Вид занятий: Беседа об искусстве.
Цель: расширение знаний у учащихся о разнообразии видов и жанров изобразительного искусства, а также знакомство с выдающимися произведениями этого искусства и великими мастерами.
Задачи:
- Образовательные:
- закрепить знания о видах и жанрах изобразительного искусства;
- продолжать работу над развитием умения различать виды и жанры изобразительного искусства;
- познакомить учащихся с отдельными жанрами, особенностями их выражения в произведениях изобразительного искусства (анималистический жанр),выработать у учащихся интерес к работам художников-анималистов;
- знакомить учащихся с техникой изображения животного в движении;
- Коррекционно-развивающие:
- осуществлять коррекцию недостатков сенсорного развития учащихся;
- формировать умения воспринимать и различать величину, форму, положение геометрических фигур при изображении и передаче движения животного;
- устранять недостатки владения техникой рисования.
- Воспитательные:
- продолжать воспитывать любовь к изобразительному искусству;
- способствовать повышению эстетической культуры воспитанников;
- прививать любовь к животным.
Форма работы на занятии: совместно-индивидуальная, групповая, коллективная.
Оборудование и материалы: мультимедийная аппаратура (слайды репродукций картин, кроссворд), репродукции картин, рисунки и скульптуры В.Ватагина, стихотворения о жанрах изобразительного искусства, музыкальные записи, простой карандаш, альбомный лист, резинка.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1) Приветствие учащихся.
2) Проверка психологической готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы занятия, повторение ранее изученного
Учитель. Ребята, мы сегодня с вами превратимся в юных художников. Оденьте, пожалуйста, эти беретки и шарфы. Будем выглядеть настоящими художниками. Вы готовы к уроку? Садитесь удобно и внимательно слушайте меня.
(Стук в дверь. Заносят посылку с письмом.)
Ой, какая-то посылка и письмо. Давайте-ка прочитаем письмо.
«Здравствуйте, юные художники!
Я приготовила подарки для тех ребят, которые
активно будут работать на уроке, хорошо и
правильно будут отвечать на вопросы учителя.
Удачи вам!
С наилучшими пожеланиями Белка»
Ну, ребята, давайте постараемся заслужить
подарки Белки. А что там, мы узнаем в конце урока.
Итак, сейчас мы продолжим говорить с вами о
видах и жанрах изобразительного искусства.
С древнейших времен, по мере развития
изобразительного искусства, выделялись его виды.
Давайте вспомним, что такое вид? Нам
неоднократно доводилось видеть рисунки,
выполненные карандашом или углем на бумаге;
картины, написанные красками на холсте,
памятники – гранитные или мраморные; здания
храмов и музеев. Как вы знаете, все это –
произведения изобразительного искусства
различных его видов.
Мы с вами на уроках рассматривали различные
картины, отгадывали кроссворды в ноутбуке, а
сегодня у нас в классе большой экран. И нам всем
будет очень хорошо видны все картины и задания.
Просмотрите, пожалуйста, на экран и
определите, к какому виду мы отнесем
представленное изображение.
(Слайд 1. «Живопись») Ответы детей: Работа
выполненная в цвете, красками, на плоскости.
(Слайд 2. «Графика») Ответы детей: Работа
выполненная линиями, штрихами, на плоскости без
красок.
– А теперь взгляните на изображения различных сооружений, зданий и определите, к какому виду они относятся.
(Слайд 3. «Архитектура») Ответы детей: Искусство создавать здания, сооружения, комплекс сооружений.
(Слайд 4. «Скульптура») Ответы детей: Работа выполненная в объеме путем высекания, лепки, отливки.
– Молодцы, ребята! Мы с вами вспомнили виды изобразительного
искусства, которые изучали. А сейчас перейдем
к жанрам изобразительного искусства, с которыми
мы знакомы.
Давайте вспомним, что такое жанр.
