Урок технологии "Приготовление блюд из круп – каши на воде. Солдатская каша". 6-й класс

Разделы: Технология, Коррекционная педагогика

Класс: 6


Цель: Научить готовить учащихся пищу с минимумом тепловой обработки на электроплите – каша на воде (солдатская каша).

Задачи:

  1. Образовательная: Формировать умения приготовления простейших блюд из круп, дать представление о солдатской каше.
  2. Коррекционно-развивающие: Продолжать развивать произвольное внимание, мышление (анализ, синтез, сравнение).
  3. Воспитательная: Воспитывать уважение к поколению военных лет.

Оборудование: мультимедиапроектор.

Наглядный материал: технологическая карта, карточки с названиями продуктов, необходимых для приготовления каши, карточки с этапами варки каши, презентация, мешочки из ткани с наборами различных круп.

План урока:

  1. Организация начала занятия.
  2. Сообщение темы и задач занятия.
  3. Актуализация знаний.
  4. Изучение нового материала.
  5. Физкультминутка.
  6. Закрепление.
  7. Подведение итогов.

Ход урока

1. Организация начала занятия.

- Доброе утро, дорогие ребята! Начнем наш урок, я уверена, что он пройдет хорошо.
- А сейчас: Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!

Минута релаксации (Звучит запись “Звуки весны”)

- Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг-другу.
- Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.

(Дети делают вдох и выдох три раза).

2. Сообщение темы и задач занятия. (Слайд №1)

3. Актуализация знаний.

- Каша – одно из наиболее распространенных блюд русской кухни. Без каши трудно представить нашу еду. У многих людей каша- это ежедневная еда. Каждый знает известную русскую пословицу: “Щи да каша – пища наша”. И это действительно так. Каша питательна, легко усваивается организмом. Ее можно подать и на завтрак, и к обеду, и к ужину. Одинаково охотно едят ее и дети, и взрослые.

- Какую вы любите кашу? А из каких продуктов готовят вашу любимую кашу?

Во время беседы на доске выстраивается схема из карточек с названиями продуктов, необходимых для приготовления каши.

- Таким образом, обязательными продуктами для приготовления любой каши являются: ….. (Дети по схеме перечисляют набор продуктов).
- Сейчас мы с вами поиграем в игру “Волшебный мешочек”.

(Учащимся по очереди предлагается взять один из мешочков, которые сшиты из ткани, и в которые помещены различные виды круп, и, пощупав его, назвать название крупы).

- По каким признакам вы определили, что в мешочке находится данная крупа?
- Сегодня, ребята, мы с вами будем учиться варить кашу на воде и узнаем, что такое солдатская каша.

4. Изучение нового материала.

- В 2010 году – мы празднуем 65-летие Победы в Великой Отечественной войне. (Слайд №2).
- Кто скажет, с кем воевал советский народ? (Ответы детей).
- Но как говорится- война войной, а обед по расписанию. Эта давно известная истина как нельзя лучше демонстрирует, что боевой дух солдата поддерживает не только "большая идея", но и правильно организованное питание. И сегодня мы с вами научимся готовить простую солдатскую кашу.

- Какая же она солдатская каша? Из какой крупы ее варят?
- “Солдатская каша” – словарная работа, записать в тетрадь.

Но не только в этом секрет солдатской каши. Мы с вами будем варить кашу в кастрюле на электроплите. А для солдат кашу варят в полевой кухне.

- “Полевая кухня” – специальное транспортное средство либо прицеп, предназначенный для приготовления пищи в военных частях, в походных условиях. (Словарная работа, записать в тетрадь).
- Посмотрите на фотографии- первая, времен Великой Отечественной войны. (Слайд №3).
- Мы видим солдата, готовившего кашу, в полевой кухне, и рядом фотографию полевой кухни из музея. Каждый год 9 мая в разных городах, в том числе и в Красноярске, когда празднуют очередную годовщину Победы над фашизмом, в места гуляния привозят полевые кухни и готовят солдатскую кашу. Посмотрите на фотографии, как это происходит.

(Слайд №4).

Вкус каши, сваренный в полевой кухне, совсем другой. Попробовать настоящую солдатскую кашу, сваренную в полевой кухне, вы сможете тоже, если 9 мая придете на всенародные праздники во всех районах нашего города.

