Урок-исследование по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". 5-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели урока:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся о, десятичных дробях, необходимые для применения в практической деятельности, отрабатывать навыки и умения выполнения арифметических действий с десятичными дробями, перевода величин в другие единицы измерения, округления чисел.
  • Формировать качества личности, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей; формировать представления об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
  • Воспитывать культуру личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

Тип урока: обобщение в форме игры-исследования.

Методы обучения:

  • эвристическая беседа;
  • решение задач (практический);
  • проблемный метод;
  • исследовательский метод.

Формы обучения:

  • фронтальная работа;
  • групповая работа;
  • индивидуальная (самостоятельная) работа.

Средства обучения: программа Microsoft Office Power Point, интернет, рабочие листы, листы самооценки, презентация, мультфильм "Паровозик из Ромашково".

Ход урока

1. Организационный момент.

Слайд 1

- Здравствуйте, друзья! Я предлагаю вам сегодня увлекательную и по-взрослому серьезную игру. Итак, в путь.

Мультфильм - 1 мин 30

- Действительно, опоздать нам с вами на целую весну было бы обидно. Как и обидно было бы пропустить прекрасные мгновения каждого прожитого дня.

- Представьте себе, что вы находитесь в исследовательской лаборатории и каждый из вас опытный эколог.

- Интересно, а как знания, полученные на уроках математики, могут пригодиться вам как экологам-исследователям?

2. Выделение нового знания.

- Чем конкретно мы будем заниматься, вы узнаете из математической шарады:

Предлог стоит в моем начале.
В конце же - загородный дом.
А целое мы все решали
И у доски и за столом.

- Да, верно, это задача. Действительно, мы с вами сегодня будем решать экологические задачи, закрепляя навыки выполнения арифметических действий с десятичными дробями.

-Итак, тема нашего урока: " Действия с десятичными дробями".

Слайд 3

3. Актуализация знаний учащихся.

- Предлагаю вам математическую разминку.На карточках желтого цвета находятся ответы к примерам.

Слайд 4

  • 1,4 + 0,6= 2
  • 0,3 * 1,2= 0,36
  • 0,04 + 0,96= 1
  • 2 - 0,2= 1,8
  • 0,4 : 0,02= 20
  • 0,48 - 0,12= 0,36
  • 0,9 * 0,5= 0,45

- Расшифруйте ответы, перевернув карточки и составив слово из полученных букв.

2 - М; 0,36 - О; 1 - Л; 1,8 - Д; 20 - Ц; 0,45 - Ы

Ответ: молодцы

- Вы действительно молодцы!

4. Основная часть урока.

- Каждый день вы держите в руках учебник математики.

- Какова его цена?

- Верно, но из чего же еще складывается его стоимость?

- А сколько деревьев нужно для изготовления одного учебника, мы сейчас узнаем, проведя исследование. У каждого эколога на столе лежит рабочий лист зеленого цвета.

Слайд 5

- Итак, читаем задачу.

Задача 1.Мини-исследование.

Вычислить, сколько нужно вырубить леса для того, чтобы издать один учебник "Математика" авт. И. И. Зубарева и А. Г. Мордкович?

- Работать над задачей мы будем поэтапно.

Слайд 6

Этапы работы над задачей

Слайд 7 (по щелчку)

1. Вычислите площадь одного листа учебника (измерьте на уроке длину и ширину).

а = 16, 2 см , b = 21,5 см

S = 16,2 х 21,5 = 348,3 кв. см - площадь одного листа

Слайд 8 ( по щелчку)

2. Умножьте результат на количество листов учебника (посмотрите количество страниц и поделите пополам).

272 страниц в учебнике, 136 листов

Площадь одного учебника составляет 47368, 8 кв. см

Слайд 9 (по щелчку)

3.Округлите полученный результат до десятков тысяч:

47368,8 кв. см 50000 кв. см

4. Выразить полученный результат в кв. м

50000 кв. см 5 кв. м

Слайд 10 (по щелчку)

5.Используя информацию интернет-ресурса сайта Российского экологического центра http: // www rusecocentre. ru в разделе "Новости" вычислите, какое количество леса вырубается для получения 1 кв. м бумаги?

