Социально-психологические аспекты работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях Лекотеки

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Социальная педагогика, Коррекционная педагогика


Начало 21 века отмечено в России повышенным интересом специалистов к проблемам современной семьи. Внимание к проблеме семьи обусловлено, во многом, значительными трудностями, которые испытывает этот общественный институт.

Особое положение в этом вопросе занимают семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья. Современный подход к семье, воспитывающий ребенка с ОВЗ, рассматривает ее как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными возможностями к созданию максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка. Но большинство таких семей без помощи специалистов не могут выполнять своих функций как базовой структуры, обеспечивающей максимально благоприятные условия для оптимального развития и воспитания ребенка с ОВЗ, и семейная ситуация оказывает деструктивное воздействие на ребенка, травмируя формирующуюся личность. (Божович Л.И., Дробинская А.О., Левченко И.Ю., Мастюкова Е.М., Московкина А.Г., Ткачева В.В.) Такая внутренняя атмосфера возникает в результате следующих причин:

  • высокого уровня травматизации членов семей вследствие рождения ребенка с ОВЗ;
  • отсутствия как мотивов к оказанию помощи проблемному ребенку, так и элементарных психолого-педагогических знаний у родителей;
  • непринятия особенностей ребенка, что может быть обусловлено разными причинами.

В Службах ранней помощи, Лекотеках, широко создающихся сейчас, многие семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья, получают необходимую поддержку психологов, дефектологов, социальных педагогов. Наиболее важная часть работы этих структур - организация абилитационной среды в условиях семьи, ближайшего окружения ребенка с ОВЗ.

Дети, поступающие в СРП и Лекотеку, не являются однородной группой. В нашей работе мы встречаем широкий спектр нарушений развития: ДЦП, РАС, генетические аномалии, СДВГ, ЗПР, снижение интеллектуального уровня от легкой до глубокой степени.

Необходимо отметить, что в зависимости от вида нарушения и возраста ребенка, родители, обратившиеся к нам за помощью, могут испытывать разные эмоции, связанные с переживанием и адаптацией к ситуации. Здесь многое зависит от клинических проявлений нарушений развития ребенка. Родители детей с генетическими, анатомическими аномалиями гораздо раньше, сразу после рождения ребенка, сталкиваются с проблемой адаптации семьи к новой ситуации. В то время как ребенок с РАС, ЗПР часто до 3 лет не доставляет родителям особенных хлопот, и только придя к нам по направлению врача или детского дошкольного учреждения, родители начинают задаваться первыми вопросами "что делать?" и "кто виноват?".

В поведении родителей, находящихся на ранних стадиях адаптации (шок, отрицание, протест, горе, дезорганизация), выделяется ряд особенностей. Среди них: неумение создавать ситуацию совместной деятельности, неэмоциональный характер сотрудничества, неадекватность позиции по отношению к ребенку и неадекватный стиль воспитания, недостаточная потребность в общении с ребенком.

В связи с этим специалистами (А.М. Казьмин, И.Ю Левченко, Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина, В.В. Ткачева, , Н.Н. Школьникова, В.Н. Ярыгин, и др.) подчеркивается необходимость включения родителей детей с ОВЗ в абилитационный процесс их детей, в разработку вместе со специалистами совместных стратегий, планов работы с ребенком, формирование дома оптимальной среды для развития личности ребенка. Это требует от специалистов Лекотеки мер по снижению родительской напряженности и тревоги, а от родителей, в первую очередь, определенного объема знаний, практических навыков, позволяющих гармонизировать процесс воспитания.

Формирование информационной компетентности родителей - первая задача специалистов СРП и Лекотеки, и наиболее доступная. Разные формы работы, всегда проводящиеся с участием родителя, дают много возможностей для общения со специалистами и предоставление родителю информации о многих аспектах развития ребенка с ОВЗ.

Информирование родителей о важных возрастных этапах в жизни ребенка, особенностях детско - родительских отношений, возможных методах и содержании абилитационной, коррекционной работы способствует расширению родителями собственного информационного поля по вопросам воспитания ребенка с ОВЗ. На этом этапе работы совместно со специалистами формируется и технологическая компетенция родителя - навыки формирования установления глазного, тактильного и речевого контактов с ребенком, способы поведения в различных ситуациях детско - родительского взаимодействия.

Эта работа формирует предпосылки для возникновения осознанного желания у родителей к реализации воспитательной функции своего "особенного" ребенка, способствует преодолению гиперопеки и инвалидизации, формированию установки на поощрение его активности. "Деятельность и творческий процесс, направленный на созидание, могут вывести мать из состояния тревоги, отчаяния и позволят ей обрести новые жизненные ориентиры". (С.Л. Рубинштейн).

Новые возможности должны формировать у родителя мотивационную компетенцию: потребность и интерес к дальнейшему изучению особенностей своего ребенка, перспектив его развития, трезвого отношения к оценке условий семейного воспитания. Но на этом этапе специалисты Лекотеки часто сталкиваются с большими трудностями: родители, обращающиеся к нам за помощью, имеют разные способы реагирования, личностные установки, представления о собственных функциях воспитателя, модели семейного воспитания. Часто для изменения позиции родителей нужны годы. Отметим, что проблема взаимодействия и взаимовлияния биологических и социальных характеристик в личности родителей относительно их родительской позиции не полностью изучена и не нашла отражения в психологической литературе.