- Сегодня мы с вами научимся готовить солдатскую кашу на воде из гречки с тушенкой. Как вы думаете, какие продукты нам будут нужны для ее приготовления? Давайте “сходим” за ними в наш магазин.

Игра “Магазин”. (Оборудован небольшой стол - прилавок с различными муляжами из упаковок продуктов, в числе которых находятся нужные нам: крупа гречневая, тушенка, соль, перец, масло.)

Учащимся предлагается сходить и выбрать – “купить” необходимые продукты.

- Молодцы! Вы справились с заданием. Все, что нам необходимо для приготовления каши, вы купили.
- А сейчас немного отдохнем. Все станем на физминутку.

5. Физминутка.

- Представьте, что вы солдаты, давайте помаршируем.

(Слайд №5)

Отдых наш – физкультминутка.
Занимай свои места.
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два! Раз и два!
Прямо спину все держите,
Раз и два! Раз и два!
И под ноги не смотрите,
Раз и два! Раз и два!

- Садитесь! Итак, с продуктами мы разобрались, а как правильно приготовить солдатскую кашу? Как ее будем варить? (Ответы детей).
- Я сейчас вам раздам каждому по технологической карте. (Приложение 1) прочитайте и подумайте, все ли вы рассказали правильно?

Технологическая карта.

Состав:

  • Гречневая крупа – 1 стакан;
  • Вода – 3 стакана;
  • Тушенка – 1 банка;
  • Соль, перец по вкусу.
  1. Гречневую крупу промыть.
  2. Залить водой из расчета один стакан гречневой крупы на 3 стакана холодной воды.
  3. Поставить кастрюлю с крупой и водой на огонь и довести до кипения.
  4. Убавить огонь и варить 15 минут.
  5. Когда вода почти выкипит, добавить тушенку, масло. Хорошенько размешать и накрыть крышкой.
  6. Через пять минут выключить огонь и дать настояться под крышкой.

- Прочитали? Что вы упустили в своих ответах?
- Давайте повторим еще раз порядок работы (Повторное чтение технологической карты).
- Какие правила безопасной работы нужно помнить? (Ответы детей).

На доске вывешиваются правила безопасной работы.

  1. Работать с консервным ножом аккуратно, держа в руках полотенце или прихватку;
  2. Работая с горячей посудой, пользоваться прихватками;
  3. Плиту включать и выключать сухими руками.

6. Закрепление.

- А теперь положите свои технологические карты на край парты. Давайте еще раз повторим порядок работы, выполнив следующее задание. У доски лежат карточки, на которых написаны этапы приготовления солдатской каши. Вы по очереди выбираете нужный этап, а остальные должны проверять, правильно ли он выбран? (Ребята по очереди выбирают каждый этап работы).

“Буквенное задание”

“Л” – Поставить кастрюлю с крупой и водой на огонь и довести до кипения.
“С” – Крупу промыть.
“Т” – Через пять минут выключить огонь и дать настояться под крышкой около 30 минут.
“О” – Залить водой из расчета один стакан перловой крупы на 6 стаканов холодной воды.
“А” – Когда вода почти выкипит, добавить тушенку, масло. Хорошенько размешать и накрыть крышкой.
“Д” – Убавить огонь и варить 30-40 минут.

- Если вы все сделали правильно, то должно получится ключевое слово- шифр из букв. Предлагаю составить это слово.

Ключевое слово “________________”

- Кто назовет мне ключевое слово? (СОЛДАТ)
- Молодцы! Правильно, это слово “СОЛДАТ”

7. Подведение итогов.

- Итак, наше занятие подходит концу, давайте подведем итоги.
- На втором- практическом занятии мы пройдем на кухню и будем готовить солдатскую кашу из перловой крупы с тушенкой.
- Я предлагаю вам 9 мая принять участие в празднике, посвященному дню Победы и самим попробовать солдатской каши, сваренной в полевой кухне.
- Вот и подошло к концу занятие. Вы хорошо работали, молодцы! Спасибо вам.

(Слайд №6)

Литература:

  1. Хилько А.А. и др. Преподавание социально- бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя.- СПб.: филиал издательства “Просвещение”, 2006.- 223с.
  2. Воронкова В.В., Казакова С.А. СБО учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. -М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2006.-247с.
  3. http://www.top4man.ru/eda/retsepty/Soldatskaya-kasha/