Открытый урок МХК по теме "Сюрреализм". 11-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 11


Цель: выявить суть понимания сюрреализма, проблему реальности в творчестве С. Дали.

Задачи:

  • Раскрыть причины возникновения сюрреализма (сложности и противоречия ХХ века).
  • Проанализировать понятия открытые Зигмундом Фрейдом: подсознание в грёзах, сновидениях, галлюцинациях, творческая энергия.
  • Научить учеников определять принадлежность художественного произведения к определённому историческому периоду, определённому творческому методу.

Раздел: Изобразительное искусство ХХ века.

Тип урока: вводный в тему, урок сообщения и закрепления новой темы.

Жанр урока: урок-панорама.

Форма урока: урок-диалог.

Понятия: сюрреализм, структура человеческого сознания по З.Фрейду.

Материально-техническое обеспечение урока:

  • магнитофон, диапроектор, компьютер;
  • репродукции картин С. Дали;
  • музыка: аудиозапись Земфира «Ракеты».

Эпиграф:
«Мысли одна другой мрачнее и чёрная краска на полотне... Чёрный цвет – цвет бездны...»
Наталья Гончарова

На доске: эмблема изобразительного искусства.

Ход урока

Приветствие классу.

1. Вступление

Погружение в атмосферу ХХ века (2 мин)

Причины возникновения новых течений в искусстве.

Учитель: Ребята, искусство какого века мы изучаем? (Искусство ХХ века.) ХХ век – век потрясений, катастроф, революций, войн, экономических кризисов. Научные открытия освободили человека от физической нагрузки. Но возросли скорости. В искусстве появилось множество течений, много свободы и право на ошибку. Сегодня мы вместе с вами узнаем, как решает эпоха вечные вопросы.

2. Художественный диктант.

Задание 1 (4 мин)

Учитель: Приготовились рисовать каждый на своём листочке в одну строчку: слон, юла, ракета, рыба, ель, ангел, лицо, измена, знамя, мост.

Спасибо, отложите, пожалуйста, ваши листочки.

3. Помогите собрать рисунки.

Задание 2 (3 мин)

На столе лежат разрезанные на части иллюстрации. Каждый ученик берёт по одной части и ищет свою группу. Группа, собравшая рисунок первой, получает задание и все садятся за один стол.

4. Работа в группах по вопросам.

Задание 3 (5 мин)

Вопросы I группе:

1) Определить и сгруппировать картины Сальвадора Дали и Иеронима Босха.
2) Найти отличия и сходства в этих картинах.
3) Перечислить повторяющиеся элементы в картинах С. Дали (1904–1989).
4) Почему С. Дали считал И. Босха своим предшественником?

Ответ I группы (5 мин)

Повторяющиеся элементы в картинах С. Дали: муравьи, костыли, ящички, кости, кузнечики, библейские сюжеты, распятие, Мадонна, жена Гала.

Иероним Босх (около 1460–1516), Нидерланды, решал вопрос: «ЧТО?» в своих работах «Воз сена», «Корабль дураков» и у С. Дали эта тема в «Искушении Святого Антония».

Бог задумал – прошлое. Что получилось – настоящее. Что ждёт – будущее.

Картины Босха заполнены видениями ада, словно автор заглядывал в преисподнюю. Ночные кошмары, игра больного ума. После его смерти зрители начали понимать, что картины его скорее похожи на вещий сон, предупреждение о грядущей катастрофе. Босха называли «любимым» художником инквизиции.

Вопросы II группе.

1) Теоретические истоки творчества Сальвадора Дали. Схема: «Структура человеческого сознания».
2) Ученики и единомышленники С. Дали.
3) Придумайте свои названия картинам С. Дали. (1–2 слайда).
4)Можно ли считать искусством чистку картошки?

Ответ II группы (5 мин):

1) Любимые мыслители Дали:Платон, Спиноза, Монтень, Вольтер, Кант, Федерико Гарсиа Лорка. Зигмунд Фрейд – австрийский психиатр и философ.

Схема: «Структура человеческого сознания»:

id (оно) – подсознание, ego (я) – сознание, super ego (сверх я) – сверхсознание

Сновидения, галлюцинации, внезапные озарения, автоматические действия – всё влияет на искусство, творчество.

