторов других проектов, так и зрителей".[9; 69] Это могут быть учителя, родители. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, учится доказывать свою точку зрения. Мы проводим защиту обычно как праздничное мероприятие. Для оценки результатов и вручения дипломов формируется жюри, состав которого должны войти люди авторитетные для детей: педагоги, родители, старшеклассники.

При оценке следует учитывать, что:

  • Учащиеся должны чувствовать себя успешными;
  • Учащиеся лишь учатся проводить исследование, любое их достижение является движением вперед;
  • Исследовательская работа - желание самих учащихся достичь новых знаний, расширить свой кругозор или достичь другой какой-то цели. Следовательно, никто другой так, как он, не сможет почувствовать, увидеть, оценить свой труд.

На современном этапе новые технологии кардинально меняют жизнь. В этом плане информационное общество - это общество, в котором каждый гражданин может улучшить свою жизнь хотя бы тем, что он получает доступ к огромному количеству информации.

Сегодняшний этап развития в России информационного общества , затрагивает всех и каждого, и особенно тех, кто работает с детьми и информацией.

"Сегодня главной из насущных задач, является подготовка школьников к жизни в глобальном информационном обществе будущего: обучение их новым видам грамотности, а именно - читательской и информационной грамотности". [16; 78]

Данные виды грамотности можно и нужно развивать уже в начальной школе посредством исследовательской деятельности учащихся.

Развивая читательскую и информационную грамотность учащихся учитель должен направить свою работу на

  • освоение учащимися рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами;
  • овладение учащимися методикой аналитико-синтетической переработки информации.

Огромна роль чтения в развитии у ребенка воображения, освоения языка классической литературы и развития речи, построения своей индивидуальной модели культуры речи.

Основной проблемой становится роль чтения в процессе работы с информацией. Н о это лишь часть проблемы взаимодействия учащегося и текста. "Чем быстрее научное и педагогическое сообщество в нашей стране осознает значение чтения и письма, грамотности как базовой учебной компетенции, позволяющей человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатствам мировой литературы, как способ создания своего внутреннего мира, тем скорее будут найдены практические меры улучшения ситуации". [7;19]

Очевидно, что умения и навыки чтения и письма (грамотности) должны целенаправленно формироваться на должном уровне, в начальной школе. Обучение любому предмету должно включать обучение чтению и письму на разнообразном учебном материале, разнообразных и разножанровых текстах, что будет активизировать познавательную, творческую, критическую и коммуникативную деятельность и тем самым удовлетворять понятию целостности образовательного процесса.

Исследовательская и проектная деятельность, проводимая на должном уровне, может выступать решением проблемы читающего и грамотного ученика.

Технология организации исследовательской деятельности школьников включает в себя совокупность поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, инструментально направленных на самостоятельную работу школьников.

"Выделяется несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

  • исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
  • социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
  • оценочные (оценить ход, результат своей деятельности и деятельности других);
  • информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выявлять какой информации недостает);
  • презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности);
  • рефлексивные (адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
  • менеджерские (проектировать процесс, планировать деятельность, время, принимать решение, распределять обязанности)". [10;103]

Определяющим в исследовательской работе становиться момент по подбору соответствующей информации для исследования ученика. Если ученик читает быстро, может классифицировать информацию (выбрать нужную и отмести ненужное), ему легко будет справиться с работой исследовательского характера. Естественно ученик, читающий медленно, невдумчиво, не сможет быстро распознать, значима информация или нет для определенного данного исследования, значит, ему в какой-то момент работы над исследованием может стать неинтересно.

Поэтому, исследовательская деятельность выступает как фактор развития читательской самостоятельности учащихся начальной школы.

Список литературы.

1. Белых, С.А. Мотивация исследовательской деятельности учащихся. / С.Л.Белых // Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 3. - с. 68 - 74.
2. Белянкова, Н.М. Исследовательская и проектная деятельность в младших классах. / Н.М.Белянкова // Начальная школа. - 2009. - № 9. - с. 24 - 28.
3. Внащенко, В.И. Исследовательская работа учителя и учеников на уроках чтения / В.И.Внащенко // Начальная школа. - 1999. - № 12. - с. 39 - 43.
4. Воробьева, Т.В. Роль исследовательской деятельности ученика начальных классов. [Интернет ресурс] / Т.В.Воробьева. - 32 с. - Режим доступа: http // www. google. ru.
5. Галактионова, Т.Г. Приобщение школьников к чтению: феномен открытого образования. [Интернет ресурс] / Т.Г. Галактионова. - СПб.,2008. - 200 с. - Режим доступа: http// www.google.ru.
6. Долгушина, Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. / Н.Долгушина // Первое сентября. Начальная школа. - 2006. - № 10. - с. 8.
7. Игропуло, И.Ф. Психологические и культурные смыслы исследовательской деятельности школьников. [Интернет ресурс] / И.Ф.Игропуло, Д.П.Забелин. - 22 с. - Режим доступа: http // www/google.ru.
8. Лазарева, Н.В. Проектная деятельность учащихся младшего школьного возраста на уроках литературного чтения. [Интернет ресурс] / материалы конференции "Педагогика и ТРИЗ: проблемы формирования ключевых компетенций". - Саратов, 2009. - 35 с. - Режим доступа: http:// jlproj. org.
9. Ляхова, Л.В. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. / Л.В.Ляхова // Начальная школа. - 2009. - № 7. - с. 68 - 71.
10. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учереждении. / Н.Ю.Пахомова. - М.: АРКТИ, 2005. - 112 с.
11. Романовская, М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. / М.Б.Романовская. - М.: Центр "Педагогический поиск", 2006. - 160 с.
12. Савенков, А.И. Игры дающие старт исследовательской практике / А.И.Савенков // Директор школы. - 2000. - № 1. - с. 46 -50.
13. Савенков, А.И. Учебные исследования детей. [Интернет ресурс] / А.И.Савенков. - 92 с. - Режим доступа: http:// www/yandex. ru.
14. Сборник проектных задач. / составитель Л.М.Рябец. - Ижевск: Издательство ИПК и ПРО УР, 2008. - 148 с.
15. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. / Н.А.Семенова // Начальная школа. 2006. - № 2. - с. 45 - 49.
16. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. / И.С.Сергеев. - М.: АРКТИ, 2006. - 80с.

Приложения.