Жанр – это несколько особенных признаков, присущих произведениям искусства, по которым мы отличаем одни из них от других. И в зависимости от того, что изображено на картине, можно определить ее жанр. Другим словом, отличаем мы жанры картин по их содержанию.
– Ребята, прослушайте, пожалуйста, стихотворение и отгадайте, о каком жанре изобразительного искусства идет речь.
(Слайд 7. «Пейзаж»)
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина называется пейзаж. (Изображение природы)
(Слайд 8. «Натюрморт»)
– Давайте все вместе прочитаем это стихотворение, громко и четко произнося слова.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это – натюрморт. (Изображение предметов: цветов, дичи, утвари)
(Слайд 9. «Портрет»)
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина называется портрет. (Изображение человека)
(Слайд 10. «Батальный»)
Если видишь на картине танки
В бой лавиною пошли
Или быстрые тачанки,
Или в море – корабли
Иль штыков мерцая сталью,
В бой пехота поднята –
Называется … (батальным)
Жанр картин таких всегда. (Изображение военных действий)
(Слайд 11. «Исторический»)
Жанр изобразительного искусства, посвященный знаменательным событиям прошлого и настоящего. (Изображение исторических событий)
(Слайд 12. «Марина»)
Жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид, а также сцену морского сражения или иные события, происходящие на море. Является разновидностью пейзажа.
(Слайд 13. «Бытовой»)
Если видишь на картине
Повседневный труд людской
За прилавком в магазине
Или в швейной мастерской,
На заводе или в школе,
Это навсегда усвой –
Жанр картины – …(бытовой)
III. Предъявление нового материала
– Сегодня мы на уроке узнаем еще об одном жанре
изобразительного искусства. Называется этот
жанр – анималистический. (Слайд 14)
Как вы понимаете это слово? Может где-то слышали
вы его (Ответы детей). Телевизор любите
смотреть? Есть кабельное телевидение? Канал
«Animal» смотрите? И кого там постоянно показывают? (Ответы
детей) Да, животных. Поэтому и назвали этот
канал «Animal» т.е. в переводе с английского языка –
животные.
Послушайте, пожалуйста, стихотворение. (Слайд 15)
Если видишь на картине
Нарисован слон,
Крокодил, жираф, горилла,
Кошка, иль питон,
Или звери Аргентины,
Иль пингвин Арктический,
Значит, жанр такой картины –
Анималистический. (Изображение животных)
Изображения животных встречались еще на стенах
пещер, в рисунках и в скульптуре древнейших
времен. Картины, где изображены животные,
называют анималистическим, а
художников – анималистами.
Давайте все вместе прочитаем это слово с доски.
Животных изображали карандашом, красками, углем
и одним из русских художников-анималистов был
Василий Ватагин, который очень любил животных и
всю свою жизнь изучал их повадки и пластику,
восхищаясь их цветовой окраской, гибкими
движениями, выразительностью силуэтов
(Слайд 16. В. Ватагин).
– Вы знаете, что у каждого животного есть свой характер? Животные, как и люди, бывают смелые и трусливые, добрые и злые.
(Слайды 17, 18, 19 с работами художника В. Ватагина. Рассматривание и обсуждение.)
– Обратите внимание на то, как художник, верно, передает всю пластику и выразительность образа животного с его характером (рассматривание картин). Характер зверя выражается через движение и форму тела, стремительного и гибкого или громоздкого и неуклюжего (пантера, крокодил, медведь), изящного или могучего; через пропорции: большая голова, длинные ноги и короткие лапы, выгнутая спина, большие и маленькие глаза; через выразительные детали: лохматую и гладкую шерсть, через форму ушей, когти, усы, блеск глаз. Художник не просто копирует, но эмоционально усиливает то, что выражает характер, делает видимым то, что понял, почувствовал. Именно поэтому художник внимателен к своим ощущениям.
Мир животных величественный и гордый. Ребята,
вы смотрели мультфильм «Маугли»? Вот этот
мультфильм иллюстрировал художник-анималист
В.Ватагин. (Слайд 20)
Рассмотрим следующие работы художника.
