Цели:
- На примере рассказа "Хамелеон" выявить стилевые особенности юмористических рассказов А.П.Чехова;
- Расширить и углубить понятия: стиль писателя, композиция художественного произведения;
- Способствовать формированию нравственной позиции обучающихся.
Оборудование:
- Аудиозапись рассказа А.П.Чехова "Хамелеон" (приложение 1)
- Мультимедийная презентация (презентация)
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Слово учителя.
"Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно и правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни", - писал М.Горький (слайд 3)
Врач по образованию, А.П.Чехов стремится своим творчеством лечить язвы человеческие - людские пороки. Очень часто уже в ранних юмористических рассказах обыгрываются традиционные для русской классической литературы ситуации, разрешаемые им совершенно по-новому.
III. Повторение ранее изученных произведений А.П.Чехова.
(прием "бюро литературных находок") (слайд 4-8).
IV. Знакомство с рассказом (приложение1)
Работа над рассказом.
1. Лексический комментарий (слайд 9).
- Хамелеонство - угодничество, приспособленчество, чинопочитание.
- Конфисковать - принудительно отобрать, изъять в пользу государства.
- Обыватель - человек, живущий мелкими, личными интересами.
- Солдафонство - бездумно командовать, подчиняться.
- Косноязычный - плохо развита речь, невелик словарный запас.
2. Работа над смыслом названия произведения.
Сообщение заранее подготовленного ученика: "Слово "хамелеон" в словаре В.Даля" (слайд 10).
3. Работа над композицией произведения (слайд 11-13).
4. "Говорящие" фамилии в рассказе (слайд 14).
5. Речь героев (слайд 15-16).
6. Работа над художественной деталью (слайд 17-19).
V. Итог урока (слайд 20-21)
- Что же общего между хамелеоном и Очумеловым?
- Какие человеческие качества высмеивает А.П.Чехов?
VI. Домашнее задание (слайд 22).
Чтобы вырасти и стать настоящим человеком, нужно уже сейчас задумываться о своих поступках, выбирать, каким быть? Жить, как Очумелов, ... или... иметь свое мнение? Думайте! Размышляйте!
Написать сочинение (на выбор):
1. "Случаи хамелеонства в нашей жизни".
2. "Рассказ Хрюкина о произошедшем своим приятелям".