Цель: развитие творческого мышления посредством применения знаний из русского языка и литературы.
Задачи.
- Знание содержания произведений.
- Умение быстро и оригинально справляться с заданиями.
- Развитие коммуникативных навыков, творческих способностей, памяти, мышления.
- Воспитание интереса к изучению литературы и русского языка.
Методы и приемы:
- беседа;
- игра.
ИКТ:
- компьютер;
- проектор;
- музыкальный центр.
Предварительная подготовка:
- распечатать все задания в нескольких экземпляров (командам, жюри и ведущим);
- подготовить (проконсультировать) жюри;
- кубик с делением от 1 до 6;
- столы и стулья для команд и жюри;
- листы для команд;
- протоколы для жюри;
- музыкальный центр с ди-джеем (в паузах музыка) – для внеклассных мероприятий.
Это интеллектуально-развлекательная игра, которую можно организовать в праздничные торжества (например, неделя русского языка и литературы в школе, День Книги, день библиотек и т.п.).
Содержание мероприятия составляют самые различные игры. Играют две или более команды. Для игры нужен обыкновенный кубик с делением от одного до шести. Каждая цифра называет определенные категории:
- Пиктограмма.
- Найди пару.
- Венгерский кроссворд.
- Буквомикс.
- Перевертыши.
- Логическая цепочка.
- Файнворд.
Пиктограмма – это забавная картинка, в которой зашифровано известное выражение – пословица или поговорка.
Найди пару – из 10 пар слов нужно составить пары: писатель и произведение, писатель и герой, настоящая фамилия и псевдоним и т.п.
Венгерский кроссворд – двигаясь по вертикали и горизонтали в мешанине букв нужно найти загаданные слова на определенную тему. Дается одна подсказка.
Буквомикс – из букв двух слов нужно составить третье и вписать ответ в пустую графу. Например, ВОДА + ХУК = ДУХОВКА
Перевертыши – необходимо к каждому слову полученной фразы подобрать антоним (слово с противоположным по смыслу значением), то есть расшифровать перевертыши.
Логическая цепочка – к каждому приведенному логическому ряду нужно добавить одно слово, продолжающее этот ряд. Например, Екатерина Вторая, Павел Первый… (Николай Первый – порядок царствований русских императоров).
Файнворд – это небольшие юмористические тексты, в которых спрятаны слова на какую-то тему. Они могут находиться как внутри, так и на стыке слов. Найти их бывает достаточно трудно.
Правила игры:
Игра начинается с разминки “Всему своё место”. Команда, быстрее всех справившаяся и допустившая наименьшее количество ошибок, получает право выбора заданий во всех конкурсах.
За правильное решение в каждом конкурсе команда зарабатывает один ум (условное название баллов). Диплом мероприятия достанется той команде, которая за время игры наберет большее количество умов.
Разминка “Всему свое место”
1. Кто здесь лишний?
- А.С.Пушкин
- М.Ю.Лермонтов
- Б.Л.Пастернак
- Ф.М.Достоевский
“Лишний” – Ф.М.Достоевский - вопрос по аналогии “поэт и писатель”.
Пиктограммы
В этом конкурсе каждой команде предлагается по четыре рисунка. Необходимо угадать, что за пословица или поговорка зашифрованы на них. Сначала выбирает четыре картинки (они перевернуты) команда, победившая в разминке. Оставшиеся картинки достаются второй команде.
Найди пару
Каждой команде достается по две карточки путем вытягивания. Кто быстрее и правильнее сделает это?!
1. Автор и произведение.
А.С.Пушкин | “Белые ночи” | |
М.Ю.Лермонтов | “Левша” | |
Н.В.Гоголь | “Мцыри” | |
Ф.М.Достоевский | “Судьба человека” | |
Л.Н.Толстой | “Отцы и дети” | |
Н.С.Лесков | “Недоросль” | |
Д.И.Фонвизин | “Обломов” | |
И.А.Гончаров | “Бахчисарайский фонтан” | |
М.Шолохов | Быль “Кавказский пленник” | |
И.С.Тургенев | “Выбранные места из переписки с друзьями” |
2. Произведение и герой.
“Обломов” | Скалозуб | |
“Недоросль” | Павел Кирсанов | |
“Мертвые души” | Кулигин | |
“Герой нашего времени” | княгиня Ольга | |
“Отцы и дети” | Сашка | |
“Слово о полку Игореве” | Захар | |
“Гамбринус” | Скотинин | |
“Горе от ума” | капитан Копейкин | |
“Гроза” | княжна Мэри |
3. Автор и герой (русские писатели).
А.Н.Островский | Одинцова | |
Д.И.Фонвизин | Ленский | |
И.А.Гончаров | Калашников | |
Н.В.Гоголь | Штольц | |
И.С.Тургенев | Феклуша | |
Е.Шварц | Акакий Акакиевич Башмачкин | |
М.Ю.Лермонтов | Митрофанушка | |
А.С.Пушкин | Тень |
4. Автор и герой (зарубежные писатели).
Марк Твен | Гаргантюа | |
Льюис Кэрролл | Эмма Бовари | |
Даниэль Дефо | Бильбо Беггинс | |
Уильям Шекспир | Гекк Финн | |
А.Конан Дойль | Пятница | |
Д.Р.Р.Толкиен | Чарльз Баскервиль | |
Бомарше | Алиса | |
А.Милн | Тибальд | |
Ф.Рабле | Фигаро | |
Г.Флобер | Кристофер Робин |
Венгерский кроссворд
Задание для всех одно и тоже. Каждой команде выдается таблица с вопросами и объясняется задание на одном примере. Кто быстрее. Проверка по презентации.
