Дидактическая игра "Мистер столяр"

Разделы: Математика


Дидактическая цель: обобщение знаний, умений, навыков учащихся по теме «Площади простых фигур».

Ход игры

I. Вводная беседа.

В начале урока учителю можно организовать виртуальное посещение строительных колледжей, лицеев с целью знакомства учащихся с многообразием строительных профессий. Посещение сайтов можно сопровождать рассказом о наиболее востребованной в настоящее время на рынке труда профессии столяра.
«Столяры требуются на фабриках по производству мебели, окон, дверей, других изделий из дерева. Они работают на строительных объектах, где выполняют монтаж и ремонт деревянных конструкций. Столяры востребованы и машиностроительной отрасли при изготовлении техники, моделей техники. Они работают в организациях, занимающихся ремонтом квартир, домов и офисов; изготавливают паркетные плиты и выполняют внутреннюю отделку помещений». Следует рассказать учащимся, что такое паркет и показать виды паркетных покрытий.

Учащимся предлагается принять участие в игре «Мистер Столяр» в роли столяров.

II. Игровая задача.

На этом этапе раскрывается игровой замысел, который придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определенные требования в отношении знаний; перед учащимися ставятся учебные задачи, которые надо решить в процессе игры.

Игровая задача. «Получен заказ на выполнение работ по настилке полов паркетом в игровой комнате детского сада размером 5,75 м * 8 м. Форма и размеры паркетных плиток указаны на рисунке 1. Число треугольных плиток – минимальное, количество остальных плиток – одинаковое».

Рисунок 1

Учебные задачи:

  1. Рассчитать количество паркетных плиток согласно условиям заказа.
  2. Используя полученные результаты изготовить модель паркетного пола в масштабе 1:10.

III. Правила игры.

Наличие правил создаёт условия для самоорганизации учащихся, что в свою очередь способствует формированию в игре отношений содружества.

Задачей этого этапа является определение порядка действий и поведения учащихся в процессе игры с учетом дидактической цели и индивидуальных возможностей, задается рабочая обстановка.

  1. В игре участвуют 2 бригады, во главе которой стоит бригадир. Бригадир отвечает за дисциплину в своей бригаде и за выполнение учебных задач.
  2. Каждая бригада выполняет необходимые расчеты и изготавливает модель. Полученные расчеты необходимо сдать учителю.
  3. Время выполнения расчетов – 15 минут, время изготовления модели паркета – 15 минут.
  4. Результат должен быть получен обязательно!
  5. В игре побеждает та бригада, которая правильно и быстрее выполнит учебные задачи.

Рекомендуется учащихся разделить на две группы с приблизительно одинаковым уровнем знаний. Бригадиров выбирают учащиеся. Желательно, после ознакомления с правилами игры провести короткий инструктаж с бригадирами для точного понимания ими учебных задач. Остальные учащиеся в это время могут приступить к вычислению площадей данных фигур: прямоугольного треугольника, равнобедренной трапеции, параллелограмма, прямоугольника.

Игровые действия.

На этапе игровых действий учащиеся должны применить свои знания, умения, навыки по теме «Площади простых фигур».

1) Для выполнения задачи «Рассчитать количество паркетных плиток согласно условиям заказа» учащимся необходимо вычислить площади геометрических фигур, определить, как укладываются плитки - по длине или ширине пола, как будут чередоваться они в каждом слое, сколько слоев плитки укладывается на заданной площади.
S1 = 150 см2 – площадь прямоугольного треугольника.
S2 = 700 см2 – площадь параллелограмма.
S3 = 700 см2 – площадь равнобедренной трапеции.
Плитки укладываются слоями шириной 20 см. Слоев всего будет 40. Площадь каждого слоя – S = 575 *20 = 11500см2. В каждом слое трапеция чередуется с параллелограммом, по бокам – прямоугольные треугольники (рисунок 2).

Рисунок 2

2) В каждом таком слое 2 треугольные плитки, 8 плиток в форме трапеции и 8 плиток в форме параллелограмма. Общая площадь – S = 2 * 300 + 8 * 700 +8 * 700 = 11500 см2. Общее количество плиток: 80, 320, 320 штук.

Для выполнения задачи «Изготовить модель паркетного пола в масштабе 1:10» каждая бригада использует заранее заготовленные модели геометрических фигур, выполненные в масштабе 1:10. Фрагмент такой модели показан на рисунках 3 и 4.

Рисунок 3

Рисунок 4

На этом этапе учителю важно следить за сохранением интереса детей к игре. В случае угасания или отсутствия интереса своевременно принимать действия, ведущие к изменению обстановки.

V. Финал игры.

Бригадир каждой бригады представляет результат работы своей бригады: рассказывает как производились вычисления, демонстрирует изготовленную модель паркетного пола. Определяется победитель игры.

VI. Итог игры.

Здесь обсуждается, какие знания, умения, и навыки в области математики учащиеся обобщили, закрепили, освоили, результат усвоения математических знаний. Какие качества обеспечивают успешность человека в профессии столяра. Необходимо поговорить о лучших моментах и недочетах игры, о причинах невыполнения учебных задач, стоящих перед учащимися. Выставить отметки отдельным учащимся.

Литература:

  1. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – М.: Просвещение, 1990.