Урок развития речи по теме "Рассказ на основе картины". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цель: создание условий для

  • сопоставления образа Снегурочки в разные времена,
  • развития речи и образного мышления,
  • эстетического воспитания детей.

Задачи:

  • совершенствовать знания о композиции рассказа;
  • совершенствовать умение составлять рассказ на заданную тему;
  • предложить для просмотра фрагмент мультфильма «Снегурка»;
  • предложить для прослушивания фрагмент «Лебединого озера» П.И.Чайковского»;
  • рассмотреть мифологическую сущность Снегурочки;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • расширить знания учащихся об образе Снегурочки в русской  культуре;
  • воспитывать любовь и интерес к народной культуре;
  • развивать творческие способности детей.

Оформление урока:

– М/ф «Снегурочка» по мотивам рус. нар. сказки  «Снегурка» – отрывок;
– видеомагнитофон,
– «Лебединое озеро. Сцена» – П.И.Чайковский;
– магнитофон,
– портрет Васнецова;
– репродукция с картины В. Васнецова «Снегурочка», 1899;
– репродукции с картин М. Врубеля, Н.Рериха, О. Канищевой, А.Савина, Н. Базарова, К. Адрианова;
– тексты о Снегурочке,
– мультимедийная Презентация, компьютер, проектор.

Тип урока: урок развития речи, урок творчества с использованием ИКТ.

Компетенции: учебно-познавательная, языковая, коммуникативная, культурологическая.

Содержание урока:  

1. Оргмомент. Мотивация

Звучит негромкая медленная инструментальная музыка.

- За окном зима. Ребята, представьте, что мы с вами снежинки. Вот пошел снег, снежинки весело кружатся в воздухе, постепенно опускаясь на землю. Вот опустились хрупкие, нежные снежинки (садятся девочки), за ними сильные и побольше (садятся мальчики).
Все снежинки оказались на земле и заснули.  Тихо все вокруг, наступила звездная ночь. Но с восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться, они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и друг другу и сказали: «Доброе утро!»
– Вот и я рада вас видеть , ваши улыбки, и, надеюсь, сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Удачи вам!

2. Определение темы. Целеполагание

– Сегодня мы продолжаем тему, которую изучали  на предыдущем уроке  развития речи: «Рассказ на основе картины».  Внимательно посмотрите на тему. Что вы можете сказать о ней? Какие задачи мы поставим перед собой?
– Кто же станет героем нашего урока?

Просмотр фрагмента из м/ф «Снегурка» – видеозапись.

– О ком эта сказка? Как сформулируем тему урока? «Снегурочка вчера и сегодня».

3. Сообщение цели:

Слайд 1

– Сегодня мы попробуем разобраться в отношениях наших предков к Снегурочке и в своем собственном ее понимании.

4. «Лови ошибку» (Cлайд 2)

(Cстук в дверь, входит Снегурочка):

Как приятно, малыши, когда ждут вас от души!
Мой маршрут над городами, над Москвой, над хуторами.
 Вместе с бабушкой Ягой я являюсь к вам с весной,
С далью голубою, с талою водою,
С золотистым гребнем, с изумрудным стеблем,
С раскатистыми грозами, с зелеными березами.
С Бабой Ежкой мы дружны,
Но только мы на вид просты.
Любим мы гостей встречать,
Шуткой злою развлекать.
У вас бываю я зимой
В шубке теплой меховой,
С Новым Годом поздравляю,
Счастья, радости желаю.
Но когда откружится Новогодний этот вихрь,
Останется лишь лужица от радостей моих...
Ой, спешу я, извините... (уходит)

Учитель: Что-то происходит со Снегурочкой, что-то тут не так. Не заметили ли вы путаницы в ее речах?

Ошибки: пришла с Бабой Ягой, пришла с весной, с Бабой-Ягой дружны, злая шутка.

– Насколько мы были правы, узнаем к концу урока, вернувшись к нашим записям.

5. Словарная работа  (Cлайд 3)

– Кто же такая Снегурочка?

