Программное содержание.
Расширять знание детей о своей стране – России.
Продолжать знакомить детей с природой крайнего севера, с жизнью народов Севера, основных видах занятий (оленеводство, рыболовство, сбор ягод), быте, домашнем укладе, народных праздниках.
Развивать диалогическую, монологическую речь детей, активизировать словарь новыми словами: нарты, каюр, ягель, стойбище.
Продолжать учить давать полные ответы на вопросы, отгадывать загадки.
Воспитывать уважение к коренным народам севера, чувство любви и бережного отношения к природе Севера.
Предварительная работа.
Экскурсия в краеведческий музей города; чтение произведений о жизни коренных народов Севера; знакомство с картой России и ЯНАО; рассматривание иллюстраций, фотоальбомов о животном и растительном мире природы Севера.
Материал.
Физическая карта России; физическая карта ЯНАО; иллюстрации с изображением животного и растительного мира Севера; картинки с изображением
повседневной жизни коренных жителей ЯНАО и фотографии праздника “День оленевода”.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, как называется страна, в которой мы живем?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, Россия! Вам уже знакома эта карта, кто покажет границу России?
Воспитатель вызывает к доске желающих и помогает провести указкой вдоль границы России.
Воспитатель: В России живут народы разных национальностей, назовите, какие национальности вы знаете.
Ответы детей.
Воспитатель: Сегодня мы будем говорить с вами о Севере. Север - это царство трескучих морозов, короткого лета и бескрайних просторов тундры. Скажите, как называется наш округ?
Ответы детей.
Воспитатель: Кто покажет на карте, где находится ЯНАО?
Ребенок показывает на карте границу ЯНАО.
Воспитатель: Мы живем с вами на Крайнем Севере. Природа Севера своеобразна и загадочна. На много - много километров тянется тундра – голая, безлесая равнина.
Воспитатель сопровождает свой рассказ показом иллюстраций.
Воспитатель: Ребята, а какая растительность есть в тундре? Отгадайте загадку:
Хоть не очень он красив,
Но зато не прихотлив,
Он на Севере растет
Среди снега круглый год. (Лишайник).
Ответы детей.
Педагог сопровождает показом картинки с изображением тундры.
Воспитатель: Тундра покрыта лишайником-ягелем, мхом. Какие еще растения встречаются в тундре?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно – же, это карликовая березка - совсем крохотное деревце. А как вы думаете, почему эти березки такие маленькие?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы правы, здесь им не хватает тепла и света, здесь всегда сильные ветра.
Высокое дерево сломалось бы от ветра, а карликовой березке не так страшно. Несмотря на суровый климат, север богат грибами и ягодами.
Педагог предлагает детям отгадать загадки.
В тундре на кочке,
Посреди болот
В аленьком платочке
Ягодка растет,
Хоть на вкус она кисла,
Детям ягодка мила. (Клюква)
Что за ягодка такая,
Будто небо, голубая? (Голубика)
Ягодка алая,
В туесок попала.
Ее едят моченой
И с сахаром толченой. (Морошка)
Ответы детей.
Воспитатель выставляет на фланелеграф картинки с изображением северных ягод.
Воспитатель: Молодцы! А вы знаете, что эти ягоды выдерживают самые сильные морозы и собирать их можно до самых заморозков, от этого ягода только слаще становится. А какие грибы растут у нас на севере, назовите.
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно! Грибы очень любят северные олени. Ребята, а у меня еще есть для вас загадка, послушайте:
Он и сильный, он и быстрый,
У него рога ветвисты,
Среди тундровых болот
Он лишайник ягель рвет. (Олень)
Ответы детей.
Воспитатель: Вы правы, это северный олень.
Воспитатель сопровождает рассказ показом иллюстрации животного.
Воспитатель: Чем питается северный олень?
Ответы детей.
Воспитатель: Зимой их основной корм – лишайник- ягель. Много лет назад народы Севера, сумели приручить оленя.
Воспитатель: Ребята, а какие коренные народы населяют Ямал?
Ответы детей.
Воспитатель: Это ханты, ненцы, селькупы. Сурова природа севера, но она может дать людям все, что нужно для жизни. Давайте подумаем, что нужно коренным жителям севера, чтобы выжить здесь?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно! Им нужна теплая одежда, сытная пища, жилище. Из чего шьют одежду северные народы?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, одежду, обувь и головные уборы шьют из теплых оленьих шкур. А еще шкурами покрывают чум. Чум можно быстро разобрать и перевезти на другое стойбище, новое место жительства. Перевозят чум и вещи по глубокому снегу на больших санях-нартах. Управляет оленями - каюр. В руке у него большой шест, зачем он нужен ему?
Педагог сопровождает свой рассказ показом иллюстраций.
Ответы детей.
Воспитатель: Подумайте и скажите, какой можно назвать жизнь коренных жителей?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, чтобы выжить в таких сложных условиях, нужно быть сильными и смелыми людьми, много трудиться. Давайте повторим, какие основные виды занятий коренных жителей.
Ответы детей.
Воспитатель: Мужчины ловят рыбу и ходят на охоту, занимаются оленеводством. Женщины поддерживают огонь в чуме, готовят еду, занимаются сбором ягод и рукоделием. Шьют одежду из оленьих шкур- малицу, украшают бисером, вышивают замысловатые узоры.
Воспитатель показывает изделия из меха, расшитые бисером.
Воспитатель: Как бы ни была сложна и тяжела жизнь коренных народов Севера, они умеют отдыхать и веселиться, у них есть традиционные народные праздники. Назовите их.
Ответы детей.
Педагог выставляет фотографии с праздника “День оленевода”.
Воспитатель: Кто из вас был на празднике “День оленевода”? Расскажите о своих впечатлениях.
Рассказы из личного опыта 1-2 детей.
Воспитатель: Интересно! На День оленевода проводятся состязания в гонках на оленьих упряжках, беге, борьбе. Есть соревнование - кто быстрее влезет на обледенелый столб. Женщины поют песни, танцуют в малицах, украшенных бисером.
Воспитатель: Сегодня мы узнали много нового о суровом и прекрасном крае -Севере. Коренные жители - ненцы, ханты и селькупы живут на Севере издавна, живут трудно, но по-своему счастливо. Природа здесь сурова, но необычайно красива, богата природными запасами – нефтью и газом, ягодой, рыбой, пушниной. Завершая занятие, мне бы хотелось сказать такие слова: “Если ты увидел Север - не забудешь никогда!”.