Цикл бинарных занятий по электротехническим дисциплинам и английскому языку

Разделы: Иностранные языки


В основу данной методической разработки положен метод интегрированного обучения, базирующийся на методике бинарных занятий. Пособие положило начало созданию цикла бинарных уроков, сочетающих дисциплину «Иностранный язык» и дисциплины из курса профессионального обучения студентов специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования».

Бинарные уроки имеют много преимуществ, так как они решают не только общеобразовательные задачи, позволяющие формировать у учащихся наиболее целостное восприятие мира.

Дисциплина «Иностранный язык» по своей сути является интегрированной, т.к. пронизана межпредметными связями и предлагает учащимся знания многих областей науки, а также реальной повседневной жизни. Одна из целей проведения данных уроков – обучение технической профессиональной терминологии на английском языке.

Бинарные уроки также предоставляют большую возможность использовать различные технологии, методы, формы обучения, что позволяет решать еще одну не менее важную задачу современного обучения – это здоровьесберегающий подход: они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности, способствуют развитию потенциала самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

При проведении занятий использовались различные:

  • способы воздействия на учащихся: видео-художественый, музыкальный ряд, чтение, показ исторических документов, мультимедийное сопровождение;
  • технологии: дифференцированного обучения и коммуникативно-диалоговой деятельности;
  • формы работы: групповая, фронтальная, звеньевая, парная, индивидуальная.

Бинарные занятия

Тема 1. Физика на Большом Адронном Коллайдере (LHC) в ЦЕРНе. PHYSICS at the LHC in CERN.

В материалах ресурса использованы оригинальные печатные издания, фильм и клипы, материалы сайта компании ЦЕРН на английском языке. В них отражены основные лексические единицы дисциплины по теме «Строение вещества. Проводники». Грамматический материал соответствует изучаемому и не создает трудностей для понимания. Проектный материал цифрового ресурса может с успехом применяться на занятиях по английскому языку при изучении темы «Наука и технологии».

Ресурс можно использовать при изучении темы «Движение заряженных частиц в электрическом и магнитном полях» курса «Электротехника»; «Проводниковые материалы. Сверхпроводники» курса «Электроматериаловедение».

В целом ресурс составлен так, что преподаватель при необходимости может использовать только его часть. Материал может быть применен как при изучении на занятиях конкретных тем, так и для расширения общего кругозора студентов, повышения их технической грамотности и стимулирования изучения иностранного языка для формирования в итоге конкурентоспособного специалиста.

Цели:

Учебные

  • Обобщение материала по теме «Влияние электрического и магнитного поля на траекторию движения частиц».
  • Повышение технической грамотности студентов.
  • Обучение технической профессиональной терминологии на английском языке.

Воспитательные

  • Повышение мотивации студентов в изучении дисциплин, расширение их кругозора.

Наглядный материал: таблица «Порядковые числительные»; плакат «Движение заряженных частиц в электрическом и магнитном полях»; презентация к занятию (Приложение 1).

Раздаточный материал: тексты на английском языке (Приложение 2); рисунок «Детекторы в ЦЕРНе»

Технические средства обучения: компьютер, проектор, колонки, экран

Содержание занятия

№ элемента Элементы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения Добавления, изменения, замечания
  2 3
1 Организационный момент занятия  
2 История развития Вселенной Чтение и перевод информации, представленной на слайде на английском языке на русский язык. Комментарий.
3 Линейка расстояний во Вселенной Чтение и перевод информации, представленной на слайде на английском языке на русский язык. Комментарий.
4 Ускорители заряженных частиц Обзор на русском языке; записи в тетради.
5 ЦЕРН – европейский центр ядерных исследований (страны-участницы; географическое расположение) Чтение и перевод информации, представленной на слайде на английском языке на русский язык. Комментарий.
6 Принцип работы ускорителей Работа в группах. Чтение и перевод текстов. Общее обсуждение.
7 Ускоряющее действие электрического поля на заряженные частицы Решение расчетной задачи
8 Действие магнитного поля на заряженные частицы Работа в группах. Чтение и перевод текстов. Общее обсуждение.

Решение качественных и расчетных задач.

9 Увеличение энергии при взаимодействии встречных пучков заряженных частиц. Работа в группах. Чтение и перевод текстов. Общее обсуждение.
10 Материалы, используемые при строительстве коллайдера Работа в группах. Чтение и перевод текстов. Общее обсуждение.
11 Детекторы Работа в группах по рисунку. Чтение и перевод текстов. Общее обсуждение.
12 Подведение итогов Формулирование обобщающего действия электрического и магнитного полей на движущиеся заряженные частицы; нахождение соответствия в записях на русском и английском языках.

