Урок-путешествие в мир играющих кукол

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цели урока.

Образовательные:

  • углубить знания учащихся о народном кукольном театре;
  • рассказать о личности С.В. Образцова и о театре, носящем его имя;
  • познакомить учащихся с пьесой С.Я. Маршака “Петрушка-иностранец”.

Развивающие:

  • развивать воображение, творческие возможности учащихся;
  • развивать интерес к предмету и к театру;
  • развивать эстетическое отношение к действительности.

Воспитательные:

  • воспитывать умение слушать, вести диалог;
  • воспитывать уважение к культурному наследию разных народов.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, запись скоморошьих наигрышей, коллекция кукол (сделаны учениками предыдущих поколений), ширма, куклы и весь необходимый реквизит для спектакля по пьесе С. Я. Маршака “Петрушка-иностранец”. (Приложение 1)

I этап. Подготовительный

  1. Для подготовки спектакля по пьесе С. С Маршака “Петрушка-иностранец” можно привлечь старшеклассников, но участие в спектакле будет интересно и пятиклассникам.
  2. Остальные учащиеся к уроку получает задания:
  • Повтори изученное по теме “Народный кукольный театр”.
  • Попробуй самостоятельно (или вместе с товарищами) сочинить весёлые шутки-прибаутки из школьной или классной жизни.

II этап. Реализация идеи

Ход урока

1. Организационный момент

2. “Погружение в тему”

Звучат скоморошьи наигрыши.

Учащиеся записывают тему урока “Мир играющих кукол”.

Вступительное слово учителя:

- Дети, сегодня мы совершим необычное путешествие. Вы знаете, чтобы путешествие состоялось, надо к нему подготовиться. Выполните небольшое задание: запишите в тетради слово “кукла”, а под ним в столбик слова, которые возникают по ассоциации с этим словом.

Опрос учащихся

- Конечно, вы хорошо знаете мир кукол, но сегодня нам предстоит узнать много нового, потому что мы совершим путешествие в мир играющих кукол.

3. Повторение изученного

Слайд 1.

I часть. Народный сатирический театр

Слайд 2.Давным-давно в городке на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе, по прозванию Сизый Нос.

Однажды ему попалось под руку полено, обыкновенное полено для топки очага в зимнее время”.

- Узнали ли вы сказку? Кто её автор? О чём в ней говорится?

- Конечно, так начинается повесть-сказка Алексея Николаевича Толстого “Золотой ключик, или Приключения Буратино”, которая была написана по мотивам сказки Карло Коллоди “Приключения Пиноккио, или Похождения деревянной куклы”. Действие сказки А. Н. Толстого происходит в Италии. В ней рассказывается о приключениях деревянной куклы Буратино. А кто помнит, как она заканчивается?

Слайд 3. А заканчивается сказка представлением в кукольном театре “Молния”, где куклы сами пишут пьесы в стихах и сами в них играют.

А как было в жизни? Театр кукол – очень древний вид театрального искусства. Он был известен многим народам мира. В Европе театр кукол появился в эпоху античности. В Древней Греции и Риме игрались домашние спектакли.

4. Изучение нового материала с попутным повторением пройденного

Слайд 4. Отправимся в Италию. К концу XVI века в Италии окончательно сформировался народный сатирический театр кукол. Кукольные представления давали на ширме-будочке, или палатке. На этой ширме-палатке с надстроенным театральным портальчиком выступали перчаточные куклы, которые итальянцы выделяли среди других термином “бураттини”. Кукольников, работающих в этой технике, называют “бураттинаи”.

Слайд 5. Главным героем театра бураттинов стал весёлый, неунывающий Пульчинелла. Он имел писклявый голосок, создаваемый пищиком - металлическим приспособлением из двух тонких пластинок, перевязанных тесьмой (по-итальянски “пиветта”); кукольник держит пищик во рту, когда говорит за Пульчинеллу.

