Тип урока: открытие новых знаний.
Технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо, игровая технология.
Цели: Расширить знания учащихся о равенствах и неравенствах, познакомить с понятием верных и неверных равенств и неравенств.
Дидактическая задача: Организовать совместную, самостоятельную деятельность учащихся по изучению нового материала.
Задачи урока:
- Предметные:
- познакомить с признаками равенства и неравенства; расширить представления учащихся о равенствах и неравенствах;
- познакомить с понятием верного и неверного равенства и неравенства;
- развитие навыков нахождения значения выражения, содержащего переменную;
- формирование вычислительных навыков.
- Метапредметные:
- Познавательные:
- способствовать развитию внимания, памяти, мышления;
- развитие умения извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
- овладение приемами отбора и систематизации материала, уменими сопоставлять и сравнивать, преобразовывать информацию (в схему, таблицу).
- Регулятивные:
- развитие зрительного восприятия;
- продолжить работу над формированием действий самоконтроля и самооценки учащихся;
- Коммуникативные:
- пронаблюдать над взаимодействием детей в парах, внести необходимые коррективы;
- воспитывать взаимопомощь.
- Познавательные:
- Личностные:
- повышение учебной мотивации учащихся путем использования на уроке интерактивной школьной доски Star Board;
- совершенствование навыков работы со Star Board.
Оборудование:
- Учебник «Математика» 3 класс, 2часть (Л.Г. Петерсон);
- индивидуальный раздаточный лист;
- карточки для работы в парах;
- презентация к уроку, выведенная на панель Star Board;
- компьютер, проектор, панель Star Board.
Ход урока
I. Организационный момент.
(слайд 2)
И так, друзья, внимание.
Ведь прозвенел звонок
Садитесь поудобнее,
Начнем скорей урок!
II. Устный счет.
(слайд 3)
– Сегодня мы отправимся с вами в гости. Прослушав стихотворение, вы сможете назвать имя хозяйки. (Чтение стихотворение ученицей)
В веках математика овеяна славой,
Светило всех земных светил.
Ее царицей величавой
Недаром Гаусс окрестил.
Мы славим разум человека,
Дела его волшебных рук,
Надежду нынешнего века,
Царицу всех земных наук.
– И так, нас ждет Математика. В её царстве много княжеств, но сегодня мы посетим одно из них (слайд 4)
– Название княжества вы узнаете, решив примеры и расставив ответы в порядке возрастания. (Высказывание)
7200 : 90 = 80 | С | 280 : 70 = 4 | И | |
5400 : 9 = 600 | Ы | 3500 : 70 = 50 | З | |
2700 : 300 = 9 | В | 4900 : 700 = 7 | А | |
4800 : 80 = 60 | А | 1600 : 40 = 40 | Ы | |
560 : 8 = 70 | К | 1800 : 600 = 3 | Е | |
4200 : 6 = 700 | В | 350 : 70 = 5 | Н |
– Давайте вспомним, что такое высказывание? (Утверждение)
– Каким может быть высказывание? (Верным или неверным)
– Мы сегодня с вами будем работать с математическими высказываниями. Что к ним относится? (выражение, равенства, неравенства, уравнения)
III. Стадия 1. ВЫЗОВ. Подготовка к изучению нового.
(слайд 5 см. примечание)
– Княжна Высказывание предлагае вам первое испытание.
– Перед вами карточки. Найдите лишнюю карточку, покажите (а + 6 – 45 * 2).
– Почему она лишняя? (Выражение)
– Является ли выражение законченным утверждением? (Нет, не является, т.к. оно не доведено до логического завершения)
7 * 9 = 63 | а + 8 = 27 | 100 : 4 + а = 90 | ||
а + 6 > 45 * 2 | а + 6 – 45 * 2 | 95 < 45 * 3 | ||
в > 4 |
– Разложите оставшиеся карточки на группы. (Равенства и неравенства)
7 * 9 = 63 | а + 6 > 45 * 2 | |
а + 8 = 27 | 95 < 45 * 3 | |
100 : 4 + а = 90 | в > 4 |
– А что такое равенство и неравенство, можно ли их назвать высказыванием?
– Назовите верные равенства.
– Как по-другому назвать верные равенства? (истинные)
– А неверные? (ложные)
– О каких равенствах нельзя сказать, что они истинные? (с переменной)
– Математика постоянно учит нас доказывать истинность или ложность наших высказываний.
IV. Сообщение цели урока.
(слайд 6)
– И сегодня мы должны узнать, что такое равенство и неравенство и научиться определять их истинность и ложность.
– Перед вами высказывания. Прочитайте их внимательно. Если вы считаете, его верным, то поставьте в первом столбике «+», если нет – «–».
До чтения | После чтения | |
Равенства – это два выражения, соединенных знаком «=» | ||
Выражения могут быть числовыми и буквенными. | ||
Если два выражения числовые, то равенство является высказыванием. | ||
Числовые равенства могут быть истинными или ложными. | ||
6 * 3 = 18 – верное числовое равенство | ||
16 : 3 = 8 – неверное числовое равенство | ||
Два выражения, соединенных знаком «>» или «<» - неравенство. | ||
Числовые неравенства являются высказываниями. |
Коллективная проверка с обоснованием своего предположения.
V. Стадия 2. ОСМЫСЛЕНИЕ. Изучение нового.
– Как мы можем проверить, верны ли наши предположения.
(учебник с. 74.)
– Прочитайте правило и оцените истинность и ложность высказываний.
– Что же такое равенство?
– Что же такое неравенство?
– Мы выполнили задание княжны Высказывание, и в награду она приглашает нас на праздник.
VI. Физкультминутка.
(слайд 7)
VII. Стадия 3. РЕФЛЕКСИЯ-РАЗМЫШЛЕНИЯ
1. с. 75, 5 (выведен на экран) (слайд 8)
– Прочитайте задание, что надо сделать?
8 + 12 = 20 | а > b | |
8 + 12 + 20 | а – b | |
8 + 12 > 20 | а + b = с | |
20 = 8 + 12 | а + b * с |
– Сколько равенств подчеркнули? Проверим.
– Сколько неравенст?
– Что помогло выполнить задание? (знаки «=», «>», «<»)
– Почему остались не подчеркнутые записи? (выражения)
2. Игра «Молчанка» (слайд 9)
(Учащиеся на узких полосках записывают равенства и показывают учителю, затем проверяют себя).
Запиши в виде равенства высказывание:
- 5 больше 3 на 2 ( 5 – 3 = 2)
- 12 больше 2 в 6 раз (12 : 2 = 6)
- х меньше у на 3 (у – х = 3)
3. Решение уравнений (слайд 10)
с. 75, 9
– Что перед нами? (уравнения, равенства)
– Можем ли мы сказать верные они или ложные? (нет, есть переменная)
– Как найти, при каком значении переменной верны равенства? (решить)
- 1 колонка – 1 столбик
- 2 колонка – 2 столбик
- 3 колонка – 3 столбик
Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего товарища. Оцените.
VIII. Итог урока.
(слайд 11)
– С какими понятиями мы сегодня работали?
– Какими могут быть равенства? (ложными или истинными)
– Как вы думаете, только ли на уроках математики надо уметь отличать ложные высказывания от истинных? (Человек в своей жизни очень много сталкивается с различной информацией, и надо уметь отделять истинную от ложной).
IX. Оценивание работы учащихся и выставление отметок.
(слайд 12)
– За что нас может благодарить царица Математика?
Примечание. Если учитель использует интерактивную школьную доску Star Board, данный слайд заменяется карточками, набранными на доске. При проверке учащиеся работают на доске.