План выступления:
- Приветствие родителей. Озвучивание темы выступления. “Счастливый ребенок – это…”.
- Работа с планшетом (определение родителями признаков счастливого ребенка).
- Мини-лекция для родителей “Как родителям помочь ребенку стать счастливым”.
- Показ родителям видеоматериала “Кто такой счастливый ребенок по мнению воспитанников детского сада”.
- Раздача памяток родителям.
Ход выступления
Здравствуйте, уважаемые родители. Тема моего выступления “Счастливый ребенок – это…”
Чаще всего у родителей и у детей разные представления о счастье. Родители иногда считают, что если ребенок вкусно накормлен, тепло одет и получил на день рожденья желаемый подарок – то он счастлив. На самом деле не так легко определить, счастлив ребенок или нет.
Давайте вместе попробуем назвать признаки счастливого ребенка. (Родители называют, я записываю на планшете).
В общих чертах: счастливый ребенок – это такой
ребенок, который:
– знает, что его любят (независимо от
совершенного проступка);
– чувствует свою защищенность;
– участвует во “взрослых делах”;
– ощущает свою уникальность;
– чувствует поддержку со стороны родителей в
преодолении незнакомых ситуаций;
– оценен коллективом.
Все верно. Молодцы!
Уважаемые родители, важно понять, что именно Вы можете помочь своему ребенку стать счастливым.
Что же для этого нужно? (Далее следует мини-лекция для родителей).
Безусловная любовь
Любите ребенка таким, какой он есть. Все просто. Когда ребенка принимают и любят не за что-то, а просто за то, что он есть, – у него рождается чувство своей нужности, полноценности, уникальности, которое становится корнем, основой жизни человека. Именно через такую любовь происходит утверждение человека. Малыши, лишенные абсолютной и безусловной любви, вряд ли вырастут счастливыми людьми.
Каждому ребенку просто необходимо ощущать себя самым дорогим для мамы и папы человеком, самым нужным и самым хорошим. Для этого родителям следует постоянно, открыто, в том числе и словами, выражать свою любовь к ребенку.
Вера в себя
За первые пять-шесть лет малыш формирует представление о себе исключительно на основе той информации, которую получает от родителей. Верная самооценка ребенка – это основа его успешного жизненного пути, важнейший регулятор его поведения и отношений с людьми, мерило самоуважения.
Когда родители внушают ребенку, что он всегда делает все хорошо и правильно, восторженно восхищаются его посредственными способностями, принимают во всем его сторону – малыш вырастает испорченным эгоцентристом, с завышенной самооценкой и чувством превосходства над окружающими. Как правило, такой человек не умеет ладить с другими людьми, не вызывает у них симпатии. А отсюда вытекает и жизненное несчастье: человек, не способный установить добрых и равноправных отношений с людьми, не может быть счастливым.
А если родители, наоборот, излишне критичны и требовательны к своему ребенку, равнодушны к его успехам, редко одаривают похвалой или ласковым словом, то малыш растет никому не нужным, беспомощным, с очень низкой самооценкой. Внутренний потенциал такого ребенка остается нераскрытым. Для него достаточно одной маленькой промашки, чтобы зачеркнуть все предыдущие успехи. Ребенок начинает воспринимать себя и весь мир отрицательно. “Я плохой. Я ничего не умею делать правильно. Это я во всем виноват…” – вот некоторые из его ежедневных мыслей. А такой ход рассуждений способен создать человеку судьбу, состоящую из одних разочарований. Маленький человек способен ощутить и понять, любят ли его, радуются ли ему, относятся ли к нему с уважением. Однако мало говорить ребенку, что его обожают. Создайте условия для успеха ребенка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым. Если в первые девять лет жизни ребенку дана свобода совершать ошибки без последствий, в нем развивается приятное ощущение уверенности в себе, он без страха экспериментирует и реализует все, что в нем заложено. По возможности учитывайте пожелания детей – так они смогут выработать чувство собственной значимости (“Что нам приготовить на ужин?”, “Чем мы займемся на выходных?”). Если малышу показать, что он должен делать, и при этом говорить, что Вам нравится, как он это делает, что он сообразительный малыш, что вот здесь он ошибся, но ничего страшного, все поправимо, что Вы готовы ему помочь, – Вы даже не можете представить себе потенциальные возможности такого ребенка!
Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности. Ваша вера способна превратить возможность в действительность. И непременно уважайте и цените себя. Малыш будет перенимать это у Вас.