Использование принципов индивидуально - ориентированного подхода к каждой семье и стремление к повышению эффективности этой работы, побудило нас составить несколько небольших анкет для родителей.

С помощью этих анкет мы более точно выясняем характеристики личности родителя, обратившегося за помощью к специалистам Лекотеки, уровня его социальной компетенции, позиции, представлений, мотивов и родительского запроса.

Анкеты, составленные нами, включают в себя несколько блоков вопросов:

  • прояснение родительского запроса,
  • степень готовности участия семьи в абилитационном процессе, представления о нем, доля участия родителей, специалистов;
  • оценка родителем ближайших перспектив развития ребенка, выбор наиболее приемлемого, по мнению родителей, образовательного маршрута;
  • представления об отдаленном будущем ребенка, оценка возможностей своих и ребенка на образовательную деятельность, творчество, самореализацию.

Мнения родителей отличаются в зависимости от длительности посещения занятий (от 3 лет до 2 месяцев). Это объясняется тем, что родители имеют разную информированность об индивидуальных ресурсах и особенностях абилитационной работы в своей семье, возможностях использования потенциала образовательных и медицинских учреждений. При поступлении в 2/3 случаев родительский запрос специалистам часто связан с отставанием речевого развития ребенка и звучит "хочу, чтобы моего ребенка научили правильно говорить". Это вполне объяснимо: отставание в речевом развитии наиболее заметно и понятно для родителей, в то время как существенные нарушения в эмоционально-личностном или когнитивном развитии часто объясняются родителями как "не знаем, как правильно реагировать", "избаловали", "ленится", "стеснителен, робок", "упрям", "любит быть один, играть в любимые игры", "не умеет играть с детьми", "не все дети одинаковые". В большинстве случаев такой запрос в процессе занятий и консультаций родителей трансформируется в приближенные к жизни и реальные для выполнения "хочу, чтобы ребенок мог выражать свои желания, общаться доступными ему средствами", "хочу научиться понимать своего ребенка", "хочу, чтобы ребенок мог находиться в коллективе сверстников".

Практически все родители детей с ОВЗ признают, что их ребенок имеет особенности в развитии, по мнению врачей и педагогов, и разделяют это мнение. Авторитетность мнения специалиста дает многим родителям возможность принять ситуацию и откликнуться на инициативу по взаимодействию и сотрудничеству.

Анкеты включают в себя вопросы с несколькими вариантами ответов. Разрешается отметить до 3х ответов на один вопрос. 2\3 родителей называет приоритетными направлениями в нашей совместной работе: общение с другими детьми, принятие правил. Треть считают приоритетом формирование бытовых навыков, развитие самостоятельности. Четверть выбирают важным направлением работы развитие эмоциональности, творчество. Опыт, переживаемый в данный период времени родителями, находит отражение в формировании их родительской компетентности. Таким образом, большинство родителей из опрошенных (80%) ставят приоритетным направлением работы формирование у ребенка социально значимых навыков. Этот мотив созвучен принципам групповой работы в Лекотеке (мотивация общения, выработка произвольной регуляции деятельности, тренировка разнообразных контактов между детьми и взрослыми, развитие предпосылок самосознания и творчества) и используется нами для выработки общих с родителями стратегий в работе с ребенком.

Второй блок вопросов касается представлений о ближайших перспективах развития и образования ребенка. Половина родителей предпочло бы, чтобы ребенок посещал "логопедический сад" (в понимании родителей, коррекционное учреждение, но для детей без выраженных нарушений психического развития), а затем обычную школу.

Образовательный маршрут Лекотека - "логопедический" сад - обычная школа мог быть реальным для ребенка с задержкой психического развития, небольшими речевыми проблемами. Но в опросе принимали участие, в большинстве, родители детей с выраженными нарушениями развития. Родители недостаточно критично оценивают возможности своего ребенка, подсознательно стремятся скрыть его дефект и выдать желаемые результаты за действительные. Уже здесь работает общественный стереотип: "мой ребенок будет не хуже других". Такие результаты опросов подтверждают исследования родительского поведения И.Ю. Левченко, В.В. Ткачевой.

Родительский запрос на школьное обучение весьма своеобразен. Половина родителей хочет, чтобы в школе ребенок получал необходимые для жизни знания, т.е. возлагают на школу образовательную функцию и считают необходимым обучение своего ребенка в школе. Некоторые из них надеются, что школа будет "стартовой площадкой для получения дальнейшего образования, возможно, в университете".

Больше половины родителей отмечают, что "обучение в школе - это хорошее правило, все дети должны учиться в школе", "в школе ребенок учится быть самостоятельным".

85 % отметили возможность общения со сверстниками, как главный для них ресурс пребывания в школе.