Составление списка вопросов работникам ЦЕРНа; подготовка к телемосту.

Тема 2. Возобновляемые источники энергии. Renewable sources of energy.

В ресурсе отражены основные лексические единицы дисциплины по теме «Источники энергии». Грамматический материал соответствует изучаемому и не создает трудностей для понимания. Материал цифрового ресурса может с успехом применяться на занятиях по английскому языку при изучении темы «Возобновляемые источники энергии».

Ресурс можно использовать на дисциплинах «Экология», «География», «Экологические основы природопользования», «Альтернативные источники энергии».

В целом ресурс составлен так, что преподаватель при необходимости может использовать только его часть. Материал может быть применен как при изучении на занятиях конкретных тем, так и для расширения общего кругозора студентов, повышения их технической грамотности и стимулирования изучения иностранного языка для формирования в итоге конкурентоспособного специалиста.

В материалах использованы ресурсы сети Интернет; видеоматериалы, выполненные школьниками.

Цели:

Учебные

  • Обобщение материала по теме «Возобновляемые источники энергии».
  • Повышение технической грамотности студентов.
  • Обучение технической профессиональной терминологии на английском языке.

Воспитательные

  • Повышение мотивации студентов в изучении дисциплин, расширение их кругозора.

Наглядный материал: географическая карта мира; географическая карта Республики Карелия; презентация к занятию (Приложение 3).

Раздаточный материал: тексты на английском и русском языках; Таблица «Сравнительная характеристика англоязычных стран по использованию возобновляемой энергии на своей территории» (Приложение 4).

Технические средства обучения: компьютер, проектор, колонки, экран

Содержание занятия

№ элемента Элементы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения Добавления, изменения, замечания
  2 3
1 Организационный момент занятия  
2 Перечисление источников энергии. Классификация. Чтение и перевод информации, представленной на слайде на английском языке на русский язык. Комментарий.
3 Видеоролик «Энергия» Просмотр видеоролика.
Общее обсуждение.
4 Перечисление источников энергии. Классификация. Обзор на русском языке; записи в тетради источников энергии на русском языке и перевод на английский язык. Чтение.
5 Преобразование энергии. Обобщающее повторение по таблице на русском языке.
6 Поиск названия источника энергии, изображенного на рисунке. Работа на английском языке.
7 География возобновляемой энергетики. Обобщающий обзор по тематическим географическим картам на английском языке.
8 Энергопотребление в будущем. Города будущего. Чтение и перевод текстов с английского языка на русский. Общее обсуждение.
9 Сравнительная характеристика англоязычных стран и Республики Карелия по использованию возобновляемой энергии на своей территории Работа в группах. Чтение и перевод текстов. Общее обсуждение.

Заполнение таблицы.

10 Значение использования возобновляемых источников энергии для решения экологических задач. Просмотр видеоролика.

Общее обсуждение.

11 Подведение итогов.  

Тема 3. Биполярные транзисторы. Bipolar transistors.

Цели:

Учебные

  • Обобщение материала по теме «Возобновляемые источники энергии».
  • Повышение технической грамотности студентов.
  • Обучение технической профессиональной терминологии на английском языке.

Воспитательные

  • Повышение мотивации студентов в изучении дисциплин, расширение их кругозора.

Наглядный материал: альбомы из конструктора «Знаток», презентация к занятию (Приложение 5).

Технические средства обучения: компьютер, проектор, конструктор «Знаток» (комплект на 2 чел.); компьютеры (1 на 2 чел.) с установленной программной средой Multisum.

Содержание занятия

№ элемента Элементы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения Добавления, изменения, замечания
 

2

3

1 Организационный момент занятия.  
2 Классификация материалов по электрическим свойствам Работа с лексикой; ответы на вопросы
3 Чтение схемы «Усилительные свойства транзистора», работа с условными обозначениями Чтение обозначений на схеме.

Запись на русском языке.

Нахождение соответствий на англ. языке.

Проверка.

4 Послойная сборка схемы «Усилительные свойства транзистора» Обсуждение результатов работы схемы.
5 Знакомство с программной средой Multisum  
6 Пошаговая сборка схемы «Усилительные свойства транзистора» в программной среде Multisum. Запись результатов измерения.  
7 Работа с текстом. Обсуждение.  
8 Подведение итогов занятия.  

Список литературы:

  1. Speak out. Журнал для изучающих английский язык, ГЛОССА-ПРЕСС №83 2011;
  2. Stories for reading comprehension 2. – Longman, 1985.
  3. Encyclopedia Britannica 2006, DVD, ЗАО «Новый диск»