Основные темы, проблемы, герои поэзии 60–80-х годов

Разделы: Литература


Цель урока: дать краткий обзор поэзии, показать её роль в общественной жизни страны.

Оборудование урока:

  • аудиозаписи стихотворений поэтов в авторском исполнении;
  • кадры из фильма Хуциева «Застава Ильича».

Методические приёмы: лекция, презентации учащихся о поэтах, выразительное чтение стихов наизусть.

Каждое поколение считает себя
более умным, чем предыдущее,
и более мудрым, чем последующее.

Джордж Оруэлл

Ход урока

I. Основная направленность (пафос) поэзии 60-х годов.

1. Слово учителя.

Журнал «Огонёк» в 1988 году напечатал фотографии 4-х наиболее талантливых поэтов-шестидесятников. Это были Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина. Появился новый жанр, названный позже «авторской» песней. Свои стихи пели под гитару Булат Окуджава, Александр Галич, позже – В.Высоцкий, Юлий Ким.

Именно они ярко начинали теперь уже мифические легендарные годы советской поэзии, когда стихи вдруг стали необычайно популярны, когда Политехнический музей во время вечеров поэзии приходилось оцеплять конной милицией, а стотысячные стадионы не могли вместить всех желающих послушать стихи. Это было время, когда «стихи можно было читать на собрании, и они могли решить исход голосования» (И. Золотусский), когда «на поэтические вечера люди приходили, готовые вложить всего себя, готовые мыслить, сопереживать, чувствовать» (А. Имерманис). Время, меняющееся по 10 раз на дню и обещавшее ещё более крутые переломы, помогало своим поэтам, создавая мощный резонанс их стихам.

Удивительно мощное эхо!
Очевидно, такая эпоха.

Л. Мартынов

Но и поэты помогали времени, почти мгновенно откликаясь на новейшие события и веяния, формулируя общественное мнение и «о путях России прежней, и о теперешней о ней».

- Что было новым в поэзии 60-х ?

Новые темы.

Новая география – Сибирь, Средняя Азия, Колыма, зарубежье, российская глубинка.

Новые герои – рыцари немедленного действия, т.е. юные романтики (продавщицы, космонавты, работницы различных фабрик, пенсионеры-доминошники, рабочие-интеллигенты и т.п.).

Основные проблемы.

Проблемы правды и справедливости, света и тени в оценке лиц, событий, процессов.

Они вспомнили о гражданской, просветительской, нравственной миссии поэзии.

Поэзия стала делом государственным. Говоря от имени молодёжи, поэты той эпохи апеллировали прежде всего к государству, именно от него рассчитывали получить и отклик, и признание, настаивали на том, чтобы их мнение было принято при определении стратегии государства.

2. Смотрим кадры из фильма Хуциева «Застава Ильича» (вечер в Политехническом).

Далее слушаем аудиозаписи стихов поэтов-шестидесятников.

Учащиеся читают наизусть стихи вышеназванных поэтов.

Учитель: Конечно, были и другие стихи, другие направления в поэзии – обращения к вечности, к природе, когда «всё исчезает, остаётся пространство, звёзды и певец» (О. Мандельштам «Отравлен хлеб, и воздух выпит»). Но, оценивая ситуацию в целом, можно сказать, что гражданская публицистическая направленность была основной.

У каждой медали две стороны, так и господствующее положение гражданской поэзии потеснило, сделало незаметной глубокую философскую тихую лирику.

По словам Л. Анненского, «...откровенный человек победил сокровенного человека, шум победил тишину, внешнее оказалось ярче внутреннего. Тяжёлый опыт отступил перед лёгким возбуждением, и многие приобретшие популярность поэты словно бы забыли о том, что они не только публицисты и учителя в школе для взрослых, но ещё и (в первую, в решающую очередь) поэты».

В конце 60-х годов наметился отход поэзии к рубежам классических традиций.

II. Особенности поэзии 70-х годов.

Время как бы опустело,
В нём того, что было, нет.
Но и то, что быть хотело,
Не вступило в ясный след,
Словно жить осталось тело,
А души у тела нет.