2) «Андалузский пёс» – фильм из двух снов Дали и Элюара.

Андре Бретон – поэт и психиатр, итальянский художник и поэт Джорджо де Кирико, Ив Танги, Андре Массон, Жоан Миро, Пикассо, Макс Эрнст «Евклид», Рене Магритт «Ключ к полям» (разбитое стекло), «Терапевт» (под покрывалом клетка с птицами), «Философия будуара» (сочетание парадности и интимности, одежды и наготы. (Будуар – комната, где богатая женщина принимает близких знакомых).

УЖЕ ЕСТЬ ЛОГИКА!

До Фрейда Шопенгауэр (великий философ-пессимист XIX века) в критике рационализма утверждал, что человеком руководит бессознательная слепая воля.

3) Придумайте названия 2-3 картинам С. Дали.

4)Сюрреалисты считали чистку картошки искусством.

5. Игра «Изысканный труп». Механический автоматизм (4 мин)

Учитель: Отдохните немного. Поиграем в слова. На листе бумаги ученик пишет любое слово, лист сгибает, передаёт другому. Когда все напишут по 1 слову, читаем фразу. (Любимая игра сюрреалистов).

Учитель: На каком уровне человеческого сознания могут возникать такие последовательности? (На уровне подсознания).

6. Вспомните ваши слова и подпишите под рисунками (2 мин)

Из первых букв составили слово: СЮРРЕАЛИЗМ.

Учитель: На каком уровне идёт работа со словами и рисунками? (На уровне сознания).

7. Вопросы III группе.

1) Этапы жизни Сальвадора Дали.
2) Поведение в обществе.
3) Творчество Дали: проблема реальности.

Ответ III группы (4 мин):

1) I этап – 1904–1928 гг. Детские впечатления, учёба, знакомство с классическим искусством.
II этап – 1928–1947 гг. Период программного сюрреалистического творчества.
III этап – 1948–1989 гг. Возвращение в Испанию, обращение к классическому наследию: художественному и философско-религиозному. Серия религиозных полотен, графика.

2) «Высунутый язык человечества», трюкач, мультимиллионер, мистификатор, циник, фигляр, саморекламщик, дикие выходки, создатель бешено оплачиваемых картин и балетов, рисунков и кинофильмов, книг о себе самом, безбожника и богохульника, позже правоверного католика, мистика и мракобеса.

Трюкач: в усы вплетал быстрорастущее растение, усы шевелились! Ел финики, потом подкручивал усы сладкими пальцами. Знакомство с Галой; слоновьи черепа на берегу; 88 бутылочек с ликёром нашиты на фрак и в каждой плавает дохлая муха.

3) Преодоление реалистической предметности живописи в сюрреализме, во сне или бредовой галлюцинации лучший способ прорыва глубины «бессознательного». Несбыточные надежды на соединение двух противоречивых состояний: сна и действительности в сверхреальность.

8. Итог урока (3 мин)

О каком направлении в искусстве живописи мы говорили? (О сюрреализме).
Какие особенности сюрреализма вам запомнились?
Дали не был первооткрывателем сюрреализма: Древний Египет, иконопись, Брейгель, Босх, Свифт, Гойя, Кафка, Лорка, Андрей Тарковский.
Сюрреализм соединяет несоединимые вещи.
Подсознание у С. Дали равно искусству.
Взгляд на мир с другой точки. Вещи виденные, но в перемешанных ситуациях.

ОБРАЗ – СУТЬ СЮРРЕАЛИЗМА.

Вывод: В творчестве сюрреалистов отсутствует логическое развитие тем произведений.

9. Просмотр слайдов с репродукциями (3 мин)

Сальвадора Дали. Погружение в свои ощущения, в личностное переживание. Содержание: изощрённая фантазия не восхваляет и не осуждает ничего. Сопряжение музыкальных и зрительных образов: слайды смотрим под музыку Земфиры «Ракеты». (Слайд на счёт 8-и, запоминается на счёт 5-и).

10. Оценки за урок каждой группе.

11. Всем спасибо за внимание!

Приложение 1