Цели урока:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся о, десятичных дробях, необходимые для применения в практической деятельности, отрабатывать навыки и умения выполнения арифметических действий с десятичными дробями, перевода величин в другие единицы измерения, округления чисел.
- Формировать качества личности, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей; формировать представления об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
- Воспитывать культуру личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Тип урока: обобщение в форме игры-исследования.
Методы обучения:
- эвристическая беседа;
- решение задач (практический);
- проблемный метод;
- исследовательский метод.
Формы обучения:
- фронтальная работа;
- групповая работа;
- индивидуальная (самостоятельная) работа.
Средства обучения: программа Microsoft Office Power Point, интернет, рабочие листы, листы самооценки, презентация, мультфильм "Паровозик из Ромашково".
Ход урока
1. Организационный момент.
Слайд 1
- Здравствуйте, друзья! Я предлагаю вам сегодня увлекательную и по-взрослому серьезную игру. Итак, в путь.
Мультфильм - 1 мин 30
- Действительно, опоздать нам с вами на целую весну было бы обидно. Как и обидно было бы пропустить прекрасные мгновения каждого прожитого дня.
- Представьте себе, что вы находитесь в исследовательской лаборатории и каждый из вас опытный эколог.
- Интересно, а как знания, полученные на уроках математики, могут пригодиться вам как экологам-исследователям?
2. Выделение нового знания.
- Чем конкретно мы будем заниматься, вы узнаете из математической шарады:
Предлог стоит в моем начале.
В конце же - загородный дом.
А целое мы все решали
И у доски и за столом.
- Да, верно, это задача. Действительно, мы с вами сегодня будем решать экологические задачи, закрепляя навыки выполнения арифметических действий с десятичными дробями.
-Итак, тема нашего урока: " Действия с десятичными дробями".
Слайд 3
3. Актуализация знаний учащихся.
- Предлагаю вам математическую разминку.На карточках желтого цвета находятся ответы к примерам.
Слайд 4
- 1,4 + 0,6= 2
- 0,3 * 1,2= 0,36
- 0,04 + 0,96= 1
- 2 - 0,2= 1,8
- 0,4 : 0,02= 20
- 0,48 - 0,12= 0,36
- 0,9 * 0,5= 0,45
- Расшифруйте ответы, перевернув карточки и составив слово из полученных букв.
2 - М; 0,36 - О; 1 - Л; 1,8 - Д; 20 - Ц; 0,45 - Ы
Ответ: молодцы
- Вы действительно молодцы!
4. Основная часть урока.
- Каждый день вы держите в руках учебник математики.
- Какова его цена?
- Верно, но из чего же еще складывается его стоимость?
- А сколько деревьев нужно для изготовления одного учебника, мы сейчас узнаем, проведя исследование. У каждого эколога на столе лежит рабочий лист зеленого цвета.
Слайд 5
- Итак, читаем задачу.
Задача 1.Мини-исследование.
Вычислить, сколько нужно вырубить леса для того, чтобы издать один учебник "Математика" авт. И. И. Зубарева и А. Г. Мордкович?
- Работать над задачей мы будем поэтапно.
Слайд 6
Этапы работы над задачей
Слайд 7 (по щелчку)
1. Вычислите площадь одного листа учебника (измерьте на уроке длину и ширину).
а = 16, 2 см , b = 21,5 см
S = 16,2 х 21,5 = 348,3 кв. см - площадь одного листа
Слайд 8 ( по щелчку)
2. Умножьте результат на количество листов учебника (посмотрите количество страниц и поделите пополам).
272 страниц в учебнике, 136 листов
Площадь одного учебника составляет 47368, 8 кв. см
Слайд 9 (по щелчку)
3.Округлите полученный результат до десятков тысяч:
47368,8 кв. см 50000 кв. см
4. Выразить полученный результат в кв. м
50000 кв. см 5 кв. м
Слайд 10 (по щелчку)
5.Используя информацию интернет-ресурса сайта Российского экологического центра http: // www rusecocentre. ru в разделе "Новости" вычислите, какое количество леса вырубается для получения 1 кв. м бумаги?
