Воспитательная работа в гимназии

Разделы: Администрирование школы, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Слайды 1–2

Школа — особое образовательное пространство, в рамках которого формируется личность, осознающая свои возможности, ресурсы и способности для успешной самореализации, становления своих позиций в социуме.

Современное общеобразовательное учреждение – важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения, где приоритетным, в органичной педагогической деятельности должно быть – воспитание.

В.А. Сухомлинский писал: «Учение – это один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди множества лепестков, создающих красоту цветка». В воспитании все главное: и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне урока, и взаимоотношения воспитанников в коллективе. Сегодняшний семинар носит характер паритетного сотрудничества, обмена опытом и позволит познакомить слушателей с состоянием и эффективностью воспитательной деятельности педагогического коллектива МОУ «Гимназия г. Раменское»

«Гимназия г. Раменское» – являясь муниципальным общеобразовательным учреждением. Руководствуясь в своей деятельности государственными локальными актами (Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «Об образовании», типовым Положением об общеобразовательном учреждении, Договором с учредителем, Уставом, Национальной доктриной образования в РФ, государственной программой «Патриотического воспитания граждан РФ на 2006-2010 г.», «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г.»), перед нами, как институтом воспитания ставится важнейшая задача – воспитание достойного гражданина РФ.

Слайд 3 (О нас) Нам – исполнилось 42 года. Но гимназия по-прежнему молода, современна, красива. Не стремясь к внешне громким вывескам и названиям, Гимназия вошла в сотню лучших математических школ России, в десятку лучших гуманитарных школ Москвы и Московской области. В 2001 году Гимназия награждена специальной премией Президента РФ за подготовку победителей олимпиад школьников Всероссийского и Международного уровня. В 2006 году Гимназия стала победителем конкурса общеобразовательных учреждений активно внедряющих инновационные образовательные программы, который проводился в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Гимназия является образовательным учреждением повышенного уровня,

ориентированным на обучение, воспитание, развитие способных к активной интеллектуальной деятельности и одаренных детей, на подготовку их к продолжению образования в вузах; возрождение, сохранение и преумножение интеллектуального потенциала общества. Основными задачами гимназии являются:

а) реализация общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
б) создание условий для выявления, развития, воспитания способных и одарённых детей, их самореализации и самоопределения;
в) подготовка обучающихся к продолжению образования в вузах в соответствии с их склонностями, способностями и интересами;
г) воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

Мы внимательно относимся к внутреннему содержанию жизни в большом школьном доме, бережно заботимся о духе школы. Здесь создан свой особый мир, наполненный атмосферой искренности, открытости – детской и взрослой. «Экология души» – это понятие стало главным в деятельности педагогического коллектива. «Экос» в переводе с древнегреческого означает «дом». В нашем большом доме усилия всех его жителей направлены на воспитание культуры учащегося, на создание особых, положительно-эмоциональных условий, дающих ребенку право выбора.

Слайд 4 (Коллектив) Это творческий, дружный коллектив единомышленников, где каждый имеет возможности для самовыражения, выбора оптимальных форм и методов обучения и воспитания.

В Гимназии работает 92 преподавателя. Среди них основных работников 74 человека и 18 совместителей. В Гимназии работает 8 учителей – выпускников средней школы № 7. В учебном процессе Гимназии участвуют: 3 доктора наук, 6 кандидатов наук, 2 засуженных учителя РФ, 4 Почётных работника общего образования РФ, 3 заслуженных работника образования Московской области, 17 педагогов Гимназии являются победителями конкурса учителей ПНПО. Преподаватели Гимназии – опытные специалисты, обладающие высоким уровнем профессионализма. 82 % педагогов Гимназии имеют высшую и 1 квалификационные категории.

Средний возраст педагогов гимназии 45 лет. Основную группу учителей (55%) составляют педагоги от 30 до 50 лет. Таким образом, можно говорить о достаточном уровне работоспособности педагогов Гимназии.

36 % педагогов Гимназии – люди в возрасте от 50 и более лет, обладающие большим опытом педагогической работы, который является бесценным достоянием коллектива. Большинство из этих педагогов работают в нашем коллективе более 30 лет и поэтому являются «носителями» традиций нашей Гимназии.