А. Твардовский

1. Стремление поэзии 60-х к открытию всё новых и новых территорий, к расширению радиуса действия (космос, гидростанции и др.) сменилось культом устойчивости, неохоты к перемене мест и вообще возвращением в дом, под родное крыло.

Возвращаюсь к простым вещам,
К свету малому в малом окошке.
Приобщаюсь к дымящимся щам,
Приручаюсь к домашней ложке.

А. Передреев («Возвращаюсь к простым вещам...»)

Тема малой родины – основная в творчестве рано и трагически ушедшего от нас Н. Рубцова, В. Соколова, Н. Тряпкина, А. Жигулина.

Читаем наизусть стихи:

  • Н. Рубцова «Тихая моя родина», «Звезда полей»;
  • В. Соколова «Как я хочу, чтобы строчки эти...».

2. Изменилось в 70-е годы и представление о задачах поэзии, о её месте и роли в духовной жизни общества. Вместо диалога с государством – исповедь, очищающая исповедь смятенного сердца перед народом, и ключевыми словами стали не слова «правда» и «справедливость», а слова и понятия: «совесть», «любовь», «сыновний долг», «отзывчивость» и т. п.

Пафос созидания, борьбы и энтузиазма, разрушения старых авторитетов сменился пафосом размышления, углубления в вечные вопросы бытия.

Глеб Горбовский «Быть».

3. Появилось повышенное внимание к внутреннему миру личности, к душе человека, пытливый интерес к онтологической проблематике, т.е. к вопросам жизни и смерти, конечных целей бытия, ответственности человека перед природой.

А. Передреев «Беспощадная суть познанья...».
Ю. Кузнецов «Атомная сказка».

И, естественно, понизился гражданский тонус поэзии, утратилось чувство близости к современности.

Е.Евтушенко оскорбил многих своих собратьев по поэтическому цеху, обвинив их в том, что «...всё это лжевозвышенное фетство, // мурлыканье с расчётом на века, // от крыс и от сраженья с ними – // бегство в тот уголок, // где блюдце молока» («Тихая» поэзия).

И гневно призвал:

Не рождена эстрадною франтихой поэзия,
Но нет в борьбе стыда.
Поэзия, будь громкой или тихой -
Не будь тихоней лживой никогда!

Или: Надо не прятаться – драться!

«Братская ГЭС»

Но никакие призывы, обвинения, дискуссии о заветах В.Маяковского не помогали, как и напоминания о том, что традиции великой русской поэзии не только в элегиях и философской лирике, но и в гражданственно-страстных строках поэтов-декабристов, А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Некрасова. Престиж поэзии падал неудержимо.

Следует учесть и такие обстоятельства: из жизни ушло много талантливых поэтов.

Это А. Ахматова – 1966, А.Яшин – 1968, Н. Рыленков – 1969, Н. Рубцов, А. Твардовский, С. Прокофьев – 1971, Я. Смеляков – 1972, Г. Шпаликов – 1974 и др.

Некоторые вынуждены были уехать за границу: И. Бродский – 1972, А. Галич – 1974.

Другие ушли в глубокое подполье.

Причины смены стилей поэзии объясняются и литературно: острая реакция на перевес публицистичности в предыдущем десятилетии и общественно-политически, и социально. Настала эпоха долгого затишья, застоя, утраты содержания слов и понятий, эпоха лицемерия, полного расхождения между делами и словами. Стало почти неприлично произносить громкие слова, не обеспеченные делом.

4. Какие намечались выходы из кризисной ситуации?

а) Евтушенко и Вознесенский неумеренно повышали, форсировали, напрягали голоса, срывались на крик, привлекая внимание к трагедиям мира и экстремальным положениям и характерам родной действительности:

Я хотел бы на всех баррикадах твоих, человечество, драться!
Е. Евтушенко «Я хотел бы...»

В эти годы появляются поэмы Е. Евтушенко: «Коррида» – 67 год, «Под кожей статуи Свободы» – 68 год, «Снег в Токио» – 74 год, «Голубь в Сант-Яго» – 80 год.
А. Вознесенский «Лёд – 69».

Позже поэт скажет об этих стихах так:

Ах, какой ты был гурман!
Боль примешивал, как соус,
В очарованный роман,
Аж посасывала совесть...

