В основу данной методической разработки положен метод интегрированного обучения, базирующийся на методике бинарных занятий. Пособие положило начало созданию цикла бинарных уроков, сочетающих дисциплину «Иностранный язык» и дисциплины из курса профессионального обучения студентов специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования».
Бинарные уроки имеют много преимуществ, так как они решают не только общеобразовательные задачи, позволяющие формировать у учащихся наиболее целостное восприятие мира.
Дисциплина «Иностранный язык» по своей сути является интегрированной, т.к. пронизана межпредметными связями и предлагает учащимся знания многих областей науки, а также реальной повседневной жизни. Одна из целей проведения данных уроков – обучение технической профессиональной терминологии на английском языке.
Бинарные уроки также предоставляют большую возможность использовать различные технологии, методы, формы обучения, что позволяет решать еще одну не менее важную задачу современного обучения – это здоровьесберегающий подход: они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности, способствуют развитию потенциала самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
При проведении занятий использовались различные:
- способы воздействия на учащихся
Бинарные занятия
Тема 1. Физика на Большом Адронном Коллайдере (LHC) в ЦЕРНе. PHYSICS at the LHC in CERN.
В материалах ресурса использованы оригинальные печатные издания, фильм и клипы, материалы сайта компании ЦЕРН на английском языке. В них отражены основные лексические единицы дисциплины по теме «Строение вещества. Проводники». Грамматический материал соответствует изучаемому и не создает трудностей для понимания. Проектный материал цифрового ресурса может с успехом применяться на занятиях по английскому языку при изучении темы «Наука и технологии».
Ресурс можно использовать при изучении темы «Движение заряженных частиц в электрическом и магнитном полях» курса «Электротехника»; «Проводниковые материалы. Сверхпроводники» курса «Электроматериаловедение».
В целом ресурс составлен так, что преподаватель при необходимости может использовать только его часть. Материал может быть применен как при изучении на занятиях конкретных тем, так и для расширения общего кругозора студентов, повышения их технической грамотности и стимулирования изучения иностранного языка для формирования в итоге конкурентоспособного специалиста.
Цели:
Учебные
- Обобщение материала по теме «Влияние электрического и магнитного поля на траекторию движения частиц».
- Повышение технической грамотности студентов.
- Обучение технической профессиональной терминологии на английском языке.
Воспитательные
- Повышение мотивации студентов в изучении дисциплин, расширение их кругозора.
Наглядный материал: таблица «Порядковые числительные»; плакат «Движение заряженных частиц в электрическом и магнитном полях»; презентация к занятию (Приложение 1).
Раздаточный материал: тексты на английском языке (Приложение 2); рисунок «Детекторы в ЦЕРНе»
Технические средства обучения: компьютер, проектор, колонки, экран
Содержание занятия
№ элемента | Элементы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения | Добавления, изменения, замечания |
2 | 3 | |
1 | Организационный момент занятия | |
2 | История развития Вселенной | Чтение и перевод информации, представленной на слайде на английском языке на русский язык. Комментарий. |
3 | Линейка расстояний во Вселенной | Чтение и перевод информации, представленной на слайде на английском языке на русский язык. Комментарий. |
4 | Ускорители заряженных частиц | Обзор на русском языке; записи в тетради. |
5 | ЦЕРН – европейский центр ядерных исследований (страны-участницы; географическое расположение) | Чтение и перевод информации, представленной на слайде на английском языке на русский язык. Комментарий. |
6 | Принцип работы ускорителей | Работа в группах. Чтение и перевод текстов. Общее обсуждение. |
7 | Ускоряющее действие электрического поля на заряженные частицы | Решение расчетной задачи |
8 | Действие магнитного поля на заряженные частицы | Работа в группах. Чтение и перевод текстов. Общее
обсуждение. Решение качественных и расчетных задач. |
9 | Увеличение энергии при взаимодействии встречных пучков заряженных частиц. | Работа в группах. Чтение и перевод текстов. Общее обсуждение. |
10 | Материалы, используемые при строительстве коллайдера | Работа в группах. Чтение и перевод текстов. Общее обсуждение. |
11 | Детекторы | Работа в группах по рисунку. Чтение и перевод текстов. Общее обсуждение. |
12 | Подведение итогов | Формулирование обобщающего действия электрического
и магнитного полей на движущиеся заряженные частицы; нахождение
соответствия в записях на русском и английском языках. Составление списка вопросов работникам ЦЕРНа; подготовка к телемосту. |
Тема 2. Возобновляемые источники энергии. Renewable sources of energy.