2500 : 1000 = 2,5 кв. м

Слайд 11 (по щелчку)

6. Вычислите, сколько вырубается кв. м леса на издательство одного учебника?

5 * 2,5 = 12,5 кв. м

Ответ: 12,5 кв. м , примерно одно дерево.

- К какому выводу мы с вами пришли как экологи-исследователи?

- Да, чтобы сберечь лесное богатство, мы должны беречь с вами учебники.

Музыка.

- Мы хорошо с вами потрудились, а теперь давайте отдохнем.

Физминутка.

- Посмотрите, как высоко солнышко, попробуйте дотянуться до него руками. Покачайтесь вправо-влево, вправо-влево. Пошелестите пальчиками-листочками, тихо сядьте.

5. Тестовая творческая работа

Слайд 12

- А теперь, дорогие экологи, продолжаем наше исследование и займемся проектированием. Возьмите бежевые листочки.

- Выполняя поочередно задания, вы должны выбрать верный ответ и результат оформить в виде заданного рисунка.

Слайд 12

* Расположение дерева и его форма:

Задача 1.Гектар зеленых насаждений поглощает за один час 8 литров углекислого газа. Насколько литров углекислого газа станет меньше за сутки благодаря деревьям, растущим возле вашей школы?

(Площадь зеленых насаждений примерно составляет 0,26 гектара)

Ответ:

а) 499, 2 литра -в левом нижнем углу, елочка;

б) 49,92 литра - в правом нижнем углу, дуб;

в) 49,94 литра - в центре листа, береза.

Слайд 13

* Форма и расположение солнышка:

Задача 2. Сколько кв. м зеленых насаждений приходится на одного ученика сош №2 г. Обояни, если деревья занимают 2421, 9 кв. м , а в школе обучается 897 учеников.

Ответ:

а) 2,07 кв. м - в правом верхнем углу;

б) 2,7 кв. м - в левом верхнем углу;

в) 20,7 кв. м - в центре, внизу.

Слайд 14

* Форма, расположение и количество цветов:

Задача 3.Предположим, что 700 учеников вашей школы в течение месяца собрали по 1,5 кг макулатуры каждый. Посчитайте, какое количество деревьев в целом сберегут ученики школы, если одна тонна макулатуры бережет 20 деревьев?

Ответ:

а) около 5- в нижнем левом углу, один;

б) около 20 - внизу, посередине, три;

в) около 40 -в правом нижнем углу, два.

- Итак, проверяем себя. Дерево у нас в нижнем правом углу, солнышко в верхнем левом, три цветка располагаются внизу в центре.

Слайд 15

Самооценка:

  • "5" - если все выполнено верно;
  • "4" - если допущена одна ошибка;
  • "3" - если допущены две ошибки.

- Ребята, посмотрите, а что у нас получилось?

- Вы сегодня на уроке поняли, как важно беречь лесное богатство. А, давайте, превратим наш рисунок в экологическую листовку.

- А как же это сделать?

- Я думаю, что наш плакат заставит многих изменить свое отношение к природе.

6. Домашнее задание. Итог урока.

- Мы сегодня с вами как экологи-исследователи закрепили навыки решения задач с десятичными дробями и убедились в ценности леса для человека.

Слайд 16

- Дома вы выполните творческое задание на рабочем листе.

7. Рефлексия.

- Мне понравилось общаться с вами, а с каким настроением вы уходите с урока? Перед вами солнышко. Закрасьте его:

Слайд 17

- Поднимите свои рисунки. Спасибо, ребята! Как много солнца стало в классе!

- Думаю, что наш урок был поучительным, и я надеюсь, что ваше отношение к природе будет трепетным и в то же время ответственным, чтобы не пришлось опоздать на целую жизнь.

- Урок окончен.