«Скука».

б) Обращение ряда поэтов к отечественной истории прошлых столетий и к праисторическому прошлому, к пещерному времени, к языческому фольклору, к мистическим откровениям, магическим тайнам. Выбор вариантов огромен: здесь и идеи тибетских мудрецов, и нынешних экстрасенсов в стихах В.Сидорова, и великодержавная, почти имперская лирика С. Куняева, произведения Ю. Кузнецова и других поэтов. При всём разнообразии этих умственных хобби и поветрий можно заметить общее, что великолепно по социальной зоркости и поэтической силе отразил в поэме «Проза в стихах» А. Межиров (ж. «Смена» ноябрь, декабрь 1988 г.):

Радели о Христе,
Однако вскоре
Перуна Иисусу предпочли.
И с четырьмя Евангелиями в споре
До Индии додумались дойти.
А смысл единый этого раденья,
Сулящий только свару и возню,
В звериной жажде самоутвержденья,
В которой прежде всех себя виню.
Кто увлечён арийством, кто шаманством,
Кто в том, кто в этом прозревает суть,
Лишь только б развязаться с христианством
И два тысячелетья зачеркнуть.

в) Образ России, русского национального, так называемого русского духа, уклада жизни тоже своеобразно поднимался и подавался в стихах ряда поэтов, особенно Ю. Кузнецова. Это (в его изображении) остров, равно враждебный и Востоку, и Западу, противостоящий всем мировым грозам и бурям времени, погружённый в былинное забытье. Стихотворение «И снился мне кондовый сон России».

Надежда у поэта одна, что в этом мире погибнет чужое, но родное сожмётся в кулак.
Ю. Кузнецов «Русская мысль».

III. 80-е годы.

Что же питало, определяло стих большинства поэтов, что служило энергетической базой их творчества? Память. Ведущая тема – память. Даже в названиях стихов звучало это слово.

И даже то, что позабыто,
Живёт невидимо в душе.

А. Жигулин («Мой бедный мозг, мой хрупкий разум...»)

Все вспоминают, даже молодые. О чём же?

1. Вспоминают об исторической славе нашего народа. Особенно дружный отклик вызвало 800-летие Куликовской битвы.

Появляются стихотворные воспоминания о великих мужах России, о воителях древней Руси, о С. Радонежском, об Иване Грозном, Петре I, Степане Разине, о героях Бородинского сражения (И. Шкляревский, В. Устинов, М. Дудин, Ф. Чуев и др.)

2. Воспоминания о Великой Отечественной войне.

Их особенно много. Почему? Причина историческая: десятилетия не стёрли из памяти ничего. Война явила примеры высочайшего героизма, благородства и одновременно чудовищной низости, обнаружив то, о чём преступно забыть. В судьбе фронтового поколения именно эти 1418 дней, как оказалось, явились центральными, и ничто не смогло ни сравниться с ними, ни затмить их. Молодые поколения, лишь краем захваченные военной бедой, обнаружили, что фундаментом их системы гражданских и нравственных ценностей является память о времени величайшего испытания. Конечно, лучшие стихи и поэмы о былом пропитаны живой кровью тех немногих поэтов, заставивших говорить о себе.

Геннадий Русаков. Стихи проникнуты трагическим мотивом раннего сиротства, беспризорничества, жуткого пребывания в детдоме.

Сладко мне пожилось-попилось
Голытьбе, продолжателю рода.
На железной земле поспалось
Под присмотром большого народа.
Русаковы, скупая родня!
Отзовитесь – охрипну от воя:
«Кто-нибудь – отыщите меня
В детприёмнике под Лозовою»!
Я от плача осип в детдомах,
Я в раздаточных пайки ворую.
У, как скудно в моих закромах!
Я гнилыми жмыхами пирую...

«Родство»

Этот трагический мотив одиночества объединяет стихи Русакова и его сверстников: И. Шкляревского, В. Устинова, Ю. Кузнецова. Выводы из горького опыта у них разные, но прав Б. Слуцкий, заметивший, что последнее из поколений войны приковано к жутким впечатлениям младенчества, перечёркнутого безотцовщиной:

Войны у них в памяти нету,
Война у них только в крови,
В глубинах гемоглобина
В составе костей нетвердых...

