Педагогическое взаимодействие на уроках с личностно-ориентированной направленностью

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


В последнее время тема обновления содержания образования весьма широко обсуждается в российской педагогике. При большом многообразии предлагаемых моделей будущей школы, вариантов учебных программ и планов большинство участников дискуссий, посвящённых этому вопросу, сходятся в том, что в основу нового содержания образования должны лечь способы мышления и деятельности, а также те качества, которые позволят человеку достойно жить и трудиться в обществе. Поэтому всё чаще главными составляющими содержания образования называют навыки общения, нормы общежития и навыки труда в коллективе, универсальные способы мышления и деятельности. Таким образом, выступая в процессе учения как средство освоения содержания образования, общие навыки общения должны быть в то же время и целью образования, одним из главных компонентов содержания образования. В особенности это касается начальной школы как звена, предваряющего серьёзное освоение предметных знаний, умений, навыков. Проблеме общения, его роли в воспитательном процессе уделяли внимание такие психологи как Выготский Л.С., Соколов Э.В., Щедровицкий Г.П., Леонтьев А.А., Хараева Л.А., Брудный А.А. и другие…

Однако практика показывает, что в процессе формирования общения не учитываются такие дифференциальные признаки, как половые различия в развитии мальчиков и девочек. Учет гендерных особенностей в воспитании младших школьников важен исходя из двух факторов. Актуальность исследования обусловлена тем, что учету гендерных особенностей в воспитательном процессе уделяется очень мало внимания. Вышесказанное определило тему исследования. Гипотеза: работа по формированию бесконфликтного общения у младших школьников будет происходить более эффективно, если в процессе работы будут учитываться психологические и физиологические особенности детей в зависимости от пола. Для реализации поставленной цели нами разработаны задачи: На основании анализа психолого-педагогической литературы определить особенности социального развития мальчиков и девочек.

  1. Выявить особенности общения в группе сверстников у мальчиков и девочек младшего школьного возраста
  2. Разработать систему работы, направленную на формирование бесконфликтного общения у младших школьников с учетом дифференцированного подхода в зависимости от пола и проверить ее эффективность
  3. На основании полученных результатов разработать рекомендации по формированию бесконфликтного общения у младших школьников с учетом дифференцированного подхода в зависимости от пола для работников школ.

Воспитание у учащихся начальных классов бесконфликтного общения с учетом дифференцированного подхода.

