Цель: Дать учащимся элементарные представления о природе в целом, о различиях и признаках живой и неживой природы.
Задачи:
- Расширить первоначальное представление о живой и неживой природе, определить их взаимодействие;
- Развить умение анализировать полученную информацию, наблюдательность, внимательность и кругозор учащихся;
- Воспитание интереса и бережного отношения к природе.
Оборудование:
- Иллюстрации предметов созданных трудом человека (зонт, мяч, книга);
- Карточки с картинками живой (дерево, медведь, бабочка, дети, цветок) природы;
- Карточки с картинками неживой (камни, звезды, вода, солнце, сосульки) природы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все ее узнать, все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность
А поможет все узнать наша наблюдательность.
Мне кажется, что радость и доброта всегда помогают человеку. Так давайте, начнем наш урок с улыбки.
Ребята улыбнитесь друг другу.
2. Повторение изученного материала.
А сейчас мы вспомним, что нового мы узнали на прошлом уроке.
Повторять буде в виде игры.
Как человек может относиться к себе, к людям, к природе и к тому, что они делают.
(На выполнение задания дается 5 минут, в группе дети подбирают слова)
Первый ряд – как относится человек к себе.
Второй ряд – отношение к людям и к тому, что они
делают.
Третий ряд – к природе.
Не забывайте, что слова характеризующие отношение могут быть не только положительными, ведь иногда отношение к чему-либо может быть и плохим.
Выиграет команда, которая подберет большее количество слов.
Проверяем задание (записываем на доске):
I ряд | II ряд | III ряд |
Уважительное, доброе… | Заботливое, пренебрежительное… | Жестокое, бережное… |
Учитель: Ребята, какое отношение мы должны
воспитывать в себе к окружающему нас миру?
Ученики: Доброжелательное, бережливое.
Учитель: Как нужно относиться к природе?
Ученики: Охранять, беречь, не загрязнять.
3. Работа над новой темой.
Учитель:
- Ребята мы часто с вами произносим такую фразу:
“Какая природа, какая красота!” или “Я был на
природе”.
- А что такое природа?
Ученики: Сегодня на уроке мы будем искать
ответ на этот вопрос.
Учитель: Посмотрите на доске различные
картинки, на какие две группы можно их разделить?
Ученики:
- Что сделал человек?
- Что сделала природа?
- 1 группа – зонт, мяч, книга. (Сделал человек)
- 2 группа – медведь, звезды, солнце, цветок, камни,
вода, бабочка, сосулька, дети, дерево. (Сделано
природой).
Учитель:
- Сейчас мы уберем то, что сделал человек, но
оставим то, что сделала природа, распределив это
на две группы живое и неживое. (На доске крепим
картинки по группам)
- Живое: дерево, медведь, бабочка, дети, цветок.
- Неживое: камни, звезды, вода, солнце, сосулька.
- Сегодня на уроке мы будем изучать, что такое живая и неживая природа.
4. Физкультминутка.
Учитель: Отдых наш физкультминутка.
Занимай свои места
Раз – присели, два – привстали,
Руки к верху все подняли.
Сели встали, сели встали
Ванькой-встанькой словно стали
А потом пустились в вскачь
Словно мой упругий мяч.
5. Продолжение новой темы.
(Работа по учебнику).
Учитель: Между живой неживой природой есть тесная взаимосвязь. Для чего нужны солнце, воздух и вода?
Ученики:
- Без солнца воды и воздуха растения не смогут
расти.
- Солнце, вода и воздух – неживая природа они
помогают растению, расти.
- Неживая природа необходима для жизни новых
существ.
(Беседа по теме урока).
Учитель: Скажите, ребята, а чем живая природа отличается от неживой?
Ученики: - Живое может двигаться (даже растения поворачиваются к свету, сворачивают и разворачивают свои листья или цветы).
(На доске прикрепляется слово) Движение
Учитель: Что еще отличает живое от неживого?
Ученики: Живое растет. Растет.
Учитель:
- Любой живой организм растет и развивается, из
ростка вырастает дерево, из ребенка – взрослый.
- А что нужно каждому живому организму?
Ученики: Все живые организмы должны питаться.
Питание
Учитель: А что будет, если лишить все живое
питания?
Ученики: Оно погибнет. Смерть
Учитель: Ребята, а если живые организмы
погибают, почему до сих пор существует жизнь на
Земле?
Ученики: Потому что растения, животные и люди
рождаются вновь. Размножение
На доске появились самые главные признаки живой природы.
6. Закрепление изученного материала.
Учащимся предлагается выполнить карточку-тест.
1. Какое выражение правильно?
Природой называют все то,
А) что окружает человека;
Б) что сделано руками человека;
В) что окружает человека, но не сделано его
руками.
2. К живой природе относится:
А) солнце;
Б) лягушка;
В) камни.
3. К неживой природе относится:
А) звезды;
Б) грибы;
В) растения.
4. Исправь ошибки (зачеркни лишнее слово).
Растения, грибы, животные, вода, человек – это живая природа.
5. Исправь ошибки (зачеркни лишнее слово).
Солнце, растения, звезды, вода, камни – это неживая природа.
7. Подведение итогов урока.
Учитель:
- Что нового вы узнали о живой и неживой природе?
- Назовите, что относится к живой природе?
- Назовите, что относится к неживой природе?
- О чем сможете рассказать дома родителям?