Цель урока: обобщить и систематизировать ранее полученные знания учащихся.
Задачи:
- Образовательные: закрепить знания учащихся о химических элементах, простых и сложных веществах, физических и химических явлениях. Обсудить основные изученные вопросы и понятия, добиться более глубокого понимания материала.
- Развивающие: способствовать продолжению развития устойчивого познавательного интереса к химической науке. Развивать память, воображение, навыки самостоятельной работы.
- Воспитательные: способствовать проявлению трудолюбия и творческого отношения к учёбе. Воспитать бережное отношение к окружающей среде.
- Коррекционная: развивать грамотную речь, расширять словарь учащихся, корректировать произношения сложных химических терминов.
Тип урока: урок-обобщение.
Оборудование: слайды, выполненные в программе Microsoft Power Point, карточки с химическими знаками и названиями химических элементов, химические стаканы.
Реактивы: сера, медь, вода, растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, раствор серной кислоты, раствор хлорида бария, карбонат натрия, сульфат меди, хлорид натрия.
Ход урока
1. Организационный момент. «Любой конец зависит от начала!»
- Приветствие.
- Определение отсутствующих.
- Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Эмоциональный настрой.
Слово учителя. Химия – это наука интересная и удивительная. Хочу прочитать вам слова М. Горького, которые он адресовал как напутствие своим юным современникам. Те слова не утратили свою актуальность до сих пор: «Прежде всего, и как можно внимательнее изучайте химию! Её пронизывающий смелый взгляд проникает в темень земной коры, в невидимые частицы вашего сердца, в тайны строения камня и в безмолвную жизнь дерева. Она смотрит везде и, везде обнаруживая гармонию, упорно ищет начало жизни». Так и мы, изучая различные разделы химии, познаем гармонию мира.
3. Мотивация и актуализация знаний.
Сегодняшний наш урок - это урок-повторение, тема урока «Химические элементы и вещества» (слайд 1). Химия пронизывает всю нашу жизнь, и сегодня на уроке мы ещё раз в этом убедимся. Наша задача сегодня - повторить все основные вопросы и понятия по изученному разделу.(слайд 2)
Так что же изучает наука химия? (Химия – это наука о веществах и их свойствах, о превращениях веществ и способах управления этими превращениями).
Химия - наука конкретная и касается бесчисленных веществ вокруг. В то же время она является абстрактной наукой, так как имеет дело с мельчайшими частицами. Если считать первыми химиками древнеегипетских жрецов, то химия – древняя наука, ей несколько тысяч лет. Тем не менее в ней до сих пор много неоткрытого. Ведь многие вещества открывают до сих пор.
Но человек, вступив в новый век, должен нести с собой не только новые открытия, но и заботу об окружающей среде. Например, различные виды пластмасс находят широкое применение в нашей жизни, в связи с тем что обладают повышенной прочностью и устойчивостью. Именно из-за наличия таких свойств время разложения пластмасс в почве очень велико. Для того чтобы полностью разложилась пластмассовая бутылка, требуется около ста лет, а обложка от дневника разлагается несколько сот лет. Поэтому загрязнение окружающей среды может нанести непоправимый вред природе.
4. Фронтальная беседа.
Дайте определение вещества. (Вещество – это та материя, из которой состоят физические тела). Известно более десяти миллионов веществ.
Все они характеризуются определённым набором свойств. Эти свойства позволяют отличить одно вещество от другого и называются физическими свойствами.
Перечислите физические свойства веществ. (Агрегатное состояние. Цвет. Теплопроводность. Электрическая проводимость. Вкус. Запах. Плотность. Растворимость в воде. Температура плавления, кипения. (слайд 3).
Выйдите к доске и опишите физические свойства представленных веществ: серы и меди.
С веществами происходят различные изменения (явления). Какие явления вы знаете? (Явления бывают физические и химические) (слайд 4).
В чём отличие химических явлений от физических явлений? (При химических явлениях образуются новые вещества. При физических явлениях изменяется состояние тела, но новые вещества не образуются).
5. Работа с рисунком.
Опираясь на данное определение, установите, какие явления изображены на рисунке? (слайд 5).
(Под цифрами 1, 2, 4, 5, 6, 7, 9, 10 – изображены физические явления. Под цифрами 3, 8 – химические явления).
6 . Демонстрация опытов.
Я проведу несколько демонстраций, а вас попрошу распознать явления. Демонстрируется действие соляной кислоты на карбонат натрия. Взаимодействие раствора серной кислоты с раствором хлорида бария. Взаимодействие растворов соляной кислоты и гидроксида натрия в присутствии фенолфталеина.
Что вы наблюдаете? (Химические явления (химические реакции).
7. Фронтальная беседа.
По каким признакам вы определили о протекании химических реакций?
(О протекании химических реакций можно судить по следующим признакам: образование газообразного вещества, нерастворимого вещества, изменения цвета. Также к признакам химических реакций относятся: выделение или поглощение энергии).
При химических явлениях вещества, вступающие в химическую реакцию, распадаются на атомы. То, что вещество состоят из мельчайших частиц предполагали ещё философы в I в. до н.э. Так философ Лукреций в своей поэме «О природе вещей» написал:
Ветер, во-первых, неистово волны бичует,
Рушит громады судов и небесные тучи разносит.
