Цели урока:
- Формировать умения писать строчную букву в, соединения и слова с изученной буквой.
- Развивать УУД.
- Формировать умение ставить орфографическую задачу, обнаруживать орфограмму.
Ход урока
I. Организационный момент.
Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.
Выполняют действия, которые отражены в стихотворении.
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу: класс наш хоть куда,
Мы начнём урок письма.
II. Актуализация знаний.
Цель: актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания: внимание, мышление; организовать фиксацию актуализированных способов действий в знаках: составление схем, организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися задания(УУД регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Устная работа. Отгадывание загадок и составление схем слов.
Учитель предлагает учащимся отгадать загадки; в процессе работы отгадки-картинки учитель вывешивает на доске:
1. Я весь день ловлю жучков
Уплетаю червячков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь, под крышей, обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый ... (Воробей.)2. Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая.
Крикунья хрипловатая-
Известная персона.
Это ... (Ворона.)3. Чёрная птица меня не боится,
Моргнёт удивлённо и каркнет ... (Ворон.)
- На какие группы можно разделить эти слова? (Слова, в которых два слога (ворон) и слова, в которых три слога (воробей, ворона); слова женского рода (ворона) и слова мужского рода (ворон, воробей).)
Учитель, опираясь на ответы учащихся, «разводит» слова по группам. К доске приглашаются учащиеся, чтобы составить схемы слов и наглядно разделить слова на слоги, поставить ударение, ещё раз выполнить проверку.
- Что общего в словах? (Все слова начинаются с одинакового звука [в].)
- Какой это звук? (Это согласный звонкий твёрдый звук.)
- Назовите мягкую пару звука. (Согласный звонкий мягкий [в’].)
- Как буквой обозначаем звуки[в] [в']. (Звуки обозначаем буквой в.)
- Вставьте её в схему.
1 ученик выходит к доске и вставляет карточку из разрезной азбуки в схему.
- Обозначьте письменными буквами все согласные звуки. (Затруднение. Мы не умеем писать строчную букву в.)
Трое учащихся выходит к доске для записи букв.
III. Проблемное объяснение нового знания.
Цель: сформулировать и согласовать цели урока, организовать уточнение и согласование темы урока, организовать использование предметных действий с моделями, организовать фиксацию преодоления затруднения, организовать усвоение детьми нового способа действий: правильного написания буквы –в (УУД личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).
- Какую цель тогда мы ставим перед собой? (Научиться писать –в- строчную.)
- Какова тема этого урока? (Письмо строчной буквы –в-.)
1. Подготовка руки к письму.
Большаку дрова рубить.
А тебе воду носит,
А тебе печь топить,
А тебе тесто месить,
А малышке песни петь.
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.
2. Работа с моделями.
Рассматривание буквы. Карточка с письменной буквой вывешивается на доску.
- Что вы можете рассказать об этой букве? (Состоит из элементов: длинная линия с петлёй вверху и малого овала.)
Учитель предлагает смоделировать прописную букву –в-, используя заранее заготовленные элементы букв: длинной линии с петлёй вверху, овала (можно организовать работу в группах).
Показ учителем правильного написания строчной буквы –в-, которое сопровождается словами: начинаем на середине рабочей строки, снизу вверх пишем плавную линию, отклоняясь вправо, дойдя до середины широкой строки закругляем влево и опускаем прямую линию вниз, пересекаем плавную линию на верхней линии рабочей строки, не дойдя до нижней линии рабочей строки закругляем и пишем овал в право.
3. Упражнение в написании буквы. Работа в тетрадях по письму.
- Откройте тетради и допишите петельку в первой строке так, что бы получилась буква в.
После этого объясняется начертание буквы под счёт (и - раз, - и - два). Дети считают вслух и делают соответствующие движения ручкой в воздухе.
Если позволяет время, можно пригласить к доске трёх учащихся и предложить им написать строчную букву –в-.
- Во второй строке пропишите букву в.
- Обведите самую красивую букву.
- Помогите соседу по парте найти самую красивую букву.
Физкультурная минутка.
Выполнение двигательных упражнений.
Руки подняли и помахали -
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает листву.
Плавно руками помашем -
Это к нам птицы летят
Как они сядут, покажем -
Крылья мы сложим назад.
