Урок литературы в 7-м классе по теме "Хамелеонство как социальное явление" (по рассказу А.П. Чехова "Хамелеон")

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели:

  • На примере рассказа "Хамелеон" выявить стилевые особенности юмористических рассказов А.П.Чехова;
  • Расширить и углубить понятия: стиль писателя, композиция художественного произведения;
  • Способствовать формированию нравственной позиции обучающихся.

Оборудование:

  • Аудиозапись рассказа А.П.Чехова "Хамелеон" (приложение 1)
  • Мультимедийная презентация (презентация)

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Слово учителя.

"Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно и правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни", - писал М.Горький (слайд 3)

Врач по образованию, А.П.Чехов стремится своим творчеством лечить язвы человеческие - людские пороки. Очень часто уже в ранних юмористических рассказах обыгрываются традиционные для русской классической литературы ситуации, разрешаемые им совершенно по-новому.

III. Повторение ранее изученных произведений А.П.Чехова.

(прием "бюро литературных находок") (слайд 4-8).

IV. Знакомство с рассказом (приложение1)

Работа над рассказом.

1. Лексический комментарий (слайд 9).

  • Хамелеонство - угодничество, приспособленчество, чинопочитание.
  • Конфисковать - принудительно отобрать, изъять в пользу государства.
  • Обыватель - человек, живущий мелкими, личными интересами.
  • Солдафонство - бездумно командовать, подчиняться.
  • Косноязычный - плохо развита речь, невелик словарный запас.

2. Работа над смыслом названия произведения.

Сообщение заранее подготовленного ученика: "Слово "хамелеон" в словаре В.Даля" (слайд 10).

3. Работа над композицией произведения (слайд 11-13).

4. "Говорящие" фамилии в рассказе (слайд 14).

5. Речь героев (слайд 15-16).

6. Работа над художественной деталью (слайд 17-19).

V. Итог урока (слайд 20-21)

- Что же общего между хамелеоном и Очумеловым?

- Какие человеческие качества высмеивает А.П.Чехов?

VI. Домашнее задание (слайд 22).

Чтобы вырасти и стать настоящим человеком, нужно уже сейчас задумываться о своих поступках, выбирать, каким быть? Жить, как Очумелов, ... или... иметь свое мнение? Думайте! Размышляйте!

Написать сочинение (на выбор):

1. "Случаи хамелеонства в нашей жизни".

2. "Рассказ Хрюкина о произошедшем своим приятелям".