Позитивный взгляд на жизнь
Дети отличаются феноменальной способностью радоваться жизни, но если не поддерживать ее с младенчества, ребенок может замкнуться в себе, улыбаться будет все реже, не будет замечать позитивного в жизни, а станет “зацикливаться” только на трудностях и проблемах. Стоит с детства приучать ребенка думать о хорошем, о предстоящих успехах, учить видеть не только плохие стороны жизни. Старайтесь быть оптимистом и воспитывайте эту особенность у Вашего малыша. Оптимисты опираются на хорошие воспоминания, неприятности считают случайностью и верят в лучшее будущее.
Смейтесь над проблемами. Это полезно – посмеяться над собственными ошибками, чтобы Ваш ребенок тоже научился смеяться над своими. Смех часто является лучшим лекарством при отрицательном отношении к жизни, вызванном страхом. Если мы перестанем воспринимать самих себя чересчур серьезно, наши дети поймут, что и они могут делать ошибки, смеяться над ними, затем собираться с силами и продолжать жить. Если детей не стыдят и не наказывают за ошибки, это дает им возможность научиться важнейшему искусству – умению любить себя и принимать собственное несовершенство. Почаще улыбайтесь своему малыш и думайте о хорошем!
Борьба с препятствиями и достижение результата
Не нужно постоянно ограждать ребенка от трудностей и неприятностей. Позднее ему не будет хватать стойкости в тяжелых жизненных ситуациях. Трудности приносят и положительный опыт, закаляют, добавляют решительности и ответственности. Просто нужна разумная поддержка. Необходимо найти золотую середину между безоговорочным контролем и ситуацией, когда ребенка оставляют с проблемами наедине. При этом к чувствам ребенка надо относиться очень бережно.
Дети очень любят добиваться результата – надо помочь ребенку поставить цель и добиться ее. Ребенок с удовольствием будет смотреть, как справляется с чем-то взрослый, и подражать. Идеальный вариант – это совместная деятельность. Малыши любят такое сотрудничество. Будь то наведение порядка в доме или выпечка торта – учите малыша основам достижения целей, осуществлению задуманного. Помогайте ему словом и делом, но не делайте ничего вместо него, потеряв терпение. Наилучший способ научить малышей быть тружениками, благополучно достигающими конечной цели, – это стать их партнерами. Как только дети с успехом научатся справляться с препятствиями, они будут воодушевлены своими победами и постараются сделать все от них зависящее на пути к достижению более серьезных целей. Все это обязательно положительно отразится на судьбе взрослого человека.
Занять себя
Ребенка обязательно нужно научить этому. Он должен открыть, что работа и полное погружение в какое-либо занятие доставляют удовольствие. Когда человек углублен в свое любимое занятие, он спокоен, уравновешен, бодряще напряжен. Множество людей не обладают элементарной способностью занять себя или посвятить определенной задаче, поэтому становятся жертвами скуки. Дети, которым скучно, хнычут, цепляются за мамину юбку. Вместо того, чтобы рисовать на бумаге, они предпочитают пачкать обои. Вместо того, чтобы спокойно есть за обеденным столом, кривляются и всех нервируют. Чтобы подобного не происходило, детишки должны учиться занимать себя: играть, рассматривать картинки, мастерить, рисовать, помогать по дому. А родители должны давать им возможность уходить с головой в любимое занятие.
Самостоятельность
Ребенку необходимо предоставить возможность делать что-либо самостоятельно. Он должен приобретать собственный опыт, в том числе и негативный. Искусство взрослых состоит в том, чтобы давать детям маленькие советы, чуть-чуть помогать, когда что-то не ладится. Главное – помощь должна быть такой, чтобы она не перекрывала собственное участие ребенка в решении задачи.
Риск новизны
Каждый ребенок нуждается в новых впечатлениях и ощущениях. Дети ведут себя в этом случае по-разному. Один каждый раз норовит исследовать незнакомую территорию, а другой при этом испытывает опасения. Ребенок может бесстрашно взбираться на дерево, но стесняться людей. А может быть общительным, но бояться прокатиться на каруселях. Важно понять, в чем проблема – и оказать ребенку поддержку. Если Ваш ребенок робок – помогите ему, ненавязчиво продвигая в направлении чего-то нового.
Маленькому ребенку для счастья требуется не только здоровье, но и надежные руки родителей, их забота, теплота и ласка, а еще радость, новые впечатления и общение.
Воспитанникам нашего детского сада был задан вопрос “Как вы думаете, кто такой счастливый ребенок?”. Их рассуждения, я предлагаю посмотреть в следующем видеоматериале (Приложение 1).
Раздача памяток для родителей.
Пусть Ваши дети будут счастливыми!