Урок русского языка по теме "Слова-признаки, отвечающие на вопросы какой, какая, какое, какие". Школа-интернат VIII-го вида. 4-й класс

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Задачи:

  • Учить детей определять, выделять, ставить вопросы, находить в тексте слова-признаки;
  • Корригировать устную речь учащихся через обучение умению согласовывать слова-предметы и слова-признаки;
  • Использовать различные методы и приёмы, позволяющие повышать учебную мотивацию учащихся.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Ход урока

1. Организация учащихся.

Проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Книжка, ручки и тетрадки?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

2. Подготовка к восприятию нового материала.

Создание проблемной ситуации.(слайд№1)

Игра “Запомни картинки и слова к ним”

  • Снежинки-белые
  • Яйцо-золотое
  • Дед Мороз-добрый

- Чем похожи эти слова, для чего они нужны?

- Да, ребята, сейчас вы не можете ответить на этот вопрос, но в конце урока каждый из вас сможет сказать ответ на него.

Словарная работа (слайд №2)

Учащимся предлагается расшифровать слово “ТЕАТР”.

- Какой театр? (кукольный)

- Почему он так называется? (В этом театре артисты играют свои спектакли куклами).

Запись слова “ТЕАТР” в тетрадь, постановка ударения, выделение запоминаемой буквы.

Учитель предлагает составить и записать предложение со следующими словами.

  • учитель
  • класс
  • билет
  • театр

(слайд №3)

- Из каких сказок эти предметы? Какие они?

Ключик (какой?)золотой.

Рыбка (какая?) … .

Яичко (какое?) … .

- Какие слова использовались для описания предметов? На какие вопросы они отвечают? Как они называются вы узнаете, собрав слово по буквам.

Игра “Собери слово” (слайд №4)

Дети собирают слово – признаки.

- Тема нашего урока “Слова-признаки, отвечающие на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?”

3. Изучение нового материала.

Игра “Угадай по признакам предметы из сказки “Гуси-лебеди”. (слайд №5)

- Ребята, назовите предметы из сказки “Гуси-лебеди” по их признакам.

(какой?) горячий пирожок
(какое?) румяное яблоко
(какая?) молочная река
(какие?) кисельные берега

Учитель предлагает записать в тетрадь: I группа- все словосочетания,

II группа - 3 словосочетания, III группа - 2 словосочетания, IV группа - 1 словосочетание.

Учитель проговаривает правило. (слайд№6)

Название признаков - это слова, которые отвечают на вопросы

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Физминутка. Музыкальная зарядка “Мы идём гулять”. Музыкальный файл.

Игра “Подбери к каждому слову ряд признаков” (коррекция восприятия). (слайд №7)

Дети работают в 3 группах по степени обученности.

  • I группа – дегустируют яблоко, подбирают нужный вопрос и соответствующие признаки.
  • II группа - дегустируют сахар.
  • III-IVгруппа- дегустируют грушу.

Какой? Белый, сладкий, твёрдый.

Какое? Круглое, румяное, сладкое.

Какая? Зелёное, овальная, сочная.

Каждая группа записывают в тетрадь название своего предмета с описанием его признаков.

Учитель вместе с учащимися проверяет правильность выполнения задания.

Ребята I группы проговаривают правило. (слайд №8)

Название признаков - это слова, которые отвечают на вопросы

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Игра “Ребусы с характером” (слайд№9)

Учитель предлагает учащимся разгадать ребусы.

Игра “Расшифруй слова”

- Как называются эти слова? На какой вопрос они отвечают? (КАКОЙ?)

- На какие вопросы ещё отвечают слова-признаки? (КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?)

Физминутка. (слайд№10)

Гимнастика для глаз.

4. Первичное закрепление изложенного.

Выполнение упражнения (самостоятельно) . (слайд №11)

Запишите черты характера героев сказки.

Учитель предлагает записать в тетрадь:

  • I группа - все словосочетания,
  • II группа - 4 словосочетания,
  • III группа - 3 словосочетания,
  • IV группа - 2 словосочетания.

Взаимопроверка.

Работа над текстом. (слайд №12)

- Отгадайте ребус. Посмотрите на иллюстрацию. Для описания зайца два ученика составили тексты. Какой текст вам понравился больше №1 или №2? Почему? Какие слова для этого использовали?

1) Это зверёк. У него ушки, хвостик, шёрстка.

2) Это лесной зверёк. У него длинные ушки, коротенький хвостик, пушистая шёрстка.

Учащиеся выполняют задания:

  • I группа - списывают текст №2.
  • II группа - списывают второе предложение текста №2.
  • III группа - выписывают из текста №2 слова-признаки.
  • IV группа - выписывают из текста №2 два слова-признака.

Учитель вместе с учащимися проверяет правильность выполнения задания.

Ребята хором проговаривают правило. (слайд №13)

Название признаков - это слова, которые отвечают на вопросы

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

5. Подведение итогов урока.

Игра “Запомни картинки и слова к ним” (слайд №14)

Снежинки- …

Яйцо- …

Дед Мороз- …

Учащиеся вспоминают слова по картинке.

- Что это за слова? На какие вопросы они отвечают? Для чего мы их употребляем в речи?

- Да, ребята, вот вы и ответили на тот вопрос, на который затруднялись ответить в начале урока.

- Что вам говорят герои нашего урока?

Рефлексия (слайд №15)

Дети анализируют свою работу на уроке. Объясняют.

6. Домашнее задание.

  • I группа - загадать 3предмета, описав их с помощью слов-признаков.
  • II группа - загадать 1 предмет, описав его с помощью слов-признаков.
  • III группа - придумать 3 слова-признака.
  • IV группа - придумать 2 слова-признака.