Рабочая программа дополнительного образования детского объединения "Хоббиты". "Декоративно-прикладное творчество"

Разделы: Технология, Внеклассная работа


Титульная страница (приложение № 6)

Новизна. Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс художественно-эстетического направления. На уроках учащиеся получают лишь основные, можно сказать, ознакомительные знания в различных областях культуры, искусства и т.д., поэтому для наиболее полного изучения и создания благоприятных условий в школе функционирует детское объединение художественно-эстетического цикла.

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, определяющихся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.

Характерной особенностью данной программы является то, что она помогает воспитанникам в течение короткого промежутка времени сделать осознанный выбор в пользу того или иного вида декоративно-прикладного творчества (ДПТ), то есть самореализоваться и самоопределиться.

При составлении образовательной программы “Декоративно-прикладного творчества” взята за основу с внесением изменений и поправок программа “Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт.-сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград: Учитель, 2008”. Программа ориентирована на возраст обучающихся 6–16 лет и рассчитана на период обучения 3 года. 3-й год – творческая группа – творчески одаренные дети, прошедшие обучение в ДО два года.

УМК педагога (приложение № 1).

Рабочая программа учитывает специфику детского объединения:

  • группа № 1 (1-й год обучения) – учащиеся 1–2-х классов – дети в объединении новые, из рекомендаций классных руководителей следует, что большинство учащихся гиперактивны, неусидчивые, и их внимание необходимо постоянно на контроле. Дети привыкают к новым условиям организации занятий, учатся выполнять требования педагога, соблюдать дисциплину труда;
  • группа № 2 (2-й год обучения) – учащиеся 5-го класса – дети в детском объединении занимаются со 2-го класса, по данной программе второй год. Дети активные, творческие, любят коллективную форму работы, оказывать помощь педагогу в работе с младшими детьми. Им нравится участвовать в конкурсах различных уровней.
  • группа № 3 (3-й год обучения) – учащиеся 8-ых классов – творчески одаренные дети. В детском объединении занимаются пять лет, по данной программе третий год. Среди них учащиеся, занимавшие призовые места на муниципальном, региональном и всероссийском уровне. Одна девочка неоднократно добивалась высоких показателей и на международном уровне.

группы

Год

обучения

Кол-во часов в неделю

Количество часов в год

Кол-во

учащихся в группе

Возраст учащихся

всего

теория

практика

1

1-й

4

144

55

89

10

7–9

2

2-й

4

144

30

114

10

10–13

3

Творческая группа

6

216

50

166

6

13–16

Итого:

14

504

135

369

   

Программа:

  • раскрывает перед ребенком многогранные возможности ДПТ;
  • приобщает к большому и разнообразному миру искусства;
  • позволяет воспринять образование в детском объединении как единый целостный организм, в котором все и всё взаимосвязаны, где не запрещены переходы от одного вида творчества к другому;
  • удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские качества;
  • позволяет организовать досуг учащихся в системе интересно и с пользой для себя и окружающих.

Цель программы: Основная цель программысоздавать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды ДПТ: знакомство с технологией лоскутной пластики, бумажной пластики, макраме, бисероплетения, вышивания, вязания, аппликации из природных материалов, изонити, изготовления мягкой игрушки, компьютерной графики.

Задачи:

  1. обучающие:
  • формирование элементарных знаний и умений в изучаемых видах ДПТ;
  • обучение детей владеть различными инструментами и приспособлениями;
  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи;
  • обучение правилам оформления выставочных работ;
  • знакомство детей с историей изучаемых видов рукоделия.
  1. развивающие:
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
  • развитие у детей памяти, внимания, мышления, эстетического вкуса, мелкой моторики рук, глазомера.
  1. воспитательные:
  • формирование основ российской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской солидарности; пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
  • формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России и принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
  • формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • формирование отношения к семье как к основе российского общества и почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
  • осознание школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в пределах своих возможностей;
  • воспитание аккуратности усидчивости, трудолюбия, целеустремленности, терпения, положительного отношение к труду, доброго отношения к товарищам, бережливости.

Методы обучения и их формы. При определении методов и форм обучения за основу взята классификация методов обучения, разработанная И. Я. Лернером, М. Н. Скаткиным, Ю. К. Бабанским и М. И. Махмуговым и др. Согласно исследованию этих авторов, можно выделить следующие общедидактические методы: объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный и исследовательский.

Объяснительно-иллюстрированный метод, с него, как правило, начинается обучение. Суть его состоит в предъявлении учащимся информации разными способами – зрительным, слуховым, речевым и др. Возможные формы этого метода: сообщение информации (рассказ, лекции), демонстрация разнообразного наглядного материала, в том числе презентаций с использованием компьютерной медиатеки. Этот метод направлен на усвоение знаний.