2500 : 1000 = 2,5 кв. м
Слайд 11 (по щелчку)
6. Вычислите, сколько вырубается кв. м леса на издательство одного учебника?
5 * 2,5 = 12,5 кв. м
Ответ: 12,5 кв. м , примерно одно дерево.
- К какому выводу мы с вами пришли как экологи-исследователи?
- Да, чтобы сберечь лесное богатство, мы должны беречь с вами учебники.
Музыка.
- Мы хорошо с вами потрудились, а теперь давайте отдохнем.
Физминутка.
- Посмотрите, как высоко солнышко, попробуйте дотянуться до него руками. Покачайтесь вправо-влево, вправо-влево. Пошелестите пальчиками-листочками, тихо сядьте.
5. Тестовая творческая работа
Слайд 12
- А теперь, дорогие экологи, продолжаем наше исследование и займемся проектированием. Возьмите бежевые листочки.
- Выполняя поочередно задания, вы должны выбрать верный ответ и результат оформить в виде заданного рисунка.
Слайд 12
* Расположение дерева и его форма:
Задача 1.Гектар зеленых насаждений поглощает за один час 8 литров углекислого газа. Насколько литров углекислого газа станет меньше за сутки благодаря деревьям, растущим возле вашей школы?
(Площадь зеленых насаждений примерно составляет 0,26 гектара)
Ответ:
а) 499, 2 литра -в левом нижнем углу, елочка;
б) 49,92 литра - в правом нижнем углу, дуб;
в) 49,94 литра - в центре листа, береза.
Слайд 13
* Форма и расположение солнышка:
Задача 2. Сколько кв. м зеленых насаждений приходится на одного ученика сош №2 г. Обояни, если деревья занимают 2421, 9 кв. м , а в школе обучается 897 учеников.
Ответ:
а) 2,07 кв. м - в правом верхнем углу;
б) 2,7 кв. м - в левом верхнем углу;
в) 20,7 кв. м - в центре, внизу.
Слайд 14
* Форма, расположение и количество цветов:
Задача 3.Предположим, что 700 учеников вашей школы в течение месяца собрали по 1,5 кг макулатуры каждый. Посчитайте, какое количество деревьев в целом сберегут ученики школы, если одна тонна макулатуры бережет 20 деревьев?
Ответ:
а) около 5- в нижнем левом углу, один;
б) около 20 - внизу, посередине, три;
в) около 40 -в правом нижнем углу, два.
- Итак, проверяем себя. Дерево у нас в нижнем правом углу, солнышко в верхнем левом, три цветка располагаются внизу в центре.
Слайд 15
Самооценка:
- "5" - если все выполнено верно;
- "4" - если допущена одна ошибка;
- "3" - если допущены две ошибки.
- Ребята, посмотрите, а что у нас получилось?
- Вы сегодня на уроке поняли, как важно беречь лесное богатство. А, давайте, превратим наш рисунок в экологическую листовку.
- А как же это сделать?
- Я думаю, что наш плакат заставит многих изменить свое отношение к природе.
6. Домашнее задание. Итог урока.
- Мы сегодня с вами как экологи-исследователи закрепили навыки решения задач с десятичными дробями и убедились в ценности леса для человека.
Слайд 16
- Дома вы выполните творческое задание на рабочем листе.
7. Рефлексия.
- Мне понравилось общаться с вами, а с каким настроением вы уходите с урока? Перед вами солнышко. Закрасьте его:
Слайд 17
- Поднимите свои рисунки. Спасибо, ребята! Как много солнца стало в классе!
- Думаю, что наш урок был поучительным, и я надеюсь, что ваше отношение к природе будет трепетным и в то же время ответственным, чтобы не пришлось опоздать на целую жизнь.
- Урок окончен.