Групповое занятие для подростков "Мой внутренний мир"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: развитие самосознания подростков, умений и навыков самоанализа, рефлексии, способствовать личностному росту, нравственному самосовершенствованию.

Наглядный и раздаточный материалы: доска, маркеры, цветные и простые карандаши, фломастеры, листы бумаги формата А4, небольшие листочки для упражнения «Пожелание» по количеству участников, шкатулка, мяч, музыка для релаксации.

Ориентировочное время проведения: 45-50 мин.

Количество участников: от 10 до 15.

Условия проведения: занятие желательно проводить в просторном помещении, участников рекомендуется размещать полукругом на удобных стульях. Для выполнения второй части упражнения «Мой внутренний сад» можно предложить учащимся пересесть за столы (для этого заранее можно поставить несколько столов). Если в образовательном учреждении есть тренинговый зал, то конечно удобнее будет занятие провести там.

Предполагаемый результат: повышение интереса подростков к содержанию своего внутреннего мира, осознание различных сторон своего внутреннего  мира.

Предварительная подготовка: на доске заранее написать правила работы на занятии, тему, а также  можно разместить несколько высказываний о внутреннем мире человека, о «душе».

Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастать внутри.

Джеймс Купер

Стрелы пронзают плоть, а злые слова — душу.

Бальтасар Грасиан-и-Моралес

У души, как и у тела, есть своя гимнастика, без которой душа чахнет, впадает в апатию бездействия.

Виссарион Белинский

Плохо, когда человеку не достает разума; но плохо вдвойне, когда ему недостает души.

Самюэл Джонсон

Всякая душа измеряется огромностью своего стремления.

Гюстав Флобер

Всякая душа есть маленькое тайное общество.

Марсель Жуандо

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Приветствие, сообщение темы и целей занятия, формирование установки на активную творческую работу.

Упражнение «Имя»

Ведущий предлагает всем участникам встать в круг рядом друг с другом, передавать мяч от одного к другому. Тому  участнику у кого в руках оказался мяч назвать своё имя и произнести прилагательное, начинающееся на первую букву имени, например: Ольга – остроумная, общительная, отзывчивая.
Выполнив упражнение, всем участникам предлагается занять свои места.

Ведущий. Прежде чем мы продолжим, предлагаю обсудить правила работы на занятии, при желании вы можете дополнить эти правила.

Правила работы  на занятии:

Уважение к говорящему.
Право на личное мнение есть у каждого.
Недопустимость оценок в адрес другого.
Активное участие во всех упражнениях.
Сообщать о трудностях, мешающих участию в работе над упражнениями.

Если в этом есть необходимость, ведущий дописывает правила.

Ведущий. Мы живём с вами в большом, удивительном и очень интересном мире. Нас окружает природа, предметы, много людей. Каждый день мы узнаём что-то новое, чему-то учимся.  Есть  в мире то, что нас радует и есть то, что огорчает. То, что окружает нас — мир внешний (вокруг). Но есть ещё и другой мир, который существует внутри нас – его ещё называют внутренний мир человека, «душа». Внешний мир у нас общий. А внутренний?
Он у каждого человека свой, неповторимый.  Этот мир невидим нашим глазам.
На что он похож? Как вы себе его представляете?
Что же находится в этом мире? (наши мысли, эмоции, чувства, характер, мечты).
Сегодня я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в ваш внутренний мир и узнать его получше. Зачем нужно знать свой внутренний мир?
Итак, в добрый путь! Приятного путешествия!

Упражнение «Наш внутренний сад»

Ведущий. Наш внутренний мир можно представить себе как прекрасный сад (фоном включается тихая спокойная музыка для релаксации). Я попрошу вас сесть как можно удобнее, расслабиться,  закрыть глаза и представить свой внутренний мир в виде прекрасного сада (пауза).
Какой он — сад вашего внутреннего мира? Он большой или маленький?
Какие запахи вы ощущаете в вашем саду? Какие слышите звуки?
Ваш сад окружает забор или каждый может подойти к нему?
Бывают ли в вашем саду люди? Пройдитесь  по своему саду, погуляйте (пауза).
Какие эмоции вы испытываете, гуляя по саду? Что чувствуете?
А теперь попрощайтесь со своим садом. Вы сможете вернуться сюда, когда захотите. Постепенно возвращайтесь в нашу комнату, открывайте глаза.

Далее ведущий просит каждого участника (по степени готовности) рассказать о саде своего внутреннего мира.

– Каким вы представили свой внутренний сад?
Что вы испытали, когда выполняли упражнение?
Что теперь чувствуете?

Ведущий. Чтобы внутренний сад был действительно прекрасным, нужно приложить усилия и как следует поработать. Как вы думаете, семена чего мы сажаем в своём внутреннем саду? Да, это семена наших мыслей, наших желаний, наших чувств, семена  будущих поступков. Семена добрых мыслей, знаний, чувств, желаний туда нужно сажать специально. Если ничего не посадил в своём саду, какой урожай соберёшь? Да, только урожай сорняков. А что с ним делать? Сколько труда нужно приложить, чтобы его прибрать и уничтожить! Богатый урожай из внутреннего сада – это основа счастья человека. [1 ] Про какого человека говорят «у него богатый внутренний мир»?
Ухоженный внутренний сад питает человека и помогает ему достичь всего, о чём он мечтает.
Послушайте своё сердце, позовите на помощь воображение и  нарисуйте свой внутренний сад.
Что в нём растёт? Какой урожай он даёт?
Какие сорняки нужно выполоть в вашем внутреннем саду? Подумайте, как это лучше сделать?
Какие советы вы дали бы человеку, который желает вырастить в своём внутреннем саду добрый урожай? [1 ]
Учащимся даётся время на рисование, затем они могут по своему желанию показать и прокомментировать рисунки (никакой критики не допускается).
Важно подвести детей к пониманию, что у каждого свой уникальный внутренний мир и от самого человека зависит каким он будет.

Ведущий. Человек, как и внешний (окружающий нас) мир, меняется. Человек не только растет, взрослеет, но и его внутренний мир постепенно становится другим. Каким вы хотите, чтобы был ваш внутренний мир? Что для этого нужно делать?
Сейчас я вам предлагаю послушать стихотворение Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться».

                                              Николай Заболоцкий

Не позволяй душе лениться

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Как вы понимаете эту строчку  «Не позволяй душе лениться»? И о чём говорилось в стихотворении?

Рефлексия

Ведущий предлагает участникам  в заключение высказать свои ощущения от сегодняшнего занятия, что понравилось, запомнилось, какие мысли их посетили.

Упражнение «Пожелание»

Ведущий. Я предлагаю каждому из вас написать короткое пожелание на листе бумаги и положить его в шкатулку. Затем я  их перемешаю, а вам предложу наугад вытащить из шкатулки пожелание, которое прочитаете группе и оставите себе на память о нашей  встрече.

– Вы все сегодня молодцы давайте скажем друг другу спасибо.

Список литературы

1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь размышлениям о жизни, людях и себе для взрослых и детей старше семи лет. – СПб.: Речь, 2011. – 128 с.
2. Кононенко Г. Ключи в мой внутренний дом//Школьный психолог №3/2004.