Приведенные выше данные позволяют сделать вывод о том, что уровень квалификации педагогов Гимназии является достаточным для обеспечения в Гимназии образования высокого качества.

Цель педагогического труда коллектив школы видит в формировании инициативной личности, адаптированной в современном мире, в развитии творческой индивидуальности учащихся. Основной упор пед. коллективом, в первую очередь, направляет на:

  • привитие личной заинтересованности в приобретаемых знаниях, (которые могут и должны пригодиться им в жизни),
  • воспитание подлинно свободной личности,
  • формирование способности самостоятельно мыслить,
  • желание добывать и грамотно применять знания,
  • умение тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия,
  • способность эффективного сотрудничества (в разнообразных по составу и профилю группах),
  • желание быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Слайд 5 (Эмблема) Это отражено на нашей эмблеме «Сквозь огонь, воду и медные трубы к вершинам познаний, через тернии к звёздам».

  • Огонь — это светило, олицетворяющее в образовательной системе новые подходы к практике образования, новые характеристики отношений, позволяющие конструировать оптимальное пространство для развития активной, творческой, яркой формирующейся личности, это неугасаемый пытливый ум.
  • Вода – вечное движение вперёд, неиссякаемый родник знаний, источник жизни.
  • Труба – призыв к свершениям, настало время действовать, дерзать.
  • Часы – вечный спутник олицетворяющий прошлое и настоящее, всему своё. Время: делу время – потехе час.
  • Алфавит – всё в жизни имеет своё начало – начало длинного пути к познаниям. От «А» до «Я» – к любым открытьям путь начинается с нуля, и это путь пусть освещает страна – Гимназия моя.

Слайд 6 (Лестница) Гимназия – это живой организм, в котором ежедневно кипит жизнь. Это дружная семья педагогов 92 чел. (весь коллектив гимназии принимает активное участие в воспитательной деятельности), учеников 843, родителей 1658.

Наш организм живёт благодаря слаженной работе, которая осуществляется через воспитание в процессе обучения и разнообразную внеучебную деятельности: внеклассную, межклассную, внутриклассную, общегимназическую, внешкольную.

Слайд 7 (Ценности) Важнейшая задача современной педагогики – формирование гуманного человека – Это наша сверх цель. Гуманный – в переводе с латинского – направленный на благо других человеколюбивый, отзывчивый, проникнутый любовью к человеку. Эта системообразующая идея помогла нам выбрать формы деятельности, свой стиль отношений между взрослыми и детьми, разработать и апробировать нашу модель воспитательной системы

На наш взгляд, важнейшим условием целенаправленного формирования личности учащегося – как гуманного человека – является создание в Гимназии гуманистической воспитательной системы, целью (объектом, субъектом и результатом) функционирования которой является личность ребенка, развивающегося не только как человека разумного, созидающего, играющего, общественного, но и человека гуманного.

Воспитательная система гимназии представляет собой взаимосвязь и взаимодополнение двух основных компонентов: образовательного и воспитательного. В результате создаётся единое воспитательное пространство, в котором происходит гармоничное развитие личности ребёнка. Образовательный компонент должен дать обучающимся соответствующие их способностям знания и обеспечить дальнейшее интеллектуальное развитие личности. Воспитательный компонент должен создать у детей систему общечеловеческих ценностей, обеспечивающую стремление саморазвиваться и самосовершенствоваться.

Таким образом, наша цель, как и общества в целом – создание единого воспитательного пространства, приобщающего подрастающее поколение к нравственным ценностям, выработанных опытом предшествующих поколений,

овладение культурой своего народа, терпимостью и толерантностью по отношению к представителям других культур, взаимное уважение и опора на общечеловеческие ценности – (человек, добро, красота, отечество, семья, культура, знания, труд, мир) как основу здоровой жизни.

Исходя из этого, определились основные принципы построения воспитательной системы в гимназии:

  • систематичности;
  • оптимальности, эффективности;
  • точного целеполагания, конкретности;
  • информационности, открытости;
  • принципы здравого смысла и обратной связи;
  • демократизма, гуманизма;
  • дисциплины и порядка;
  • стимулирования, вознаграждения и поощрения инициативы.