Слайд 6. Если мы продвинемся из Италии на север и ступим на землю Франции, то найдём здесь те же виды кукольного театра. В это время в стране неофициально правил кардинал Мазарини, он не вызывал симпатий ни у французской знати, ни у народа. По Парижу ходили злые сатирические стихи – “мазаринады”. Одна из них была подписана именем Полишинеля. Театрик Полишинеля принадлежал кукольнику Жану Бриоше, его настоящее имя было Джованни Бриоччи. По происхождению он был итальянцем, и его итальянский Пульчинелла во Франции превратился в Полишинеля. Полишинель был признан французами “своим” и говорил уже от имени французского народа.

Самые старые, известные по картинам, рисункам или музеям перчаточные куклы Полишинеля относятся к XVIII веку. У Полишинеля этого времени выросли два горба - спереди и сзади. На голове треугольная шляпа, надетая на белый парик. Из рукавов кафтана выступают кружевные манжеты. Пышный кружевной воротник окружает шею. Этот Полишинель уже настоящий француз, по крайней мере внешне.

Слайд 7. Народные кукольные герои, умевшие выразить чувства простых людей, появлялись и в других странах. В Англии любимцем зрителей стал Панч.

Слайд 8. В Германии таким героем был Гансвурст, в Голландии – Пикельгеринг. В Чехии несколько позднее родился Кашпарек.

- Ребята, вспомните, что вы знаете о русском народном кукольном театре. Кто главный герой в народных комедиях? Что у него общего с кукольными героями других народов? Вспомните внешность Петрушки (предполагаемый ответ: у Петрушки огромный нос, выступающий вперёд подбородок и горб; на Петрушке – красная рубашка, на голове колпак с бубенчиками). А каков его характер? (Ответ учащихся.)

Слайд 9. По характеру (смелости, дерзости, насмешливости) все они – родственники нашего Петрушки.

- Кто это они? Давайте ещё раз назовём имена народных кукольных героев.

То, что не могли, не решались произнести вслух мужики и рабочие люди, громко выкрикивали на площадях и ярмарках куклы. А что сделаешь Петрушке? Представления бродячих кукольников запрещались. Деревянные подмостки и лёгкие ширмы убирали. Но назавтра Петрушкина ширма появлялась в соседнем селе и куклы снова дерзко и смело, во весь голос выражали тайные мысли собравшихся зрителей.

Вывод: у каждого народа свои кукольные герои, в чём-то похожие, а чем-то разные. Но всех их объединяет одно: на сцене они шутят, озорничают, высмеивают недостатки людей.

- К уроку вы должны были попробовать самостоятельно (или вместе с товарищами) сочинить весёлые шутки-прибаутки из школьной или классной жизни. (Ответы учащихся.)

II часть. XX век. Великий кукольник

Перенесёмся в XX век. Кукольный театр, конечно, изменился. Если на первых порах это был просто ящик с проделанными снизу (или сверху) отверстиями, а в Средние века на площади между двух столбов натягивалась занавеска, за которой прятались кукловоды, то с XIX века представления стали играть в специально выстроенных помещениях. Кукольный театр изменился, но осталось главное – в представлениях участвуют куклы.

Слайд 10. Мир кукол – это не только куклы, но и кукольники – артисты. История мирового театра кукол знает много известных имён. Говоря о современном театре, нельзя не рассказать о Сергее Владимировиче Образцове.

Удивительный человек уникальной профессии, артист-кукольник, писатель, драматург – всё это Сергей Владимирович Образцов (1901-1992). В 2011 году исполнилось 110 лет со дня рождения великого кукольника. Имя его популярно и в нашей стране, и за её пределами. Творчество и жизнь артиста нашли широкое отражение в книгах, статьях.

Слайды 11-15. Его спектакли живут сегодня в театре, по праву носящем имя Образцова. Такие замечательные постановки, как “По щучьему велению” (1936), “Волшебная лампа Аладдина” (1940), “Божественная комедия” (1961), “Необыкновенный концерт” (1968) и другие, служат украшением репертуара Центрального театра кукол и до сих пор.

