Урок информатики по теме "Моделирование как метод познания". 7–9-е классы

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Человечество в своей деятельности (научной, образовательной, технологической, художественной) постоянно создает и использует модели окружающего мира. Строгие правила построения моделей сформулировать невозможно, однако человечество накопило богатый опыт моделирования различных объектов и процессов.

Моделирование – это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.

Модель. Это слово многим знакомо.
Кто-то занимается созданием моделей кораблей, самолетов, автомобилей.
Модели имеют чрезвычайно важную роль в проектировании и создании различных технических устройств. Без предварительного создания чертежа невозможно изготовить даже простую деталь.
Развитие науки невозможно без создания теоретических моделей (теорий, законов, гипотез), отражающих строение, свойства и поведение реальных объектов.
Все художественное творчество фактически является процессом создания моделей. Любое литературное произведение может рассматриваться, как модель реальной человеческой жизни.

Модель создается человеком в процессе познания окружающего мира и отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса.

Модель – это некоторое упрощенное подобие реального объекта

Разные науки исследуют объекты и процессы под разными углами зрения и строят различные типы моделей.
В физике изучаются процессы взаимодействия и изменения объектов, в химии – их химический состав, в биологии – строения и поведение живых организмов.

Человек в различных науках исследуется в рамках различных моделей:

  1. В механике – как материальная точка
  2. В химии – как объект, состоящий из различных химических веществ
  3. В биологии – как систему, стремящуюся к самосохранению
Для описания и исследования одного и того же объекта может использоваться несколько моделей.

 

Для описания и исследования различных объектов может использоваться одна и та же модель.

Всякая модель воспроизводит только те свойства объекта – оригинала, которые понадобятся при исследовании, изучении объекта.

Никакая модель не может заменить сам объект. Но при решении конкретной задачи, когда нас интересуют определенные свойства изучаемого объекта, модель может оказаться полезным и единственным инструментом исследования.

Все модели можно разбить на два больших класса:

  1. Материальные модели
  2. Информационные модели
Материальные модели (натурные)

Информационные модели

Графические (образные)

Знаковые

Предметные модели позволяют представить в материальной наглядной форме объекты и процессы, недоступные для непосредственного исследования (очень большие или очень маленькие, очень быстрые или очень медленные)
  • Глобус
  • Манекен
  • Муляж
Образные информационные модели представляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе.
  • Рисунки
  • Схемы
  • Плакаты
  • Фотографии
Знаковые информационные модели строятся с использованием различных языков (знаковых систем).
  • Текст
  • Таблица
  • Формула
  • Программа на ЯП

При построении некоторых типов информационных моделей одновременно используются система графических элементов и знаковая система.
Например, в блок-схемах алгоритмов используются различные фигуры для обозначения элементов алгоритма и формальный алгоритмический язык для записи программы на языке программирования.

Материальная модель – физическое подобие объекта-оригинала
Информационная модель – описание объекта-оригинала

Вопросы

  1. Что такое моделирование?
  2. Приведите примеры моделирования в различных областях деятельности человека
  3. Что такое модель?
  4. Может ли один объект иметь несколько моделей (если да, приведите примеры)?
  5. Могут ли разные объекты описываться одной и той же моделью (если да, приведите примеры)?
  6. Какие свойства реальных объектов воспроизводят следующие модели:
  • Муляжи продуктов в витрине магазина
  • Чучело птицы
  • Заводной игрушечный автомобиль
  1. Что такое информационная модель?
  2. Приведите различные примеры графических информационных моделей
  3. Какая форма графической модели применима для отображения процессов
  4. Назовите примеры материальных моделей

Задания

1. Создайте информационную модель в текстовом редакторе MS Word / OpenOffice.org

2. Создайте информационную модель молекулы воды по образцу  (см. Приложение 1)

3. Определите объект моделирования, метод моделирования и цель:

Задача Объект Метод Цель
Художнику заказывают нарисовать пейзаж.  Часть природы, окружающего мира (лес, поляна… ) Наблюдение за объектом, создание рисунка (информационной модели) по подобию объекта  Познание окружающего мира, природы, особенностей природы  данного края или местности
Биологу поручают исследование популяции дрозофилы.  Мелкие мушки – Дрозофилы  Наблюдение за объектом, изучение поведения объекта, его жизнедеятельности  Понимание того, как устроен объект, законов развития и взаимодействия с окружающей средой; Прогнозирование последствий от  воздействий на объект.
Для покупки квартиры нужно взять в банке кредит.  Кредитная программа банка Изучение условий кредитования, Сбор необходимых документов, произведение
математических расчетов
 Управление объектом или процессом и определение наилучших способов управления

4. Объясните различие моделей бабочки с точки зрения биолога, художника, рыболова, скульптора, фотографа:

  Модель бабочки
Биолог Засушенная бабочка
Художник Рисунок
Рыболов Наживка
Фотограф Фотография
Скульптор Скульптура

4. Рассмотрите отрывок стихотворения Агнии Барто «Машенька» как модель. Что является объектом-оригиналом?  Какие существенные свойства отражены в этой модели?

Часы пробили восемь,
Сейчас затихнет дом.
Сейчас платок набросим
На клетку со щеглом.

Есть у меня дочка,
Ей скоро полгодочка,
Она лежит, не плачет,
Глаза от света прячет.
Чтоб у нас она спала,
Снимем лампу со стола.

Ходят тени по стене,
Будто птицы в тишине
Стаями летят.
Кошка сердится во сне
На своих котят.

Мы спать ложимся рано,
Сейчас закроем шторы,
Диваны-великаны
Теперь стоят как горы…
Баю-баюшки-баю,
Баю Машеньку мою.

5. Изобразите графом-моделью фразу «Я знаю, что ты знаешь, что я знаю»

6. Откройте презентацию (Приложение 2). Доработайте данную модель так, чтобы минутная стрелка выполняла полностью весь круг. Добавьте часовую стрелку.