1. Понятие бесконфликтного общения

Общение, или, как часто определяют этот процесс, коммуникация — чрезвычайно широкое и емкое понятие. Это осознанная и неосознанная вербальная связь, передача и прием информации, что наблюдается повсюду и всегда А.А. Бодалев (1982) считал, что главными видами деятельности, в которых люди выступают субъектами познания других людей, являются общение и труд. Процесс общения является таким видом взаимодействия людей, в котором последние выступают по отношению друг к другу одновременно и объектами, и субъектами. В процессе общения достигается взаимопонимание, слаженность при выполнении работы, растет способность прогнозировать поведение друг друга в тех или иных обстоятельствах или, наоборот возникают конфликты и моральные противоречия.. Авторы рассматривают общение как важный фактор формирования личности, психических процессов..Общение школьников — это обмен духовными ценностями (общепризнанными и специфическими), который происходит как в форме диалога школьника с другим «я», так и в процессе взаимодействия учащихся с окружающими их людьми. Этот обмен оказывает как объективное, так и в определенной мере педагогически направляемое влияние на становление и жизнедеятельность личности. Анализ реального общения школьников позволяет выявить две цели общения и в соответствии с ними определить два вида общения школьников. Если общение имеет цель в себе самом, то это общение — межличностное. Межличностным (свободным) общением можно считать то, которое происходит у школьников в процессе их взаимодействия с окружающими людьми независимо от деятельности и не обусловлено ею. Целью межличностного общения является создание или поддержание - удовлетворяющих школьника взаимоотношений с окружающими. В общем виде содержание общения школьников включает в себя: предметную область бытия, события, идейно-нравственную проблематику и эмоционально-нравственную сферу. В зависимости от возраста конкретное содержание каждого из этих пластов и их соотношение между собой различны. Сущность общения как нормативного процесса двойственна. С одной стороны, общение школьников регулируется целым набором определенных норм, с другой — общение транслирует целый спектр норм, регулирующих жизнедеятельность личности в обществе. И те, и другие нормы аналитически можно представить в виде трех слоев. Первый — нормы, культивируемые и одобряемые обществом в целом (условно—общественные нормы), второй — нормы, специфические для человеческих масс в географических и социальных регионах в пределах одного общества, условно — региональные нормы, третий — нормы, одобряемые в ближайшем круге общения школьников (условно—нормы среды). Все эти слои имеют социальный и культурный аспекты. Они взаимосвязаны и в основном определяются нормами общества. Усвоение школьником норм всех трех слоев происходит и на уровне сознания, и на уровне поведения. Механизм усвоения норм через общение — интериоризация образцов поведения из опыта общения с непосредственным окружением и средств массовой информации (особенно кино и телевидения). Подготовка школьников к общению понимается как воспитание у школьников интеллектуальной, психической и социальной готовности к эффективному участию в общении и освоение способов практической реализации этой готовности. Работа по подготовке школьников к общению должна вестись в расчете на всех учащихся и на тех из них, кто испытывает особые трудности в общении. И в том и в другом случае эта работа имеет специфическое содержание, а иногда и формы, в зависимости от возраста и пола ребят.

2. Особенности общения детей младшего школьного возраста

С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерности развития.

