Час народоведения для детей 10–13 лет "Лето – для старания, а зима – для гуляния"

Разделы: Внеклассная работа


Цели занятия:

  • Познакомить детей с традициями русского народа;
  • Развивать познавательную активность детей, артистичность, память, воображение;
  • Воспитывать любовь к русской истории, к русским традициям.

Задачи занятия:

  1. Пополнить знания в области русского фольклора.
  2. Вызвать интерес к народному творчеству.
  3. Создавать благоприятную психологическую обстановку на мероприятии, которая обеспечивает стимуляцию познавательной деятельности.
  4. Отрабатывать дикцию, навыки выразительного чтения.
  5. Активизировать познавательную деятельность воспитанников.

Форма проведения: час народоведения с элементами театрализации.

Предварительная работа:

  1. Знакомство с русскими зимними праздниками: Новый Год, Рождество, Крещение.
  2. Подбор музыкального оформления.
  3. Подбор реквизита для конкурсов
  4. Подбор костюмов для ряженых.
  5. Оформление зала (комнаты, класса)
  6. Подготовить чтецов.
  7. Повторить названия месяцев.
  8. Провести словарную работу, познакомить с понятиями “колядка”, “колядование”.

Музыкальный ряд: отрывки из музыкального произведения “Три белых коня”.

Оформление: плакат “Уродилась кутья накануне Рождества”.

Оборудование: музыкальный центр.

Реквизиты:

  1. Мешочки с крупой (рис, пшено, гречка, манка, перловка)
  2. Две корзины
  3. Снежки из бумаги
  4. Два пустых спичечных коробка
  5. Надписи на альбомных листах “Снег”, “ Лед”, “Снежинка” (по количеству детей).

Костюмы: для ряженых: платки, длинные юбки, бусы, маски животных, парики.

Звучит музыкальное сопровождение, на его фоне чтец начинает читать стихотворение.)

Чтец 1.

Всем, кто любит праздник зимний,
Запах елки, скрип снежка,
И когда в морозец сильный
Зарумянится щека;

Чтец 2.

Всем, кто любит пляски, пенье
И гирлянд веселый свет;
Всем, кто ждал нас с нетерпеньем,
Всем моим друзьям– привет!

Ведущий:

Здравствуйте, ребята! Вот мы с вами и отметили такой долгожданный праздник, как Новый год. Все вы наверняка долго готовились к нему, разучивали песни, стихи, разгадали много загадок Деда Мороза и получили от него подарки. Поэтому мои загадки не будут для вас сложными.

(См. приложение 1).

Ведущий:

Скажите мне, ребята, какой месяц год начинает? Правильно, январь. А кто знает, как раньше январь называли? (ответы детей).

Называли январь в народе просинцем, то есть в синь лед на реке отливает. А еще январь называют крышей зимы. На январь приходится много праздников. А кто знает, какой праздник отмечается 7 января?

(Ответы детей).

Рождество – это один из самых христианских праздников. Истоки этого праздника идут к нам из глубокой древности. Вечер 6 января – это Рождественский сочельник, накануне Рождества. Сочельник получил название от “сочиво” – ритуальное кушанье. 6 января, накануне Рождества, в домах готовили особую обрядовую еду. А вот как она называлась, вы узнаете, если прочитаете пословицу.

(Проговаривание вслух пословицы “Уродилась кутья накануне Рождества”.

Как же называлась обрядовая еда в Рождество? (ответы детей). Торжественный ужин не отличался большим разнообразием блюд, а главным блюдом была кутья. Кутья представляет собой род каши, особенностью которой является использование цельных зерен и ягод, а также меда, придающего блюду сладкий вкус.

А скажите мне, ребята, какие крупы добавляют в воду или молоко, чтобы получилась каша? (ответы детей).

А теперь ваша задача – определить, какие каши в мешочках?

(Проводится конкурс. В небольшие мешочки насыпаны крупы: рис, манка, гречка, пшено, перловка. Каждая крупа отдельно. Задание – на ощупь определить, где какая крупа).

Ведущий:

Россияне праздновали Рождество весело, ярко и красиво. На улицах и площадях славили Христа. Парни и девушки пели колядки, наряжались, так как переодевание было обязательным.

(Детям предлагается переодеться в ряженых).

Ведущий:

На Рождество молодежь ходила по домам и колядовала. Давайте вместе споем колядку:

Сею, вею, посеваю!
С Рождеством Вас поздравляю
Здравствуйте хозяин с хозяюшкой!
Не дадите пирога –
Я корову за рога.
Не дадите булку–
Хозяюшку на улку!
Борова за хвост,
Хозяина на мороз!

(см. Приложение 2).

Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощения и с удовольствием выслушивала колядки.

Чтец 1.

Коляда, коляда!
А бывает коляда
Накануне Рождества
Коляда пришла,
Рождество принесла!