Стало быть - ветры частицы, незримые нами…
А на морском берегу, разбивающем волны,
Платье сыреет всегда, а на солнце оно высыхает,
Видеть, однако, нельзя как влага на нём оседает,
Как и не видно того, как от зноя она исчезает.
Значит, дробиться вода на мельчайшие части,
Что недоступны они совершенно для нашего глаза…
Дайте определение атома.
(Мельчайшая частица химического элемента, являющаяся носителем его свойств, называется атомом)
8. Составление схемы.
А сейчас мы более подробно вспомним классификацию веществ, и по этому вопросу вы составите схему.
Как же классифицируют вещества? (Вещества разделяют на простые и сложные. Простые вещества делятся на металлы и неметаллы). (слайд 6).
Дайте определение простых и сложных веществ. (Химические соединения, образованные атомами одного химического элемента, называют простыми веществами Химические соединения, образованные атомами разных химических элементов, называют сложными веществами.)
8. Игровой момент.
«Загадочные вещества». Вам нужно правильно определить вещество (отгадать загадки) и охарактеризовать его по ранее составленной схеме.
- Тёмным облаком летела, опустилась птицей белой, превратилась в человечка, постояла у крылечка, покатилась кувырком и запела ручейком. (Вода).
Опишите качественный и количественный состав молекулы воды.
- Этот скромный элемент образует вещество, цвета жёлтого оно. (Сера).
- Среди металлов самый главный, важнейший древний элемент. В тяжёлой индустрии главный, знаком с ним школьник и студент. Родился в огненной стихии, расплав его течёт рекой. Важнее нет в металлургии. Он нужен всей стране родной. (Железо).
«Крестики-нолики». Свои знания о металлах и неметаллах сейчас вы сможете проявить в игре, «крестики-нолики» (слайд 7). Найдите выигрышный путь, состоящий только из металлов или неметаллов.
Хлор | ртуть |
золото |
водород |
кислород |
железо |
медь |
сера |
азот |
«Составь пару».
Информацию о составе вещества несёт в себе химическая формула, запись которой невозможна без знаний химических знаков. Следующее задание на тему «Химические элементы». В задании вам представлены два вида карточек. На одних изображены химические знаки, на других названия химических элементов. Нужно выйти к доске и при помощи магнитов правильно совместить два вида карточек. ( C-углерод, N-азот, Fe-железо, Hg – ртуть, Pb – свинец). Пока один ученик будет работать у доски, класс отгадывает кроссворд (слайд 8).
Кроссворд:
- Название химического элемента, символ которого Сr. (Хром).
- Эта химическая реакция протекает с выделением тепла и света. При этой реакции происходит почернение древесины, т. к. в качестве продукта реакции образуется уголь. (Горение).
- Учёный, который в 1741 году фактически сформулировал основы атомно-молекулярного учения. (Ломоносов).
- Назовите химический элемент, символ которого О. (Кислород).
- «Она» проникла в Европу через Испанию в XI столетии. Её главной задачей стал поиск философского камня. (Алхимия).
Проверяем, как выполнено задание «Химические элементы» у доски. Дайте определение химическому элементу. (Химический элемент – это определённый вид атомов.)
9. Самостоятельная работа.
В заключительной части нашего урока самостоятельная работа, которая выполняется письменно и сдаётся на проверку. Вам нужно охарактеризовать выданные вещества по плану (слайд 9):
- Химическая формула.
- Качественный и количественный состав вещества.
- Простое или сложное вещество.
- Агрегатное состояние.
- Цвет.
- Растворимость в воде.
Работа по вариантам.
Первый вариант получает сульфат меди, второй хлорид натрия. (Химические формулы выданных веществ сообщаются учителем). Последний пункт плана (Растворение вещества в воде) выполняется практически, и результаты наблюдений записываются.
10. Итог урока.
Наш урок хотелось бы завершить словами М.В.Ломоносова: «Широко простирает химия руки свои в дела людские» (слайд 10).
А так же зачитать стихотворные строки:
Взор химика пытлив, ему порядок мил,
Среди своих реторт, мензурок и приборов,
Таких загадочных для любопытных взоров.
Стремиться он постичь капризы тайных сил.
Завидую тебе, взыскательный учёный,
Чьи зоркие глаза мир видят обнажённый,
Как в день творения, исток всех прочих дней.
Веди же и меня в загадочное царство!
Я верю: в нём отыщется лекарство
От всех бесчисленных печалей и скорбей.
Наше с вами путешествие в царство химии будет продолжаться, и мы откроем для себя много нового и интересного.
11. Оценка устной работы учащихся на уроке.
12. Домашнее задание.
Составить сообщение о любом простом веществе, описав его физические свойства, области применения.
Литература.
- Л.С. Гузей, Р.П. Суровцева “Химия. Вопросы, задачи, упражнения. 8-9 кл”. – М.: Дрофа, 2002г.
- Л.Ю. Аликберова “Занимательная химия”. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2002г.