Репродуктивный метод – направлен на формирование навыков и умений, то есть умений многократно воспроизвести (репродуцировать) действия. Его формы многообразны: упражнения, решение стереотипных задач, беседа, повторение описания наглядного изображения объекта. Репродуктивный метод допускает применение тех же средств, что и объяснительно-иллюстрированный: слово, средства наглядности, практическая работа.

Исследовательский метод – направлен на самостоятельное решение творческих задач. В ходе решения каждой задачи он предполагает проявление одной или нескольких сторон творческой деятельности. При этом необходимо обеспечить доступность творческих задач, их дифференциацию в зависимости о подготовленности того или иного ученика. Его формы: проблемные задачи, опыты и т. д. Задачи могут быть индуктивным и дедуктивными в зависимости от характера деятельности. Сущность этого метода состоит в творческом добывании и поиске способов деятельности.

Использование этих методов на занятиях осуществляется с учетом специфики, задач, содержания занятия.

Механизм контроля за реализацией программ:

1. Тесты на выявление уровня развития творческого мышления (тест Торренса и т. д.).

2. Выполнение определенного задания (в начале и в конце года) с целью отслеживания динамики усложнения выполненной работы.

3. Фиксация результатов участия в различных выставках-конкурсах.

Ожидаемые результаты реализации программы: самоопределение и самореализация личности; успешная социализация в обществе; выбор жизненного пути; организация содержательного досуга; здоровый образ жизни.

По окончании обучения учащийся должен знать и уметь (приложение № 2).

Календарно-тематическое планирование. Группа № 1

Тема

Количество часов

Дата

теория

практика

всего

1

2

3

4

5

1-й год обучения

1. Вводное занятие

2

2

 
правила техники безопасности

1

1

02.09
беседа о видах декоративно-прикладного искусства

1

1

05.09
2. Работа с бумагой и картоном

16

36

52

 
складывание

2

4

6

6,7,9,12,13,14.09
резание

2

2

4

16,19,20,21.09
склеивание

1

1

2

23,26.09
аппликация из бумаги

2

6

8

27,28,30.09; 3,4,5,7,10.10
плетение из бумаги

2

4

6

11,12,14,17,18,19.10
технология гофрированной бумаги

2

2

4

21,24,25,26.10
объемные поделки

4

14

18

28,31.10;1,2,7,8,9,11,14,15,16,18,21,22,23,25,28,29.11
закрепление материала

1

3

4

30.11; 2,5,6.12
3. Технология работы с нитками и веревками

14

22

36

 
простейшие приемы

2

2

4

7,9,12,13.12
вязание на спицах

4

8

12

14,16,19,20,21,23,26,27,28.12; 9,10,11.01
вязание крючком

4

6

10

13,16,17,18,20,23,24,25,27,30.01
макраме

4

6

10

31.01;1,3,6,7,8,10,13,14,15.02
4. Вышивание

6

12

18

 
вышивка свободными швами

4

8

12

17,20,21,22,24,27,28,29.02;2,5,6,7.03
вышивка крестом

2

4

6

9,12,13,14,16,19.03
5. Работа с тканью

3

9

12

 
кукла-закрутка

1

3

4

20,21,23,26.03
клеевая плоская аппликация

1

3

4

27,28,30.03; 2.04
аппликация на пенопластовой основе

1

3

4

3,4,6,9.04
6. Мягкая игрушка

8

10

18

 
из истории народной игрушки

2

 

2

10,11.04
соединительные швы

2

2

4

1316,17,18.04
правила кроя и приемы набивки

2

2

4

20,23,24,25.04
простейшие сувениры: полуобъемная мягкая игрушка, тряпичная кукла

2

6

8

27,30.04;

2,4,7,8,9,11.05

7. Экскурсии

6

 

6

 
экскурсия в музей г. Новый Уренгой

6

 

6

14,15,16,18,21,22.05
Воспитательная работа        

Итого:

55

89

144

 

Содержание занятий 1-го года обучения (приложение № 3).

Календарно-тематическое планирование. Группа № 2

Тема

Количество часов

Дата

теория

практика

всего

1

2

3

4

5

2-й год обучения

1. Вводное занятие

2

2

 
Повторение материала 1-го года обучения.

1

1

02.09
Инструктаж по технике безопасности, знакомство с программой 2-го года обучения.

1

1

05.09
2. Изонить

3

15

18

 
Ведение

3

3

6, 7, 9.09
Заполнение геометрических фигур ниточной графикой.