Чтец 2.

Колядин, колядин,
Я у батьки один
Меня батька послал,
Чтоб я сала достал.
Не даешь сала,
Давай пирога!
Не даешь пирога,
Возьми быка за рога,
А корову за чупину
И поведу я во долину.
Туда рог, сюда рог,
Дай, дядька пирог!

По традиции колядовщики требовали платы. Если хозяйка выносила, благодарили.

Если не подавали, могли пропеть такое:

Чтец 1.

У скупого мужика
Родилась рожь хороша:
Колоском пуста,
Соломкой густа!

Ведущий:

Но общее праздничное настроение и желание, чтобы в наступившем году жилось хорошо, делали людей щедрыми, терпимыми, гостеприимными.

Но дети не просто собирались и пели колядки, они еще и соревновались, кто больше даров за свои колядки получит?

(Проводится игра “ Ведущий прикрепляет на спины игрокам слова: “Снег”, “Лед”, “Снежинка”. Задание– собраться в группы, какая группа быстрее соберется. При этом разговаривать между собой нельзя. Игра проводится под музыкальное сопровождение).

Ведущий:

Какой христианский праздник мы еще празднуем в январе? (ответы детей).

19 января– Крещение. Период с Рождества (7 января) и до Крещения

(19 января) проходят святки. Святки праздновались всеми, но в основе своей

это был праздник молодежи: её игры, песни, обходы домов, посиделки, гадания создавали неповторимую атмосферу святочного веселья. Собравшиеся на посиделках играли в “молчанку”. По команде “ раз, два, три..” все парни и девушки должны хранить самое серьезное молчание. Кто не выдерживал молчания, подвергались какой-нибудь условной каре. Эта игра существует до сих пор в некотором измененном виде. Играли по-разному.

(Проводится игра. Дети делятся на две команды. Задание: передать пустой коробок спичек от одного члена команды другому, но не руками, а носом. Какая команда справится с заданием быстрее? )

Игра проводится под музыкальное сопровождение.

Ведущий:

Иной раз на посиделки врывалась целая ватага “нечисти”. Это были парни, наряженные в белые длинные рубахи с рукавами до пола, вывернутые тулупы. Они любили надевать страшные маски. Таких “гостей” надо было выгнать, чтобы обезопасить наступающий год.

Чтобы и наш год прошел веселей, давайте поиграем в веселую игру “Снежки”.

(Звучит музыка. Проводится игра. “Снежком”, сделанным из бумаги, нужно попасть в мишень (корзину). Дети делятся на команды. Чья команда больше соберет “снежков”).

Ведущий:

И конечно, же, святок не бывает без гаданий. Для девушек в этом главный смысл и цель святочных вечеров. Но должна вам сказать, что раньше гадали в основном мужчины, их волновали хозяйственные проблемы. А уже позже стали гадать женщины, молодежь, как правило, девушки.

Гадание– это тоже обряд, с помощью которого пассивно, в отличие от активного колядования, люди пытались воздействовать на природу. Святочные гадания очень разнообразны по своему характеру. Девушки гадали много и по-разному, ночи напролет меняя способы и формы испытания судьбы.

– Ходили “ слушать” за деревню на перекресток дорог;

– Подслушивали под окнами;

– Гадали с помощью петуха и т.д.

(См. приложение 3).

Ведущий:

А заканчивались святки с их весельем – водосвятием на Крещение, 19 января.

Ну вот и пришло время прощаться, я вам желаю от всей души,

Чтоб у вас дела, ребята, были хороши.

До свидания!

Список литературы:

  1. Алтай-Беловодье. Сказы, легенды, сказки, былины, календарная обрядовая поэзия. Редактор – составитель Родионов А.М. – Барнаул: Алтайский Дом печати, 2007.
  2. Живая вода. Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. Составитель, вступления, примечание В.П. Аникина. – Переиздано. – И.: Детская литература, 1986.
  3. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Выпуск 3. Юность и любовь: Девичество. Составитель, подготовка текстов, вступительная статья и комментарий Л. Астафьевой и В. Бахтиной. Подбор иллюстраций В. Жигулевой. – М: Художественная литература, 1994.
  4. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия: учебное пособие для студентов национальных отделений педагогических институтов. Составитель Ю.Г. Круглов. – 2-е издание, дораб. – Л.: Просвещение, Ленинградское отделение, 1987.
  5. Русский фольклор. Составитель и примечание В. Аникина. –М.: Художественная литература – 1986 г.
  6. Славянский фольклор. Тексты/ Составители Н.И. Кравцов, А.В. Кулагина. – М.: Издательство МГУ, 1987.
  7. Умный Ивашка. Жар-птица и Золотое зерно: Русские народные загадки / Составитель Г.М. Науменко, Художник– В. Синельникова .– М.: Детская литература, 1991.