В одном рисунке художник В.Ватагин создал
суровый и грозный образ зверя, а в другом –
печальный.
(Слайд 21. В.Ватагин. Пантера. Тушь. Перо.)
На этом рисунке в образе грозной пантеры художнику удалось выразить свое отношение: он любуется ее силой, мощным телом и решительным характером.
(Слайд 21. В.Ватагин. Бегемот. Карандаш)
А на этом рисунке художник изобразил бегемота медлительным и неповоротливым. Ему удалось нарисовать животного грустным и печальным.
– Ребята, мы сегодня с вами узнали еще об одном
жанре изобразительного искусства, где
изображаются животные. Как он называется? (Ответы
детей).
– А как называют художников, которые изображают
животных? (Ответы детей).
Физкультминутка (Слайд 22)
– Сейчас мы с вами отгадаем кроссворд и проверим наши знания о видах и жанрах изобразительного искусства.
(Кроссворд «Жанры изобразительного искусства» на слайдах)
– Молодцы, ребята! Мы еще не раз будем возвращаться к этим терминам и использовать их на занятиях и в жизни.
IV. Актуализация знаний учащихся
– Скажите, пожалуйста, ребята. Вы любите животных? У вас есть домашние животные? Мы с вами уже говорили, что художник В.Ватагин очень любил животных и рисовал только их. Давайте мы с вами тоже попробуем нарисовать своих любимых животных. Мы выполним графическую работу. А какие материалы нам для этого нужны? (Ответы детей).
Возьмите листочки (1/2 альбомного листа), простой карандаш, резинку и попытайтесь нарисовать свое любимое животное. Приступая к работе, не забывайте о правилах изображения (напоминаются правила: не нажимать на карандаш, не махать карандашом, чтобы не поранить соседа).
Итак, расположите лист вертикально или горизонтально, кому как удобно.
Я люблю кошку. (Слайд 23) Посмотрите, как я буду рисовать ее. Кошка может быть ласковой и доброй. Но если ее котятам грозит опасность, она всем своим видом как бы говорит: «Не подходи, берегись!» (Слайд 24, 25)
Сначала мы рассмотрим ее (Рассматриваем игрушечную кошку). Сравним, на какие геометрические фигуры похожи части ее тела: голова, туловище, уши. Голова в форме круга, туловище в виде овала, уши в виде треугольников.
(Педагогический рисунок на доске. Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах)
Каким образом мы должны превратить эти геометрические фигуры в кошку и передать пластичность кошки? (Ответы детей).
Плавными линиями я соединяю эти геометрические фигуры и дорисовываю необходимые детали животного.
V. Практическая работа детей
Задания: выполнить графический рисунок любимого животного, используя геометрические фигуры (используется простой карандаш).
Целевые обходы педагога:
1) Проверка организации учащимися рабочего
места.
2) Наблюдение за правильностью выполнения
приемов работы.
3) Оказание помощи учащимся, испытывающим
затруднения.
4) Контроль за объемом и качеством выполненной
работы.
– Молодцы, ребята! Вы сегодня все очень хорошо поработали. Наведите порядок на рабочем месте.
VI. Итог занятия
1) Выставка работ учащихся.
2) Самоанализ деятельности учащихся.
3) Беседа по вопросам:
– Что вы нового узнали на уроке?
– Смогли ли вы решить сложную задачу изображения
животного с помощью геометрических фигур?
– Были ли у вас затруднения в работе, как вы их
преодолевали?
– Довольны ли вы своей работой?
– Какой из представленных рисунков вам
понравился более всего и почему?
– Ну, думаю, что пора нам узнать, что за подарки приготовила нам Белка.
«Здравствуйте, юные художники!
Я приготовила подарки для тех ребят, которые
активно будут работать на занятии, хорошо и
правильно будут отвечать на вопросы учителя.
Удачи вам!
С наилучшими пожеланиями Белка»