В период адаптации к школе общение с одноклассниками, как правило, отступает у первоклассников на второй план перед обилием новых школьных впечатлений..Контакт между собой дети осуществляют посредством педагога. Хрестоматийным является эпизод из школьной жизни первоклассников, приведенный Я.Л. Коломинским: «Если кто-то из учащихся забыл принести в класс ручку, а на уроке нужно писать, то он не обращается к товарищам с просьбой дать ему лишнюю ручку. Ученик обычно сидит и молчит, иногда плачет, надеясь, что учительница заметит его бедственное положение. Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе. Если у ребенка к 10-летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем-либо из одноклассников, это значит, что ребенок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесником, поддерживать отношения продолжительное время, это значит также, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно. Результаты специальных исследований показывают, что отношение к друзьям и само понимание дружбы имеют определенную динамику на протяжении младшего школьного детства. Для детей 5-7 лет друзья – это, прежде всего те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется, прежде всего внешними причинами: дети сидят за одной партой, живут в одном доме и т.п. В этом возрасте дети больше внимания обращают на поведение, чем на качества личности. Характеризуя своих приятелей, они указывают, что «друзья ведут себя хорошо», «с ними весело». Постепенно, по мере освоения ребенком школьной действительности, у ребенка складывается система личных отношений в классе. Ее основу составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми другими..Данные социометрических исследований показывают, что положение ученика в системе сложившихся в классе межличностных отношений определяется рядом факторов, общих для разных возрастных групп. Так, например, дети, получающие наибольшее число выборов от одноклассников («звезды»), характеризуются рядом общих черт: они обладают ровным характером, общительны, имеют хорошие способности, отличаются инициативностью и богатой фантазией; большинство из них хорошо учится; девочки отличаются привлекательной внешностью. Группа школьников, имеющих неблагополучное положение в системе личных отношений в классе, также обладает некоторыми сходными характеристиками: такие дети имеют трудности в общении со сверстниками, неуживчивы, что может проявляться как в драчливости, вспыльчивости, капризности, грубости, так и в замкнутости; нередко их отличает ябедничество, зазнайство, жадность; многие из этих детей неаккуратны и неряшливы. Перечисленные общие качества имеют определенную специфику проявления на разных этапах младшего школьного возраста. Для первоклассников, обладающих высоким социометрическим статусом, наиболее значимыми являются следующие особенности: опрятная внешность, принадлежность к классному активу, готовность поделиться вещами, сладостями. Второе место в этом возрасте занимают хорошая успеваемость и отношение к учителю. Для популярных в классе мальчиков большое значение имеет также физическая сила. «Непривлекательные» для сверстников первоклассники характеризуются следующими особенностями: непричастность к классному активу; неопрятность; плохая учеба и поведение; непостоянство в дружбе; дружба с нарушителями дисциплины, а также плаксивость. Таким образом, первоклассники оценивают своих сверстников, прежде всего по тем качествам, которые легко проявляются внешне, а также по тем, на которые чаще всего обращает внимание учитель. Примечательно, что показатели, связанные с учением, у третьеклассников менее значимы и отходят на второй план. Для «непривлекательных» четвероклассников наиболее существенны такие черты, как общественная пассивность; недобросовестное отношение к труду, к чужим вещам. Характерные для младших школьников критерии оценки одноклассников отражают особенности восприятия и понимания ими другого человека, что связано с общими закономерностями развития познавательной сферы в этом возрасте: слабая способность выделять главное в предмете, ситуативность, эмоциональность, опора на конкретные факты, трудности установления причинно-следственных отношений и т.д.В формировании возникающих у младших школьников межличностных отношений решающая роль принадлежит педагогу. В начале школьного обучения, пока еще у детей не сложились собственные отношения и оценки как себя, так и одноклассников, они безоговорочно принимают и усваивают оценки учителя, являющегося для детей высшим авторитетом. Анализ характеристик, которые педагоги давали детям с различным социальным статусом, показывают, что «изолированных» детей не любят сами педагоги. Это значит, что учителя вольно или невольно могут способствовать усилению изоляции ребенка в классе. Систематические, отрицательные оценки и осуждения, резкие замечания в адрес ребенка становится для остальных детей своеобразным «ярлыком», характеризующим одноклассника, и некритически повторяются в собственных оценках детей, которые перестают принимать сверстника. Негативное влияние на положение ученика в системе межличностных отношений может оказать и неумеренное захваливание кого-то из детей. Дети, иногда несправедливо, начинают считать таких школьников «любимчиками» и «подлизами» и избегают общения с ними. Вместе с тем именно педагог, в силу своей исключительной значимости для младшего школьника, может сыграть решающую роль и в обратной ситуации, когда необходимо вырвать ученика из статуса «изолированного» члена группы. Поведение учителя в каждом конкретном случае должно строиться сугубо индивидуально. Наиболее же общие рекомендации состоят в следующем:

  1. вовлечение «изолированного» ученика в интересную деятельность;
  2. помощь в достижении успеха в той деятельности, от которой прежде всего зависит положение ребенка (преодоление неуспеваемости и т.д.);
  3. преодоление аффективности ребенка (вспыльчивости, драчливости, обидчивости), которая часто является не только причиной, но и следствием психологической изоляции;
  4. выработка уверенности в себе, отсутствие которой делает их слишком застенчивыми;
  5. использование косвенных мер: например, предложить авторитетным сверстникам поддерживать робкого ребенка.

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Поведение детей при обучении начальной школы по своей сути является коллективно-групповым. Во-первых, общение со сверстниками очень важный специфический канал информации; по нему дети узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Различные виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимые взрослому коммуникативных качеств. В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Создание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает ребенку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Важным фактором социально-психологической адаптации является положение в классе. Неблагоприятное положение в классном коллективе - одна из главных причин школьной дезадаптации. Определение статуса зависит от ряда факторов. Во-первых, существует социальное расслоение, проявляющееся как в неравенстве материальных возможностей, так и в характере жизненных планов, уровне притязаний и способов их реализации. Во-вторых, складывается особая внутришкольная и внутриклассная иерархия, основанная на официальном статусе учащихся, их учебной успеваемости или принадлежности к "активу".В-третьих, происходит дифференциация авторитетов, статусов и престижа на основе неофициальных ценностей, принятых в самой ученической среде.