В ресурсе отражены основные лексические единицы дисциплины по теме «Источники энергии». Грамматический материал соответствует изучаемому и не создает трудностей для понимания. Материал цифрового ресурса может с успехом применяться на занятиях по английскому языку при изучении темы «Возобновляемые источники энергии».
Ресурс можно использовать на дисциплинах «Экология», «География», «Экологические основы природопользования», «Альтернативные источники энергии».
В целом ресурс составлен так, что преподаватель при необходимости может использовать только его часть. Материал может быть применен как при изучении на занятиях конкретных тем, так и для расширения общего кругозора студентов, повышения их технической грамотности и стимулирования изучения иностранного языка для формирования в итоге конкурентоспособного специалиста.
В материалах использованы ресурсы сети Интернет; видеоматериалы, выполненные школьниками.
Цели:
Учебные
- Обобщение материала по теме «Возобновляемые источники энергии».
- Повышение технической грамотности студентов.
- Обучение технической профессиональной терминологии на английском языке.
Воспитательные
- Повышение мотивации студентов в изучении дисциплин, расширение их кругозора.
Наглядный материал: географическая карта мира; географическая карта Республики Карелия; презентация к занятию (Приложение 3).
Раздаточный материал: тексты на английском и русском языках; Таблица «Сравнительная характеристика англоязычных стран по использованию возобновляемой энергии на своей территории» (Приложение 4).
Технические средства обучения: компьютер, проектор, колонки, экран
Содержание занятия
№ элемента | Элементы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения | Добавления, изменения, замечания |
2 | 3 | |
1 | Организационный момент занятия | |
2 | Перечисление источников энергии. Классификация. | Чтение и перевод информации, представленной на слайде на английском языке на русский язык. Комментарий. |
3 | Видеоролик «Энергия» | Просмотр видеоролика. Общее обсуждение. |
4 | Перечисление источников энергии. Классификация. | Обзор на русском языке; записи в тетради источников энергии на русском языке и перевод на английский язык. Чтение. |
5 | Преобразование энергии. | Обобщающее повторение по таблице на русском языке. |
6 | Поиск названия источника энергии, изображенного на рисунке. | Работа на английском языке. |
7 | География возобновляемой энергетики. | Обобщающий обзор по тематическим географическим картам на английском языке. |
8 | Энергопотребление в будущем. Города будущего. | Чтение и перевод текстов с английского языка на русский. Общее обсуждение. |
9 | Сравнительная характеристика англоязычных стран и Республики Карелия по использованию возобновляемой энергии на своей территории | Работа в группах. Чтение и перевод текстов. Общее
обсуждение. Заполнение таблицы. |
10 | Значение использования возобновляемых источников энергии для решения экологических задач. | Просмотр видеоролика. Общее обсуждение. |
11 | Подведение итогов. |
Тема 3. Биполярные транзисторы. Bipolar transistors.
Цели:
Учебные
- Обобщение материала по теме «Возобновляемые источники энергии».
- Повышение технической грамотности студентов.
- Обучение технической профессиональной терминологии на английском языке.
Воспитательные
- Повышение мотивации студентов в изучении дисциплин, расширение их кругозора.
Наглядный материал: альбомы из конструктора «Знаток», презентация к занятию (Приложение 5).
Технические средства обучения: компьютер, проектор, конструктор «Знаток» (комплект на 2 чел.); компьютеры (1 на 2 чел.) с установленной программной средой Multisum.
Содержание занятия
№ элемента | Элементы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения | Добавления, изменения, замечания |
2 |
3 |
|
1 | Организационный момент занятия. | |
2 | Классификация материалов по электрическим свойствам | Работа с лексикой; ответы на вопросы |
3 | Чтение схемы «Усилительные свойства транзистора», работа с условными обозначениями | Чтение обозначений на схеме. Запись на русском языке. Нахождение соответствий на англ. языке. Проверка. |
4 | Послойная сборка схемы «Усилительные свойства транзистора» | Обсуждение результатов работы схемы. |
5 | Знакомство с программной средой Multisum | |
6 | Пошаговая сборка схемы «Усилительные свойства транзистора» в программной среде Multisum. Запись результатов измерения. | |
7 | Работа с текстом. Обсуждение. | |
8 | Подведение итогов занятия. |
Список литературы:
- Speak out. Журнал для изучающих английский язык, ГЛОССА-ПРЕСС №83 2011;
- Stories for reading comprehension 2. – Longman, 1985.
- Encyclopedia Britannica 2006, DVD, ЗАО «Новый диск»