Устройство и социальная адаптация детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями, Социальная педагогика


Слайд №1 В последние годы проблема сиротства в России стала чрезвычайно актуальной: происходит неуклонный рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Слайд №2Он связан с падением социального престижа семьи, ее материальными и жилищными трудностями, увеличением внебрачной рождаемости, снижением стабильности брака, изменением социального состава сиротства, увеличением среды сирот детей со сложными, комплексными видами отклонений, различными формами задержки психического развития, гиперактивностью, с трудностями в обучении и поведении, склонностью к бродяжничеству, девиантному поведению.

Слайд №3 Растет "скрытое" социальное сиротство, обусловленное ухудшением отношения в семьях к детям, вплоть до их полного вытеснения из них. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что развитие ребенка, утратившего семью, идет по особому пути.

Слайд №4У него формируются специфические черты личности: отчужденность от мира взрослых, негативизм, неспособность к самоутверждению в труде, неумение планировать свою деятельность, инфантилизм.

Слайд №5 Альтернативной формой воспитания детей-сирот является замещающая семья. Замещающая семья в отношении приемного ребенка выполняет многообразные функции (развивающую, обучающую, воспитывающую, социализирующую, реабилитирующую) и призвана решать задачи восполнения недостатка его эмоциональной, сенсорной, социальной информации, ликвидации его отставания в развитии от сверстников.

Интеграция ребенка-сироты в замещающую семью порождает множество проблем. Практически все проблемы возникают на этапе адаптации ребенка к условиям замещающей семьи .

Слайд №6 Адаптация - в широком смысле - приспособление к окружающим условиям. Социальная адаптация ребенка-сироты к условиям замещающей семьи затрудняется тем, что, во-первых, ребенок уже имеет сформированный стиль поведения, свои взгляды и ценности, во-вторых, замещающая семья как система имеет свои границы, ценности, нормы и правила поведения в семье, которые уже устоялись, в-третьих, негативное отношение социального окружения к детям-сиротам и в итоге к замещающей семье, что тоже затрудняет процесс социальной адаптации ребенка и семьи друг к другу.

Слайд №7 Администрация школы проводит определенную работа по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Замещающая семья передает ребенку жизненный опыт, которым он может руководствоваться на протяжении всей своей жизни. Школа реализует образовательные программы, а также проводит работу по профориентации и психолого-педагогическим вопросам.

Слайд №8 Инспектор по охране детства на основе собранной информации о ребенке составляет учетную карточку, индивидуальную программу сопровождения, предусматривает оказание помощи детям из замещающих семей при решении наиболее актуальных вопросов, посещает детей на дому, проводит беседы с опекунами и приемными родителями.

Слайд №9 Профессиональное сопровождение замещающей семьи включает в себя:

- регулярный контакт с семьей и ребенком;

- анализ процесса адаптации ребенка в семье;

- оказание помощи и поддержки семье в сложных, кризисных ситуациях;

- консультирование по запросу;

- мониторинг развития ребенка.

Слайд №10 В школе 2 ребенка находятся под опекой и 3воспитываются в приемной семье.

Слайд №11 Приёмная семья образуется на основании договора между приемным родителем и органом опеки и попечительства. На воспитание передается ребенок на срок, указанный в договоре.

Слайд №12 Приемная семья Бобровых воспитывается троих детей. У каждого из них своя грустная история, все они разного возраста, с разными характерами и попали в семью в разное время и в разном возрасте. Но, не смотря на такое отличие, всех их любят одинаково.

Слайд №13 Приёмные родители стараются помочь детям встать на ноги, быть жизнеспособными и жизнерадостными, учат их строить отношения с людьми. Катя Фабрис пришла к нам в 4 класс, была замкнутым и обособленным ребенком, программный материал усваивала слабо.

Слайд №14 Каждый день учитель начальных классов Терешкина Т.С. своей добротой и любовью старалась смягчить в ребенке всё плохое, что она уже получила от жизни и научить хорошему. Ежедневно проводились дополнительные занятия по основным предметам. Кате была оказана помощь и психологом школы. И наша Катюша растаяла, сейчас она учится в 8 классе, хорошистка, участница всех классных и школьных мероприятий.

Слайд №15 В этом учебном году стали первоклассниками еще 2 детей из приемной семьи Бобровых. Каждую перемену Катя старается уделить внимание своим братьям.

Слайд №16 Вопросы охраны детства рассматриваются на заседаниях педагогического совета, на совещаниях при директоре, на родительских собраниях и заседаниях общешкольного родительского комитета.

Постоянно поддерживаем связь с опекунами и приемными родителями. Деньги, полученные на детей, расходуются по назначению. В семьях благополучная обстановка, осуществляется за детьми контроль, дети окружены заботой и вниманием.

Слайд №17 Летом дети отдыхали в оздоровительном лагере "Радуга" при школе , а Усачева Люда и Кулагин Денис - учащиеся кадетского класса по профилю МЧС- в палаточном лагере "Патриот".

В 2011-2012 учебном году все дети заняты в кружках, За прошедший учебный год дети, находящиеся под опекой, занятия в школе без уважительной причины не пропускали.

Слайд №18 Таким образом, в семьях для приемных детей созданы все необходимые условия для общего развития, коррекции недостатков, реабилитации . Во взаимоотношениях замещающих родителей и их неродных детей превалируют чуткость, доброжелательность, искренность, уважение к личности, бережное отношение к ребенку, терпимость к его неудачам и нежелательному поведению, справедливость, любовь и забота. Самая трудная работа - это работа с людьми, а работа с детьми, обиженными судьбой или родителями в самом начале жизни, требует особого душевного таланта.

Презентация.