Основными идеями построения воспитательной системы ГИМНАЗИИ:

  1. личностный подход в воспитании. Признание личности каждого учащегося в качестве высшей социальной ценности, учет уникальности и своеобразия каждого ребенка.
  2. единство воспитания, общения и развития – важнейшее условие формирования целостной личности;
  3. организация идейной и эмоциональной насыщенности жизнедеятельности учащихся как основы воспитательного процесса;
  4. гуманизация межличностных отношений: "ученик – ученик", "ученик – педагог", "педагог – родители", в целях создания комфортных отношений, в которых растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой;
  5. эстетическая организация среды – важнейшее условие повышения эффективности воспитания;
  6. «средовый» подход в воспитании. Школа – «центр» в окружающей среде.

Слайд 8 (Ученик) В основе воспитательной деятельности гимназии, лежит идея о развитии личности в гармонии с собой и социумом.

Эта цель требует решения ряда задач:

  • включение учащегося в такую систему деятельности и отношений, которая обогащает его положительный опыт, укрепляет нравственные позиции, развивает творческие способности;
  • обеспечение единства и взаимосвязи формирования моральных знаний, умений и навыков поведения;
  • формирование психологической готовности к рефлексии.

Одна из ведущих задач педагога – помочь ребенку быть таким, каким он хочет быть, а не таким, каким его хотят видеть другие, то есть помочь осуществить право быть самим собой.

Поэтому основной ценностью воспитательной деятельности гимназии является ученик, его развитие, детство как особая жизнь ребенка, воспитательное пространство как среда, способствующая развитию личности.

Система воспитательной работы гимназии строится на следующих принципах:

  • в центре внимания – внутренние ценности, нереализованные возможности ученика;
  • ученик – субъект воспитательного взаимодействия;
  • ученик и учитель находятся в партнерских отношениях;
  • добровольность в принятии содержания и формы творческой деятельности;
  • гимназия – аура психологического комфорта для ребенка и педагога.

Реализация этих принципов обеспечивает взаимодействие педагогов и воспитанников, которое основывается на взаимопонимании .

Слайд 9 (Я) Объектом, субъектом, предметом воздействия и результатом деятельности любого образовательного учреждения, и МОУ Гимназия г. Раменское – не исключение, является личность учащегося, формирующаяся и развивающаяся в условиях школьного и внешкольного пространства, испытывающая постоянное воздействие макросоциума.

В центр нашей системы воспитания мы поставили ребенка и определили следующие приоритетные направления воздействия на его личность:

  • познать себя как личность интеллектуальную, гуманную, духовную, свободную и творческую через формирование ценностного отношения к себе и другим;
  • найти себя как человека – гуманиста, таланта, творца, труженика через освоение ценностных ориентиров, позиций и опыта поколений, через овладение различными умениями во внешкольной деятельности;
  • реализовать себя как социально мобильного субъекта – товарища, друга, члена семьи, члена общества, гражданина великой страны – через становление социально активной личной, гражданской позиции.

Цель системы воспитания в МОУ "Гимназии г. Раменское" – создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.

Воспитательную систему нельзя привнести в школу, она может зародиться и развиваться только в определенных условиях и в каждой школе будет самобытной. Несхожесть воспитательных систем определяется типом учебного заведения, ведущей идеей, ради реализации которой она создается, воспитательным потенциалом педагогов, творческим почерком администрации, составом учащихся, социальным заказом родителей, материальной базой воспитания, особенностями среды.

Воспитательная система гимназии не статичное, а динамичное явление, поэтому для того, чтобы успешно управлять ею, надо знать механизмы и специфику ее развития. Создание системы всегда связано со стремлением к упорядоченности, подвижности и целостности ее элементов.

Слайд 10 (Механизм) Основой механизма воспитания в гимназии” – учебно- воспитательное пространство, центральным элементом которого является, морально-психологическая атмосфера, требования и эталоны поведения, принятые в гимназии:

  • система отношений между преподавателями и школьниками;
  • система отношений внутри ученического и педагогического коллективов;
  • отношения между микросоциумами (группами педагогов и (или) учащихся, объединенных общими ценностями, целью, совместной деятельностью).

Следующим структурным элементом воспитательного пространства гимназии, на наш взгляд, является система внутренних и внешних условий, направленных на развитие, саморазвитие и самореализацию ученика как личности.