Социометрическим исследования показали, что процент взаимных выборов мальчиков и девочек невысок, при этом девочки несколько чаще выбирают мальчиков, чем мальчики девочек. Устойчивость предпочтений, в том числе и выбора друзей, у мальчиков слабее.Таким образом, трудности общения ребенка младшего школьного возраста могут стать причиной школьной дезадаптации. Неприятие ребенка группой одноклассников приводит к поиску им общения в других группах, часто имеющих антисоциальный характер, в следствии чего у школьника снижается интерес к учебе, повышается неуспеваемость, отмечаются поведенческие расстройства. Хотя в этом возрасте многие социально-психологические характеристики мальчиков и девочек совпадают, ряд из них обнаруживает различия. Пол учеников не влияет на их статус в классе. Социометрическим исследования показали, что процент взаимных выборов мальчиков и девочек невысок, при этом девочки несколько чаще выбирают мальчиков, чем мальчики девочек. Устойчивость предпочтений, в том числе и выбора друзей, у мальчиков слабее, у девочек тесно коррелирует с общей устойчивостью. Школьницы, нуждающиеся в одобрении, были наиболее популярны среди сверстниц, ибо для девочек важнее быть социально приемлемыми. У мальчиков же такие лица наименее популярны. Выбирая партнеров для общения и игр, дети ориентируются на те личностные качества и модели поведения, которые соответствуют женскому и мужскому полу. Отношения между мальчиками строятся, как правило, на признании умений организовать, достичь положительного результата, отстоять свое мнение, защитить себя. Девочек в отношениях с девочками привлекают, прежде всего, душевные качества, внешность.

Мальчики, как правило, избегают девочек, стараются их не замечать, предпочитают не принимать их в свои мальчишеские игры. Исключение составляют те мальчики, которые не пользуются особым уважением сверстников. Их часто не принимают в мальчишеские группы. Для игр мальчиков более характерна групповая деятельность. Игры девочек происходят в группах меньших по размеру, в них меньше агрессивности, больше взаимности и доверительности. Многие девочки настороженно относятся к мальчикам. Чувствуется не боязнь, но, скорее, некоторое недоверие к мальчикам, ожидание агрессивности с их стороны. В то же время девочки проявляют интерес к мальчикам и к их занятиям. К концу первого полугодия школьницы уже знают всех мальчиков своего класса не только по фамилии, но и по имени. Мальчики, за некоторым исключением, знают лишь некоторых девочек. Опыт совместной деятельности у младших школьников еще ограничен, особенно за пределами общения на уроках, экскурсиях, прогулках и т. п. Порой между ними возникают конфликты. При этом у девочек жалоб больше, чем у мальчиков. Они жалуются не только на мальчиков, но и друг на друга, и часто по пустякам. Анализ этих конфликтов показывает, что в их основе лежит не какая-то преднамеренная отчужденность или неприязнь мальчиков и девочек друг к другу. Чаще всего это просто перенос чисто мальчишеских форм общения в сферу общения с девочками. Мальчики пытаются вступить с ними в борьбу, померяться силой и т. п. Девочки же воспринимают эти не совсем обычные для большинства из них формы общения не как игру, а как попытку обидеть их.

По мнению В.В. Абраменковой, причиной различий является не половая принадлежность, взятая сама по себе, а те различия в социальном статусе и полоролевой позиции, которые заданы исторически сложившимися в культуре формами взаимоотношений у мужчин и у женщин, нашедшие свое отражение в поведении современных дошкольников. В связи с этим корректнее было бы говорить не о прямом влиянии пола на проявление межличностных гуманных отношений в детской группе, а о влиянии исторически сложившегося способа общения и взаимоотношений индивидов в зависимости от их половой принадлежности.

Приложение.