Правильные ответы: Приложение 3.
Й | Н | И | К | Х | А | Л | Ь | У | Б |
И | О | В | Ш | М | А | О | Г | Л | Е |
К | Х | П | У | О | Т | Г | А | К | И |
С | Е | Ч | А | В | Г | О | В | О | К |
В | М | А | Р | Г | А | У | Г | А | Ц |
О | К | Я | И | Б | В | Р | Т | Е | Ф |
Е | Л | В | Е | О | Е | А | С | Т | Б |
Р | М | О | Д | И | Й | Т | К | О | Л |
Н | О | Г | О | К | В | Е | Л | С | Т |
Т | О | В | Р | Ь | Ц | Т | О | Й | О |
Кто это написал?
- “Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей…”.
- На деревню дедушке Константину Макарычу…”.
- “Мне грустно, потому что я тебя люблю…”.
- “Нынче больше, чем всегда, безумных развелось людей, и дел, и мнений…”.
- “Деточка, все мы немножко лошади…”.
- “Человек – это звучит гордо!”.
- “Мне и доныне хочется грызть горькой рябины жаркую кисть”.
- “Тебе покорной? Ты сошел с ума!”.
- “Поднимите мне веки!”.
- “Рукописи не горят!”.
- Трудно быть богом”
- “Все счастливые семьи похожи друг на друга…”.
- “Я послал тебе черную розу в бокале…”.
- “Сияла ночь. Луной был полон сад…”.
Буквомикс
Каждая команда вытягивает по две карточки (Приложение 4) и составляет в каждой по три имени (бог или герой, писатель или поэт). Проверка по презентации.
1. Из букв двух слов составьте имя древнегреческого бога.
А) СОН + РОК (Кронос)
Б) САН + ТУР (Сатурн)
В) ТОН + ПУЛ (Плутон)
2. Из букв двух слов составьте имя мифологического персонажа.
А) ПЕНА + ПОЛЕ (Пенелопа)
Б) МАРТ + ВИНО (Минотавр)
В) НОГА + ТИНА (Антигона)
3. Из букв двух слов составьте фамилию русского писателя или поэта.
А) КРАН + ЗИМА (Карамзин)
Б) КРЕН + СОВА (Некрасов)
В) КИЙ + СБРОД (Бродский)
4. Из букв двух слов составьте имя персонажа античного мифа.
А) НОГА + РОГ (Горгона)
Б) ПОЛЕ + МИФ (Полифем)
В) АРА + ДИНА (Ариадна)
Перевёртыши
Каждой команде по очереди загадывается по шесть перевертышей названий книг.
- Синяя бейсболка. (“Красная шапочка”)
- Квадратик. “(Колобок”)
- Мышка в босоножках. (“Кот в сапогах”)
- Континент мусора. (“Остров сокровищ”)
- Прибитые штилем. (“Унесенные ветром”)
- Счастье от глупости. (“Горе от ума”)
- Закон и поощрение. (“Преступление и наказание”)
- Мышка-домоседка. (“Лягушка-путешественница”)
- Солнечный принц. (“Снежная королева”)
- Девочка с ладошку. (“Мальчик-с-пальчик”)
- Пиноккио. (“Буратино”)
- Матери и родители. (“Отцы и дети”)
Логические цепочки
К каждому приведенному логическому ряду командам нужно добавить одно слово, продолжающее этот ряд. Первые два слайда продолжает дополнять команда, победившая в предыдущем раунде.
- Шерлок Холмс, Эркюль Пуаро… (нужно продолжить цепочку именами сыщиков).
- “Барышня-крестьянка”, “Станционный смотритель”… (любое произведение из цикла “Повести Белкина”, например, “Метель”, “Выстрел” и т.д.).
- Лиза Муромская, Татьяна Ларина… (героини произведений А.С.Пушкина).
- Тарханы, Ясная Поляна… (места, где жили поэты и писатели).
Файнворд
Командам выдается раздаточный материал (приложение 5). Задание: найти в тексте 7 слов, связанных с зимними видами спорта.
Иногда по утрам Плинухин вспоминал своё деревенское детство. Он лежал с закрытыми глазами в постели, и перед ним отчетливо возникали изба, бабушка, соседи, даже конь Ломтик, которого часто запрягали в телегу.
Сегодня Плинухину вспомнилось, как он, шестилетний, попросил однажды прокатить его по улице.
- Залазь, согласился сосед, дядя Вася, и поднёс папироску ко рту. – А, чёрт, погасла… Ломтик, стой. За спичками схожу. Дома забыл. А ты, Стёпка, - сказал он Плинухину, - сиди смирно.
Но едва возчик ушёл, малец стегнул Ломтика хворостиной и громко крикнул:
- Но-о!
- Конь кивнул головой и тронул с места. Хозяйский пёс Сапсан кинулся следом. Стёпка ещё хлестнул несколько раз Ломтика, и тот прибавил ходу.
- Стой, лешай! Башку оторву! – кричал вышедший из дома дядя Вася.
Куда там! Телега неслась по неровной дороге. Грозный крик долетел уже издалека:
- Тока попадись! Шкуру спущу!..
На повороте под колесо попал камень. Телегу тряхнуло. Стёпка свалился, упал на обочину. Конь остановился. Подбежал перепуганный возчик, ощупал Стёпку.
- Руки-ноги целы. Жив-здоров, значит. Ладно, не плачь, голубчик. Садись. Довезу до дома.