5

5

12,13,14,16,19.09
Панно в технике изонити

10

10

20,21,23,26,27,28,30.09; 3,4,5.10
3. Бисероплетение

6

24

30

 
Цепочки

2

8

10

7,10,11,12,14,17,18,19,21,24.10
Плоское плетение на проволоке

1

4

5

25,26,28,31.10; 1.11
Объемное плетение на проволоке

1

4

5

2,7,8,9,11.11
Цветы и листья

2

8

10

14,15,16,18,21,22,23,25,28,29.11
4. Флористика

7

43

50

 
Цветы и листья в композиции

2

13

15

30.11;

2,5,6,7,9,12,13,14,16,19,20,21,23,26.12

Плоды и семена в композиции

2

13

15

27,28.12; 9,10,11,13,16,17,18,20,23,24,

25,27,30.01

Аппликации из крашенных опилок

1

5

6

31.01; 1,3,6,7,8.02
Мозаика из яичной скорлупы

1

6

7

10,13,14,15,17,20,21.02
Лепка из пластилина

1

6

7

22,24,27,28,29.02; 2,5.03
5. Искусственные цветы из ткани

3

12

15

 
Крахмаление, желатинование

1

1

2

6,7.03
Изготовление трафаретов

1

2

3

9,12,13.03
Стилизованные цветы из бросового материала

1

9

10

14,16,19,20,21,23,26,27,28,30.03
6. Художественные изделия из кожи

2

7

9

 
Декоративные элементы из кожи

1

2

3

2,3,4.04
Изделия из кожи

1

5

6

6,9,10,11,13,16.04
7. Шитье

3

9

12

 
Повторение по теме “швы”

1

1

2

17,18.04
Пошив цветов

1

4

5

20,23,24,25,27.04
Шитье сумки

1

4

5

30.04; 2,4,7,8.05
8. Экскурсии и общественно-полезный труд

4

4

8

9,11,14,15,16,18,21,22.05
Воспитательная работа        

Итого:

30

114

144

 

Содержание занятий 2-го года обучения (приложение № 4).

Календарно-тематическое планирование. Группа № 3 (творческая группа)

Тема

Количество часов

Дата

теория

практика

всего

1

2

3

4

5

3-й год обучения

1. Изонить

6

18

24

 

Техника безопасности на занятиях ДПТ. Повторение материала 2-го года обучения, основные приемы изонити

1,5

3

4,5

2,5,6.09

составление сложных геометрических узоров и заполнение их изонитью

1,5

3

4,5

7,9,12.09

составление композиции

1,5

3

4,5

13,14,16.09

изготовление панно в технике изонити

1,5

9

10,5

19,20,21,23,26,27,28.09
2. Бумажная пластика

8

40

48

 
2.1. Квиллинг

4,5

19,5

24

 

введение в технику

1,5

1,5

3

30.09;3.10

виды роллов

1,5

9

10,5

4,5,7,10,11,12,14.10

панно

 

9

9

17,18,19,21,24,25.10

итоговое занятие

1,5

 

1,5

26.10
2.2. Оригами

4,5

19,5

24

 

введение в оригами

1,5

 

1,5

28.10

способы складывания: вогнутая и выпуклая складки, защип, фестон, специальные приемы

1,5

6

7,5

31.10; 1,2,7,8.11

базовые формы: треугольник, дверь, воздушный змей, блин, рыба и др

1,5

6

7,5

9,11,14,15,16.11

модели: животные, люди, цветы; игрушки, игры, движущиеся модели оригами; трюки и забавы; декоративное оригами; модульное оригами

 

7,5

7,5

18,2122,23,25,.11
3. Компьютерная графика

16,5

31,5

48

 

вводное занятие

1,5

1,5

3

28,29.11

графические редакторы

1,5

1,5

3

30.11; 2.12

работа в графическом редакторе Paint

3

10,5

13,5

5,6,7,9,12,13,14,16,19.12

работа в графическом редакторе CorelDraw

3

9

12

20,21,23,26,27,28.12; 9,10.01

работа в графическом редакторе Adobe Photoshop

6

9

15

11,13,16,17,18,20,23,24,25,27.01

итоговое занятие

1,5

 

1,5

30.01
4. Вышивание

10,5

37,5

48

 

вводное занятие

1,5

1,5

3

31.01; 1.02

вышивание простыми свободными швами

3

15

18

3,6,7,8,10,13,14,15,17,20,21,22.02

вышивка крестом

3

21

24

24,27,28,29.02; 2,5,6,7,9,12, 13,14,16,19,20,21.03

итоговое занятие

3

 

3

23,26.03
5. Бисерное рукоделие

9

39

48

 
школа низания (повторение)

3

6

9

27,28,30.03; 2,3,4.04
ткачество бисером

3

15

18

6,9,10,11,13,16,17,18,20,23,24,25.04
вышивка бисером “в прикреп”

3

18

21

27,30.04; 2,4,7,8,9,11,14,15, 16,18,22
Воспитательная работа        

Итого:

50

166

216

 

Содержание занятий 3-го года обучения (приложение № 5).