Из этих ответов видно, что школа в представлениях родителей о выборе дальнейшего образовательного маршрута часто выступает не как учреждение образования, а как неизменное обычное правило, в рамках которого безопасно, поскольку привычно школа как бы делит с родителями ответственность за воспитание и образование ребенка. Большинство их них рассматривает школу, как единственное место для социальной адаптации ребенка с ОВЗ. Это вполне оправдано, поскольку других общественных институтов для социальной и культурной абилитации детей (подростков, молодых людей) с ОВЗ и их семей в нашей стране пока не существует.

И хотя 70% родителей рассматривают занятия детей творчеством, как желательные, но все они отмечают возможности таких занятий дополнительно после школы. Для родителей это всего лишь возможность занять ребенка чем-то интересным. Этот ресурс остается недооцененным родителями.

Творчество с адекватными требованиями к ребенку в группе детей (подростков, молодых людей) с ОВЗ может быть одним из основных ресурсов абилитационного процесса, поскольку только в творческой самореализации ребенок с ОВЗ может достигать значительных личных успехов относительно себя самого, формировать и поддерживать позитивную самооценку, здесь максимально возможен учет индивидуальных особенностей, потребностей и возможностей. (Божович Л.И., Выготский Л.С., Леонтьев Д.А., Попова Н.Т., Шеманов А.Ю., Щербакова А.М.)

Наибольшие трудности у родителей вызвали вопросы об отдаленном будущем ребенка. Сама постановка вопроса является для некоторых родителей психотравмирующим фактором, и часто не по причине отчуждения родителя. Хотя за последние десятилетия в нашей стране произошли существенные изменения в области обеспечения воспитания и образования людей с ОВЗ, большинство родителей отмечают, что отношение общества к детям с ОВЗ и их семьям имеет пренебрежительно - снисходительный характер. Неприязнь и страх перед физическим и психическим недугом ребенка, отношение отчуждения к его семье, в той или иной форме, испытывает почти половина родителей. Также влияет на представление родителей о будущем недостаточное количество реабилитационных учреждений для подростков и взрослых людей с ОВЗ, недостаток информации о них.

Важность разных форм сотрудничества с членами семей, несомненно, очень велика в раннем и дошкольном возрасте, поскольку значение первых лет жизни ребенка определяет во многом всю перспективу его развития.

Несмотря на заметные трудности, которые мы испытываем в работе по формированию абилитационной среды в семьях детей, связанные с личностными особенностями родителей, семейной ситуацией, в большинстве случаев мы отмечаем заметное изменение отношение родителей к ситуации, в которой оказалась семья в связи с рождением такого ребенка. Постоянное взаимодействие со специалистами Лекотеки: получение информации о проблеме, освоение методов и форм работы с ребенком, участие в работе фокусных родительских групп, общение с семьями других детей, повышают уверенность родителей в собственных силах, способствуют снятию тревожности, снижают уровень стресса у родителей, способствуют формированию новых смыслов во внутрисемейных отношениях.

Существующая система новых форм дошкольного образования, дошкольных учреждений, школ, принимающих разные категории детей с ОВЗ, очень помогает родителям решить их проблемы, но лишь частично.

Отсутствие достаточного количества учреждений, осуществляющих психолого - педагогическую помощь подросткам, молодым людям с ОВЗ и их семьям - дополнительный и очень важный фактор тревожности членов их семей. Необходимо расширять создавать систему реабилитационных учреждений для подростков, молодых и взрослых людей, поскольку большинство лиц с ОВЗ и членов их семей нуждается в регулярном психолого - педагогическом сопровождении на протяжении всей жизни.

Также необходимо отметить, что система мер, в последнее время предпринимаемая государством, по оказанию психолого - педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, оказывает необходимое положительное влияние на отношение общества к таким семьям в целом, способствует интеграции лиц с ОВЗ в жизнь общества.

Литература.

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  2. Выготский Л. С. К вопросу о динамике детского характера // Психология индивидуальных различий / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М., 2000.
  3. Казьмин А.М., Петрусенко Е.А., Перминова Г.А., Чугунова А.И., Пайкова А.М., Ярыгин В.Н. - Материалы курса "Организация деятельности сотрудников Лекотек" - М.:МГППУ, 2011.
  4. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 2008.
  5. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. - М.: Владос, 2004.
  6. Плешкова Н.Л, Чугунова А.И., Ткачева В.В., Щербакова А.М., Корепанова И.А., Материалы конференции "Другое детство. Вторая всероссийская конференция по психологии развития". - М:, МГППУ, 2009.
  7. Попова Н. Т. Культурологические аспекты развивающей педагогики // Постижение культуры. Ежегодник. Вып. 11. М., 2001.
  8. Селигман М., Дарлинг Р.Б. Обычные семьи, особые дети. - М.: Теревинф, 2009.
  9. Щербакова А.М. Роль среды в самореализации человека с интеллектуальной недостаточностью./ Материалы НПК "Инклюзивное образование: методология, практика, технология" - М.: МГППУ, 2011.
  10. Щербакова А.М., Шеманов А.Ю. Дискуссионные вопросы развития личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью // Психологическая наука и образование. 2010. №2.
  11. Эльконин Д. Б. Детская психология. - М: Педагогика, 2008.