Слайд 16. А началось всё в детстве с материнского подарка – маленькой куклы Би-Ба-Бо. Сам же маленький владелец (Образцову было пять лет) ласково называл её Бибабошкой. Она состояла из двух частей: головы с отверстием внизу и матерчатого халатика. Если надеть её на ладонь, а затем головку – на указательный палец, то можно было заставить Би-ба-бо кивать головой, двигаться. Растопыришь пальцы – кукла радуется, прижмёшь их к головке – плачет…

Би-ба-бо – перчаточная кукла. Такие куклы надеваются на руку, как перчатки, и известны они ещё со времён комедий о Петрушке. Подобные куклы существовали и в Китае, и в Индии, и в Древней Греции.

Слайд 17. Постоянной спутницей выступлений Образцова стала музыка. Портативная ширма с внутренними карманами, концертмейстер – и вот уже готов театр одного актёра!

Слайд 18. У каждого кукольника есть своя, самая любимая кукла. У Образцова такой куклой был Тяпа. В 1928 году ему понадобился “напарник” для исполнения на эстраде колыбельной М. Мусоргского. Он сделал из папье-маше головку этой куклы и сшил для неё белую рубашку-распашонку. Получилась перчаточная кукла-ребёнок. Некоторые утверждали, что её лицо напоминало лицо самого кукольника в младенчестве.

Слайд 19. Образцов изображал отца и ребёнка. Он выходил с этой куклой на эстраду, не прячась за ширму, баюкал “ребёнка” на руках, пел ему колыбельную, давал соску-пустышку, играл с ним. Этот трогательный номер и сама кукла всегда имели у зрителей оглушительный успех.

С Тяпой Образцов не расставался всю жизнь. Он исполнял этот номер и в сборных эстрадных концертах, и в своих сольных программах как в нашей стране, так и за рубежом. Благодаря этому Тяпу узнали и полюбили в десятках стран. Образцов очень любил своего Тяпу, он называл его “самым старым ребёнком в мире”. Этой кукле уже больше восьмидесяти лет.

Слайд 20. Размах и разнообразие личного репертуара не могли не привести к созданию театра. Театр – это главное дело жизни Образцова. В 1931 году Сергею Владимировичу предложили организовать новый театр кукол и стать его художественным руководителем. В 2011 году театр отмечал свой 80-летний юбилей. Работу Государственный центральный театр кукол начал с поисков авторов, с создания собственного репертуара. Пьеса для первого представления была написана драматургом Андреем Глобой. Она называлась “Джим и Доллар”. Премьера первого спектакля состоялась 17 апреля 1932 года.

Слайд 21. Сначала театр работал только для детей и первые шесть лет был разъездным.

Слайд 22. За это время было поставлено пятнадцать спектаклей.

Слайд 23. С 1937 года театр имел уже собственное здание на площади Маяковского.

Постепенно образцовцы начали готовить и спектакли для взрослых. 1 октября 1940 года поставили “Волшебную лампу Аладдина”. Один за другим рождаются новые спектакли, переносящие зрителей то в сказку, то в атмосферу эстрадного концерта.

Слайд 24. В спектакле “Необыкновенный концерт” участвовала большая группа актёров – воспитанников Образцова. Здесь звучал “цыганский хор”, исполнялся опереточный дуэт, был смешной конферансье (куклу озвучивал актёр Зиновий Ефимович Гердт). Это спектакль – рекордсмен, по праву вошедший в книгу рекордов Гиннесса. Он уже прошёл больше восьми тысяч раз, объехал сотни городов нашей страны и тридцать восемь иностранных государств. Хор, оркестр, оформление приблизили кукольный театр к актёрскому, но специфика кукольного театра осталась.

Слайды 25-26. Забавные человечки вызывали смех и сопереживание аудитории самых разных возрастов. В конце спектакля из-за ширм выходили кукловоды, появлялся и главный режиссёр Сергей Образцов – душа театра.

В первом здании театра на площади Маяковского (официальный адрес: улица Горького, дом 32а) в зрительном зале имелся балкон, откуда неудобно было смотреть спектакли. Поэтому образцовцы отделили его стенкой и в получившемся отсеке расположили музей кукол. Его основателем и первым заведующим был актёр и режиссёр театра Андрей Яковлевич Федотов.

Слайд 27. Когда в 1970 году театр отпраздновал новоселье в здании на Садово-Самотечной улице, сюда переехал и музей театра.

