Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития.
В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. Диагностическое исследование таких детей представляет определённые трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности.
Таким образом, диагностическое исследование, с
одной стороны, позволяет определить нарушение
или несформированность функциональных систем, в
том числе и речи, и тем самым подойти к причине
трудностей, испытываемых ребёнком, а с другой
стороны – комплексная диагностика способствует
определению специальных коррекционных методов
обучения, которые могут оказать помощь в
преодолении этих трудностей.
Особое значение приобретают комплексные методы
диагностики в исследовании нарушений и
отклонений в развитии высших психических
функций у детей:
- Устной и письменной речи
- Особенностей процессов восприятия
- Внимания
- Памяти
- Мышления
- Пространственного воображения.
Логопедическое обследование включает 2 самостоятельных раздела:
- “Общая диагностика” (память, внимание, счёт, мышление, эмоции).
- “Речевая диагностика” (устная речь, чтение, письмо, слухоречевая память).
Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленности коррекции.
ЧТО ВХОДИТ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ?
- Диагностика (около 1 часа)
- Консультация родителей
- Оформление логопедического заключения
- Обсуждение с родителями индивидуальной программы сопровождения ребенка
Логопедическая диагностика
Проводится обследование состояния речи ребенка по следующим направлениям:
- произносительная сторона
- фонематические процессы (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез)
- словарь
- грамматический строй речи
- связная речь
- артикуляционная моторика (подвижность органов речи)
- мелкая моторика рук
Перед проведением диагностики предлагается
заполнить анамнез – анкету, в которой родители
описывают основные моменты развития ребенка,
начиная от рождения, условия его жизни. Все
полученные данные помогают понять причину
нарушения и спланировать свою работу так, чтобы
максимально помочь ребенку.
После проведения диагностики, ребёнку
рекомендуется необходимая программа развития.
Которая учитывает его речевые, возрастные и
индивидуальные психофизиологические
особенности.
Составляется ПРОТОКОЛ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ, который ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ПУНКТЫ:
- Имя, фамилия, возраст, дата рождения, домашний адрес.
- Имена отчества родителей, кем работают, как зовут других членов семьи, проживающих совместно с ребёнком.
- Жалобы родителей, характеристика воспитателей.
- Данные раннего развития: а) общего (кратко); б) речевого (подробно, по периодам).
- Строение органов артикуляции, подвижность их.
- Речь: а) импрессивная (понимание речи); б) экспрессивная (владение собственной речью) — с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; рассказ, пересказ.
- Состояние вербального интеллекта.
ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
При обследовании общего развития ребенка необходимо выяснить:
- на каком уровне находятся знания основных цветов, геометрических форм, величины предметов (Например, показать от самого высокого до самого низкого и т.п.)
- умение ориентироваться в пространстве (спереди, сзади, вверху, внизу, сбоку); во времени (времена года, части суток)
- состояние конструктивной деятельности (сложить разрезную картинку из двух-четырех частей);
- знание элементарных математических понятий (один, много, ни одного);
- умение классифицировать предметы (обобщающие понятия, выделение четвертого лишнего)
При обследовании речевого развития ребенка проверяется активная и пассивная речь. Здесь необходимо выяснить:
- понимает ли ребёнок обращённую к нему речь;
- какими речевыми средствами пользуется он в общении;
- подражает ли речи взрослого;
- как отвечает на вопросы (односложно или развёрнутыми фразами);
- использует ли мимику, жесты.
ОБСЛЕДОВАНИЕ НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ
- Предметный словарь:
- покажи и назови предметы (куклу, машину, часы, книгу, зеркало);
- покажи и назови части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею);
- покажи и назови части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов);
- покажи и назови животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу).
- Предикативный словарь:
- покажи и назови, что делает конкретный человек (едет, идет, ест, сидит, плывет);
- покажи и назови, что делает человек на картинке (шьет, вяжет, гладит, готовит)
- Классификация предметов:
- назови предметы одним словом (овощи, фрукты, игрушки, животные, птицы, посуда, мебель, транспорт, инструменты);
- узнай предметы по характерным признакам (что состоит из кабины, кузова, колес, фар, руля, сиденья – машина).
ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ
- Единственное и множественное число существительных (покажи карандаш/карандаши; возьми себе шары, а мне дай шар);
- единственное и множественное число глаголов (покажи, где плывет, а где плывут);
- настоящее и прошедшее время глаголов (покажи, где мальчик складывает кубики, а где сложил; где ловит рыбу, а где поймал);
- формы мужского и женского рода глагола (угадай, про какую картинку я сказал – нарисовал/нарисовала дом, читал/читала книгу);
- нахождение предмета по названному признаку (мужскому, женскому, среднему роду прилагательного): дай мне картинку, на которой синий (шар), синее (море), синяя (шапка);
- предлоги и предложно-падежные конструкции (где находится предмет?)
ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
- Как тебя зовут?
- Сколько тебе лет?
- Как зовут твою маму?
- Как зовут твоего папу?
- Есть ли у тебя брат, сестра?
- Кто старше (младше)?
- Кто еще с тобой живет?
- Какая твоя любимая игрушка?
- С кем ты подружился в детском саду?
Составление предложений по картинкам.
Составление предложений по опорным словам.
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ, ИЛИ СЕРИИ КАРТИНОК.
СОСТАВЛЕНИЕ рассказа по описанию игрушки.
По результатам диагностики делается заключение о состоянии речи ребёнка. В ходе консультации знакомлю родителей с результатами обследования, отвечаю на вопросы и информирую о необходимости логопедической помощи. По показаниям предлагаю сопровождение ребёнка по индивидуальной программе, учитывающей его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности и составленной на основе разработанных логопедических программ.
Литература:
- Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова “Дидактический материал по обследованию речи детей ” изд-во “АРКТИ” 2009 г.