IV. Закрепление написания.
Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий: правильного написания слов со строчной буквой –в-, развивать связную речь, формировать умение ставить орфографическую задачу, обнаруживать орфограмму.
1. Обозначение согласного звука буквой.
2. Звукобуквенный анализ слов.
3. Письмо по точкам.
Упражнение в написании соединений букв. Работа в тетрадях по письму. Учитель объясняет соединение букв, соединения со строчной буквой –в-); учащиеся прописывают в тетрадях соединения букв.
- Прочитайте чистоговорку. Повторим её и запомним.
Показ учителем правильного написания соединений.
4. Продолжается работа в тетрадях по письму.
- Прочитайте задания. Прочитайте слова, сравните их. (По написанию слова похожи. Но они отличаются произношением. В первом слове ударный гласный во втором слоге, а во втором – ударный гласный в первом слоге. По значению слова тоже отличаются: вороны – это самки, а вороны – это самцы.)
- Составьте с этими словами предложение.
- Какие буквы не совпадают со звуками в первом слове? (В первом слоге слышим звук [а], а пишется буква о.)
- А какой буквой обозначали мы звук [а]? (Этот звук мы обозначали буквой –а.)
- А какой этот звук в слове? (Он безударный.)
Посмотрите, какой хитрый звук. Вместо себя он может на «письменную работу» посылать разные буквы – а или о. Как вы считаете, можно ли при письме доверять этому звуку и писать как слышим? (Нет, доверять нельзя. Можем не ту букву написать.)
- Сделаем важный вывод: на месте безударного гласного звука а при письме есть
опасность выбрать не ту букву. А напишешь не ту букву может получится другое
слово или оно совсем исчезнет, станет «ненастоящим». Поэтому безударный гласный
при письме – это «опасное место».
Подчеркните «опасное место» красным цветом. Это сигнал, он указывает нам на
опасность. Поставьте это слово в единственное число. Произнесите с ударением.
(Много – вороны. А одна – ворона.)
- Что заметили? (В первом слоге гласный тоже безударный.)
- О чём нам надо помнить при записи слова? (Если гласный безударный, то это опасное место, надо правильно выбрать букву.)
- Слова у нас разные или имеют одинаковое значение. Назовите одинаковую часть. (Слова имеют одинаковое значение, у них общая часть –ворон-.)
- Значит и писать надо одинаково. Если в слове вороны пишется –о-, значит и в слове ворона надо писать –о-.
Аналогично разбирается второе слово. Учитель проходит по рядам, наблюдает за выполнением задания учащимися.
V. Первичное знакомство с однокоренными словами. Слабая позиция согласных звуков.
Цель: организовать усвоение правильного написания слов со строчной буквой –в-, формировать умение ставить орфографическую задачу, обнаруживать орфограмму.
- А как вы думаете, «опасные места» есть у согласных? (Нет, у согласных не может быть опасного места, они же не бывают безударными.)
- Прочитайте следующее задание. Прочитайте слова. Поставьте ударение, назовите и отметьте опасные места.
Дети называют «опасные места» безударных гласных и подчеркивают красным цветом.
- Что заметили в словах? (В словах есть одинаковая часть.)
- Что обозначают слова? (Идёт объяснение значения слов при помощи одного слова лов.)
- Такие слова называют родственными словами, а общую часть – корнем.
- Какие звуки обозначает наша новая буква? Что заметили? (Буква Вв словах обозначает звуки [в и ф].)
- Значит можем сделать важный вывод, что и у согласных написание может расходиться с произношением, значит это тоже «опасные места».
Дети подчёркивают опасное место согласного.
- Какой звук идёт после согласного, где нет расхождения в написании и произношении. (После согласного [в] идёт гласный.)
- Значит согласный стоит в сильной позиции. А на конце слова согласный стоит в слабой позиции и может вместо себя на «письменную работу» посылать другую букву.
Учитель проходит по рядам, наблюдает за выполнением задания учащимися.
V. Итог урока.
Цель: способствовать формированию рефлексии (УУД – регулятивные, коммуникативные).
Учащиеся проговаривают цель урока, достигнут или нет результат, о трудностях, с которыми встретились на уроке.
- Какая цель была поставлена на уроке?
- Вы научились писать строчную букву –в-?
- В чём вы испытывали затруднение на уроке?