Снегурочка – сказочная снежная девушка, растаявшая весной. (Словарь Ожегова).

– Как ласково называют еще Снегурочку? (Слайд 4)

Снегурочка – Снегурка – Снегурушка

– Каков характер этого слова? (+)

6. Работа с текстами (Cлайд 5)

– Какой представляли Снегурочку наши предки? Это мы можем узнать из сказок, разных мифологических статей.

Последовательно работая с текстами, оформляем запись. (Слайды 6-8)

(У детей на столах – напечатанные тексты)

СНЕГУРОЧКА: вместе с детьми составляем схему, затем проверяем, дополняем по слайду 9.

  • Сказочный персонаж
  • Сожаление о Зиме
  • Из снега
  • Полна прохладной прелести
  • Красивая Печальная
  • Боится солнца
  • Дочь Мороза
  • Холодная
  • Тает от огня
  • Радуется снегу и холоду

7. Работа с репродукциями и муз. записями. (Слайд 10)

– Какие изображения близки Снегурочке из сказок и мифов? (1, 2, 8, 9 – Канищева, Васнецов, Рерих, Врубель)

– Какие чувства вызывает образ Снегурочки?

(Слайд 13)

В 1873 году А. Н. Островский написал пьесу «Снегурочка. Весенняя сказка». В 1881 году композитор Римский-Корсаков создал по этой пьесе оперу «Снегурочка». Героиня погибает от огня любви.

(Слайды 11, 12)

– Каким настроением проникнуты эти сцены?

8. Какой мы видим Снегурочку сегодня?

– Какие изображения Снегурочки соответствуют нашим сегодняшним представлениям о ней?
– Какая на них Снегурочка? (Веселая)   (Слайды 13, 14)

Снегурочка

  • С Дедом Морозом
  • Ласковая
  • Добрая
  • Поздравляет с праздником
  • Вестница радости

9. Возвращение к этапу  «Лови ошибку»

– Правильно ли мы указали ошибки, допущенные нашей гостьей?  

10. Прослушивание отрывка из а/з «Лебединое озеро. Сцена» (Слайд 15)

– Что объединяет этот танец с темой урока? (Хрупкость, нежность)

(Слайд 16)

– Что мы видим на репродукции картины? (Снегурочка скорее похожа на обыкновенного человека)

(Слайд 17)

– Вспомните композицию рассказа. Какому разделу композиции может соответствовать данная сцена? (Любому)

11. Творческая работа (Слайд 18)

Слушая музыку, опишите свои впечатления, то, что вы себе представляете в этот момент.
Какой мы видим Снегурочку на картине Васнецова? Опишите ее. Как вы думаете, что предшествовало моменту, запечатленному на полотне? Что произойдет позже?
(Распечатка задания и репродукция картины на каждой парте)
Обратите внимание на требования к   работе по картине. Вашу работу будет сопровождать музыка.

12. Озвучивание работ  

13. Итог урока. Рефлексия.

Закончите предложение. (Слайд 19)

ТЕКСТЫ К УРОКУ

Снегурочка – милый, трогательный персонаж народных сказок. В них она предстает красивой и немного печальной. Ее радует снег и холод, и пугает Солнце, от горячих лучей которого она
тает. Снегурочка вызывает жалость и симпатию. В ее образе воплотилось сожаление народа об уходящей Зиме, которая хоть и сурова, но несет в себе много радости и веселья.

Энциклопедия обрядов и обычаев

Снегурочка – дочь Мороза. Иногда живет летом у людей. В ночь на Ивана Купалу прыгает через костер и тает.

Словарь «Мифологические существа»

История девочки Снегурочки, вылепленной из снега и любившей только дождь да град, которому она радуется, «будто меньшему брату», закачивается печально: прыгнула она через костер – и растаяла, как тает снег под солнцем: «только эхо в лесу откликнулось!»
Сказки всегда рисуют Снегурочку печальной белолицей красавицей, полной неизъяснимой прохладной прелести.

Словарь славянской мифологии