Слайд 28. Этот музей – единственное в России и одно из крупнейших в мире собрание различных театральных кукол от античности до наших дней. В нём также хранятся ценнейшие архивные документы, книги с автографами выдающихся деятелей искусства и другие раритеты. Всего около четырёх тысяч театральных кукол и атрибутов кукольных представлений из шестидесяти стран мира.

Слайд 29. В коллекции музея около восьми тысяч афиш, плакатов, программ спектаклей, эскизы декораций и костюмов, чертежи, рукописи, фотографии, негативы, слайды. В фондах музея хранятся уникальные фильмы-спектакли Театра С.В. Образцова и лучших театров кукол мира.

Слайд 30. Обязательно посетите Государственный академический центральный театр кукол имени С.В. Образцова и его уникальный музей. Здание театра вы легко узнаете по оригинальным часам на фасаде: сверху – большой петух, в центре – циферблат с золотыми стрелками и золотыми цифрами, а вокруг – двенадцать железных домиков. Каждый час бьют часы, петух хлопает крыльями и громко кукарекает, открывается домик, соответствующий определённому времени, и из него появляется кукла. А ровно в полдень открываются все двенадцать домиков, и оттуда выходят все куклы: медведь, козёл, сова, ворона, заяц, лиса, обезьяна, кот, баран, поросёнок, коза и волк.

Слайд 31. И каждый день в 12 часов дня, когда все звери показываются из своих окошек на часах и танцуют под музыку “Во саду ли, в огороде…”, у театра собираются улыбающиеся люди, которых так любил весёлый и мудрый кукольник – С.В. Образцов.

5. Спектакль по пьесе С. Я. Маршака “Петрушка-иностранец”.

- Продолжая наше путешествие, мы побываем на представлении пьесы Самуила Яковлевича Маршака “Петрушка-иностранец”, которая была написана специально для театра Образцова.

Разыгрывается отрывок из пьесы. (Приложение 2)

III этап. Рефлексивный (подведение итогов, самооценка)

- Вспомните все этапы урока, проанализируйте свою работу на каждом этапе, ответьте на вопросы:

- Что вы для себя открыли нового? Что удивило? Что понравилось?

Задание на дом.

  1. Сделай перчаточную куклу или голову куклы из материи, дерева, картонки, бумаги или другого материала (по желанию).
  2. Подготовься разыгрывать диалог в роли одного из героев в выбранном действии народной комедии “Петрушка Уксусов”.
  3. Прочитай пьесу С.Я. Маршака “Петрушка-иностранец” полностью (по желанию).

Список литературы

  1. Алянский Ю.Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре/ Рис. Р.Доминова; Макет В.Коломейцева. – 2-е изд., переработ. и доп. – Л.: Дет. лит., 1990. – 159 с., ил.
  2. Литература. Начальный курс. 5 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В двух частях. Ч. 1/ Авт.-сост.: М.А. Снежневская, О.М. Хренова. – М.: Мнемозина, 2005. – 302 с.: ил.
  3. Маршак С. Петрушка-иностранец. – М.: Литература артистикэ, 1989. – 192 с.
  4. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 кл.: Литература. Начальный курс: Пособие для учителя/ Под ред. М.А. Снежневской. – М.: Мнемозина, 2000.
  5. Москва театральная (справочник-путеводитель)/Гл. редактор Л. Дудорова. – М.: Московский рабочий, 1965. – 256 с.
  6. Образцов П.А., Образцова Е.М. Необыкновенный Образцов. Хозяин кукольного дома и его семья. — М.: Эксмо, 2006. – 127 с.
  7. Толстой А.Н. Золотой ключик, или Приключения Буратино. – М.: Самовар, 2010. – 127с.
  8. Хорт А.Н., Голдовский Б.П. Не только куклы. (Всё про Образцова). – М.: Издание ГАЦТК, 2001. – 63 с.
  9. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 3. Музыка. Театр. Кино. / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001. – 624 с.: ил.
  10. http://jollity.narod.ru/dolls.html
  11. http://www.puppet.ru