(Х) Внутренние условия:

  • ученическое самоуправление;
  • система работы классных руководителей, эффективность деятельности МО классных руководителей;
  • психологическое сопровождение;
  • построение образовательного пространства на основе интеграции обучения, развития и воспитания;
  • система традиций школы.

(Х) К внешним условиям мы относим:

  • сотрудничество с социокультурными, образовательными и спортивными учреждениями города, в рамках которого учащиеся приобретают опыт взаимодействия с другими микросоциумами, обогащая тем самым свой внутренний мир, приобретая навыки коммуникации, определяя свое место в окружающем мире.

Мы стремимся к созданию единого воспитательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания школьников, атмосферу школьной жизни, отношения между членами микрогрупп.

Слайд 11 (Детки) Педагогический коллектив ставит перед собой конкретные цели:

  • гимназия – содружество детей и взрослых, связанных едиными задачами, деятельностью, гуманными отношениями к окружающему миру;
  • формирование культуры общения;
  • выявление и развитие творческого потенциала и природных задатков каждого ребенка;
  • приобщение учащихся к системе духовных и культурных ценностей русского народа;
  • воспитание уважения к закону, социальной ответственности как важнейшей черты личности;
  • воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, способности быть хорошим семьянином;
  • организация работы с родителями, предотвращающая разрыв воспитательного влияния школы и семьи, организация постоянной и широкой информации родителей о воспитательном процессе и успехах воспитания школьника, организация совместной деятельности школьников и родителей.

Слайд 12 (Пазлы) Необходимо создать оптимальные условия для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе. Это:

  • развитие самоуправления школьников, предоставление им реальной возможности участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности творческих и общественных объединений различной направленности;
  • содействие формированию сознательного отношения учащихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;
  • вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
  • создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе,
  • повышения активности родительского сообщества, привлечение родительской
  • общественности;
  • воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.

Слайд 13 (ёлка) С целью создания в гимназии условий для гармоничного развития личности ученика и учителя были разработаны принципы воспитательной системы, которые постепенно утвердились в работе гимназии:

Личностно-ориентированный – признание каждого воспитанника полноправным участником воспитательного процесса, саморазвивающимся при ненавязчивом педагогическом воздействии, построенном на глубоком знании каждого воспитанника, жизни в школе и вне ее.

Культурно-ориентированные воспитания предполагает опору в воспитании на национальные традиции отношение к окружающему миру;

  • опора на культуру как на основу мировоззрения;
  • толерантность;
  • восприятие целостной картина мира.

Деятельностно-ориентированные, предполагающий, что личность формируется не в вакууме, а в жизненных ситуациях, этической системе человеческих взаимоотношений, которая возникает в совместной деятельности всех субъектов воспитательной системы, овладение деятельностью (целеполагание, контроль, опора на самостоятельное развитие, креативность).

Слайд 15 (Звезда)

функции нашей воспитательной системы, следующие:

  • развивающая – (обеспечивает динамику развития и оптимизацию функционирования системы как среды и фактора развития воспитанника и педагога) направленная на изменение мотивации учебной деятельности, на развитие творческой личности, способной к самовыражению, самореализации;
  • интегрирующая – (обеспечивающая расширение и углубление внутришкольных и внешкольных связей) соединение в одно целое различных видов деятельности в жизнедеятельность воспитанника. Ребенок – существо не устоявшегося поведения и привычек. Он часто увлекается, ему необходимо все узнать и попробовать. Ему нужны знания, игра, спорт, труд, творчество. Все это нужно гармонизировать. В основе гармонии – единство истины, добра и красоты.
  • защитная (способствующая изменению типа взаимоотношений ребенка и взрослого, в основе которого должны быть сочувствие, сопереживание, взаимопонимание), создание условий психологического и социального комфорта и защищённости учащихся и взрослых.
  • корректирующая (направленная на коррекцию поведения ребенка) предупреждение негативного влияния;
  • компенсирующая (создание условий для самовыражения, демонстрации
  • творческих способностей, развитие коммуникативности) обеспечение тех условий общения, самовыражения и развития, которые не даёт семья, порой даже и школа.
  • управленческая (ориентированная на соуправлении и самоуправлении), взаимодействие всех участников воспитательного процесса, формирование самосовершенствования.

Полностью текст статьи приведен в Приложении.