«Последнее поколение».

В. Устинов «Когда отец погиб за Красным камнем...»
Ю. Кузнецов «Шёл отец...»

Шёл отец. Шёл отец невредим через минное поле.
Превратился в клубящийся дым – ни могилы, ни боли.
Всякий раз, когда мать его ждёт, -
Через поле и пашню
Столб клубящейся пыли бредёт
Одинокий и страшный.

Это чувство одиночества заставляет искать причал. Возник культ семьи, за который можно уцепиться. Выход только в чувстве кровной связи со всеми живущими и с теми, кто уже в земле.

Г. Русаков «И я Иван, не помнящий родства...»

Так раскрывается губительная сила войны. Неизбывна она и в памяти тех поэтов, которые прошли войну.

Это Ю. Воронов (писал о блокаде Ленинграда), Д. Самойлов, который пытался запретить себе вспоминать, но не смог. Это Ю. Левитанский, тоже восклицавший: «Я это всё почти забыл. // Я это всё хочу забыть», но обнаруживший, как и все поэты фронтового поколения: «Я не участвую в войне – она участвует во мне». (Стихотворение «Ну что с того, что я там был»).

Образы войны по-разному высвечены у М. Дудина, К. Ваншенкина, Ю. Друниной и др.

Но даже среди этих славных имён обращает на себя внимание Юрий Белаш.

Он художник, пришедший в литературу только в 50 лет. Его стихи потрясают сгущённостью примет фронтового быта, единственным в своём роде умением не отводить взгляд от жестоких подробностей войны. Надо ли так писать о войне? Он убеждён, что надо для того, чтобы было всем понятно, как трудно было сохранить живую душу в себе на войне.

Стихи о войне – это стихи о жизни, не делимой на мир и войну, по утверждению А. Межирова, это незримый, но прочный мост из прошлого через настоящее в грядущие дни.

Память о войне, как и об иных тягчайших общенародных испытаниях, заставляет думать о жизни, а не о смерти, о её величайшей хрупкости, о том, как предотвратить возможную мировую бойню, как отвести угрозу самоуничтожения человечества.

3. Тема памяти о страшных годах репрессий, об ужасах братоубийственной гражданской войны, о годах страха друг перед другом, о шпиономании и т.д. Тёмные и страшные страницы нашей истории предстали перед читателями в поэзии после 20-го съезда. Это пророческие стихи Осипа Мандельштама, отстаивающие человеческие ценности, написанные не потом, а в разгар страшной метели. «Век волкодав», - такое определение времени дал он.

Это «Реквием» Анны Ахматовой, в котором муки человеческие выражены высоким поэтическим слогом.

Это А.Т. Твардовский и его поэма «По праву памяти» с глубинным исследованием сталинизма, его калечащей сути.

Я. Смеляков «Шинель».

В.Корнилов. Горькие стихи о Н.Гумилёве как память и о тех поэтах, кто потом был подвержен репрессиям.

Особой обличающей силой обладают стихи тех, кто жил в эти десятилетия на свободе, но из кого живую душу вынимали зрелища расправ с поэтами и художниками. Это была жизнь среди лжи и лицемерия, среди неверия и отчаяния, расхождения слов и дела, приводящие к равнодушию и безразличию, к духовному болоту целого поколения.

Это стихи Б. Слуцкого, О. Берггольц и др. (журнал «Знамя №8, 1987г.).

Спасением для поэтов 20 века всегда была классика.

Б. Слуцкий «Романы из школьной программы».

Вдали от всех Парнасов,
От мелочных сует
Со мной опять Некрасов
И Афанасий Фет.

В. Соколов.

Литература:

  1. И. Гринберг «Пути советской поэзии». -М., «Художественная литература», 1968.
  2. П. Выходцев «Поэты и время». -М., «Художественная литература», 1976.
  3. В. Иванисенко «Поэзия, жизнь, человек. О лирике». -М., «Советский писатель», 1982 .
  4. С. Куняев «Поэзия. Судьба. Россия». -М., «Наш современник», 2001.