Индивидуальное занятие по дифференциации свистящих и шипящих звуков на материале игры "Веселый маршрут"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цель: с помощью игровой мотивации стимулировать и облегчить уточнение и сравнение артикуляции свистящих и шипящих звуков и закрепить их правильное произношение в речи.

Задачи:

  • Дидактические: отработка правильной артикуляции свистящих и шипящих звуков и их автоматизация, учить дифференцировать свистящие и шипящие звуки.
  • Развивающие: развитие артикуляторной моторики и фонематического слуха, слухового внимания и памяти, формирование речевого дыхания.
  • Воспитательные: выработать положительную мотивацию к выполнению задания и навыки самоконтроля.
  • Практические: правильно использовать в своей устной речи звуки и фонемы русского языка, соблюдая правильное звукопроизношение.

Оборудование: зеркало, карточки с образами артикуляционных упражнений и образами звуков, карточка с Язычком, игра «Веселый маршрут».

Ход занятия

Организационный момент

– Представьте, что наш Язычок отправился на прогулку. Давайте посмотрим, кого он там встретил. Ребенок и логопед садятся перед зеркалом.

1. Артикуляционная разминка.

Педагог: Сегодня мы будем учиться различать свистящие звуки З – С и шипящие Ж – Ш.

Посмотри на картинки – образы этих звуков и объясни сходство и различие в их артикуляции. (Ребенок вспоминает, как можно различать звонкие и глухие звуки путем кинестетических ощущений, затем выполняет артикуляционные упражнения.)

Упражнения:

  • со звуком [с] – “ Насос” (выполняя характерные движения и произносить звук [с]);
  • со звуком [з] – “ Комар” (песенка комарика – звук [з]);
  • со звуком [ж] – “ Жук” (песенка жука – звук [ж]);
  • со звуком [ш] – “Змея” (как шипит змея – звук [ш]).

Следим за правильной артикуляцией звуков.

2. Чистоговорка на дифференциацию звуков: [ш], [с], [з]

Про мышей

В тишине шептали мышки,
Что мышата меньше шишки,
Что пушистой кошке Мушке
Лучше спать бы на подушке,
A не бегать за мышами,
Не шуршать бы камышами.
Но от шёпота мышей
Вся у кошки встала шерсть.
Шевелит она ушами:
«Не пора ли за мышами?»
Если слышит мышек кто-то,
Начинается охота.
Лучше б мыши-глупыши
Не шептали бы в тиши. [1]

– Следим за правильной артикуляцией звуков.

3. Игра «Веселый маршрут»

– А теперь нам пора отправиться в веселое путешествие. Логопед переходит с ребенком к игре. Берем карточку Язычка. И даем речевую инструкцию: «Наш Язычок отправляется в путешествие на машине, ему нужно попасть в домик звуков. Но он находится очень далеко! Нас будут поджидать опасности и испытания на пути. Ты готов?» Ребенок отвечает: «Конечно»

<Рисунок 1>

Начинаем игру.

Промежуточные задания – игры.

«Спустило колесо»

Язычок ехал на машине, вдруг он наехал на гвозди и осколки стекла, и колесо прокололось. Послушай, как колесо шипит, когда идет воздух: Ш..ш..ш..шшш. Давай вместе повторим, посмотри, губы немного вытянуты, широкий язычок поднят к верхним зубам, произносим долго: Ш..ш..ш..шшш – воздушная струя теплая. Попробуй сам.

<Рисунок 2>

«Семья ежей»
После прокола колеса Язычок не знает, что делать. Он встретил семью ежей. Давайте спросим у ежей, где можно починить колесо. Еж, ежиха и ежонок помогут нам. Для этого они просят правильно сказать звук Жжжжжж….

«Насосик»
Необходимо накачать колесо, для этого заедем на заправку и подкачаем шины. Нажимаем на насос и произносим долго звук Сссссс.

<Рисунок 3>

«Свисток»
Язычок превысил скорость и его останавливает свисток регулировщика! Ребенок произносит звук Сссссс или Ззззз.

«Змея»
На пути нам встретилась змея, она шипит и предупреждает об опасности – ее нельзя трогать!Шшшшш…

«Оса»
После змеи мы встречаем осу. Чтобы она подсказала нам дорогу, нам надо правильно рассказать чистоговорки:

«са-са-са – вот летит оса»;
«сы-сы-сы – не боюсь я злой осы».

«Зоопарк»
На пути нам встретился зоопарк. Кто живет в зоопарке? (Слон, носорог, обезьяна, змея, лиса, жираф.)

<Рисунок 4>

Дальше язычок едет мимо сада. На небе он видит самолет. Самолет поет песенку: Сссссссссссссс.
Вот и добрался Язычок до домика звуков. Давай посмотрим, какие звуки тут живут! С, Сь, З, Зь, Ш и Ж.

<Рисунок 5>

Спасибо, что помог нашему герою преодолеть все препятствия.

* Игру можно использовать и для неречевых детей на этапе постановки речевого выдоха и для вызывания звукоподражаний.

4. Оценка речевой деятельности

– Ты прекрасно сегодня работал и правильно произносил все звуки. Молодец!

Источники: Интернет-источник – http://www.chadochki.ru