Методическая копилка "Секреты игрушек «Киндер-сюрприз»"

Разделы: Начальная школа


У каждого психолога есть свой любимый игровой инструментарий: всевозможные мячики, мягкие игрушки, пальчиковые и перчаточные куклы, настольные игры и т.д.

В течение многих лет я активно применяю в своей практике игрушки из "Киндер-сюрпризов". В моем "Волшебном мешочке" насчитывается свыше трехсот киндер - игрушек. Такую коллекцию мне помогли собрать ученики нашего лицея.

У всех детей киндер-игрушки вызывают положительные эмоции, чувства, особенно у старшеклассников, ведь они уже практически не используют игрушки в своей повседневной деятельности. А киндер-игрушки - это своеобразное напоминание о детстве, о вкусном лакомстве, о героях любимых сказок, мультипликационных фильмов.

В каких же ситуациях можно применять киндер-игрушки?

1. Сказкотерапия. Сочинение сказок с использованием выбранных по желанию персонажей.

Детям предлагается выбрать из "Волшебного мешочка" любую киндер - игрушку и совместно сочинить сказочное действие на свободную или заданную тему в зависимости от той проблемы, над которой необходимо работать.

2. Развитие познавательных процессов (ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления).

Упражнение "Угадай предмет".

Ребенку предлагается с закрытыми глазами достать из "Волшебного мешочка" киндер-игрушку и на ощупь, т.е. только с помощью пальчиков, попробовать угадать предмет.

Примечание: необходимо использовать киндер-игрушки с четкими формами и деталями. Если киндер - игрушки будут обтекаемой конфигурации, то ребенку сложно будет угадать предмет.

Упражнение "Угадай мою киндер-игрушку".

Данное упражнение можно выполнять в парах или группе.

Дети по очереди заходят в игровую комнату (кабинет) и выбирают себе киндер-игрушку. Выбранную игрушку ребенок не должен показывать остальным детям, это его секрет. Затем по желанию ребенок предлагает остальным детям угадать свою киндер-игрушку с помощью наводящих вопросов.

Например: какого цвета данная игрушка, из какого материала изготовлена (деревянная, металлическая, пластмассовая, резиновая), одушевленный предмет или нет, это животное или растение, есть ли у данной игрушки друзья, чем знаменита игрушка и т.д.

Упражнение "Логические цепочки".

Детям предлагается выбрать по желанию любую киндер-игрушку и совместно выстроить из них логическую цепочку.

Например: удочка, корова, бабочка, кот Матроскин, цветок, рыба.

Интерпретация полученной логической цепочки: бабочка кружится над цветком, корова любит есть цветы, кот Матроскин дружит с коровой, кот любит ловить рыбу, рыбу можно поймать с помощью удочки.

Примечание: из одних и тех же киндер-игрушек можно построить несколько вариантов логических цепочек, все зависит от уровня развития детей.

Упражнение "Классификация".

Дети выбирают киндер-игрушки и пробуют объединиться в тематические группы, т.е. классифицировать выбранные предметы.

Например: машина, паровоз, велосипед, самолет, вертолет - транспортные средства; черепаха, лягушка, крот, собака, бегемот - животные.; Вини-пух, Дюймовочка, Губка Боб, Скрудж Магдак, Астерикс - мультипликационные персонажи.

Примечание: необходимо заранее подобрать те киндер - игрушки, из которых можно составить тематические группы.

Упражнение "Собери киндер-игрушку".

Ребенку предлагается из множества деталей выбрать необходимые и собрать предложенную киндер-игрушку.

3. Развитие речи, обогащение словарного запаса.

Упражнение "Опиши предмет".

Ребенку предлагается выбрать любую киндер-игрушку и как можно больше назвать прилагательных, характеризующих данный предмет. Также можно предложить перечислить действия, которые может выполнять предмет.

Например: рыбка - маленькая, аквариумная, игрушечная, пластмассовая, красивая, разноцветная, волшебная, сказочная и т.д. Рыбка - плавает, дышит, питается, играет, любуется, маскируется, прячется и т.д.

Упражнение "Составь предложения или небольшой текст с выбранной игрушкой".

Ребенок выбирает киндер-игрушку и составляет несколько предложений или небольшой текст.

4. Развитие эмоциональной сферы, эмпатии.

Упражнение "Перевоплощение".

Ребенку предлагается на некоторое время перевоплотиться в выбранную киндер - игрушку и рассказать о переживаемых чувствах, эмоциях, что с ним происходит или будет происходить от лица выбранного персонажа.

5. Профориентация, знакомство с миром профессий.

Упражнение "Угадай профессию"

Подростку предлагается с закрытыми глазами достать из "Волшебного мешочка" киндер- игрушку, угадать ее и назвать профессии, с которыми связан этот предмет.

Например: гитара- музыкант, гитарист, певец-бард, настройщик музыкальных инструментов; свисток - учитель физкультуры, тренер, полицейский.

Упражнение "Классификация профессий".

Подростку предлагается с закрытыми глазами достать из "Волшебного мешочка" киндер- игрушку, угадать ее и назвать принадлежность к группе профессий.

Например: буква- предмет связан с профессиями группы "Человек - знаковая система" или "Человек - художественный образ"; машина - "Человек- техника".

6. Развитие интереса у детей к истории окружающих нас вещей, предметов; расширение кругозора; развитие интереса к коллекционированию.

Дети с большим интересом знакомятся с историей возникновения "Киндер - сюрпризов", типологией киндер-игрушек, с различными подходами к коллекционированию.

В моей практике был случай, когда коллекция из киндер-игрушек помогла изменить отношение детей к своему однокласснику. Алеша Л. (3 кл.) практически ни с кем не общался в классе, дети были к нему равнодушны. Когда я на занятие в этот класс принесла свой "Волшебный мешочек" с киндер-игрушками, то на мой вопрос: Есть ли среди вас коллекционеры киндер-игрушек?- Алеша очень робко ответил: "У меня есть небольшая коллекция". На следующее занятие он принес свою коллекцию и смог очень интересно рассказать историю появления каждой игрушки: к какому типу относится та или иная игрушка, чем она знаменита или интересна. На одноклассников этот рассказ произвел неизгладимое впечатление. С тех пор у Алеши появились друзья по общению и коллекционированию киндер-игрушек.

Из всего выше перечисленного, можно сделать вывод, что киндер-игрушки являются эффективным многофункциональным игровым инструментарием, который можно применять как в индивидуальной, так и в групповой коррекционно-развивающей деятельности.