Внеклассное мероприятие "Откуда ты взялась, дорога?" 5-й класс

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель: познакомить учащихся со знаками дорожного движения.

Оборудование: медиапроектор, комплекты знаков дорожного движения.

План мероприятия:

I. Вступление.
II. Начало игры.
1. Раунд 1. «Приветствие команд».
2. Раунд 2. Историческая справка
3. Раунд 3. «Загадочный знак».
4. Раунд 4. «Площадь ребусов и загадок».
5. Раунд 5. «Моделируем знаки»
6. Раунд 6. Разгадай кроссворд
III. Заключение. Итоги. Награждение победителей.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Вступительное слово учителя.

Раунд 1. «Приветствие команд» (слайд 1)

Раунд 2. Историческая справка (слайды 2-3)

«Было это очень давно. Люди жили тогда в непроходимых лесах. Разводили скот, охотились, собирали мед, ловили рыбу.  В поисках подходящих мест для посевов топорами вырубали заросли. Расчищенное место называлось дором. Там селились, строили избы, сараи. Но не сидеть же на одном месте, нужно и на рыбалку ходить и добычу домой принести. Трудно было пробираться сквозь дремучие леса, но это было необходимо. И люди стали прорубать в лесах проходы. Их стали называть «путиками». Путики соединили между собой  доры (населенные пункты), их стали называть дорогами».
– Много дорог в нашей стране. Проехать по всем – это все равно, что два раза совершить путешествие на Луну и обратно.
– Какие дороги вы знаете? (Скоростные, автомагистрали, главные, второстепенные).
– Как вы думаете, какое главное качество дороги? (Ширина, покрытие).
А кто из вас знает, какая разница между улицей и дорогой? Улица – это дорога, которая идет мимо домов, вдоль лицевой их части, так сказать «у их лица». Она всегда проходит через города или поселки.
Ту часть улицы, по которой едут автомобили, автобусы, трамваи и т.д. называют проезжей частью. Проезжей, потому что по ней ездят Её мостят камнями, покрывают асфальтом. Пешеходы могут лишь переходить мостовую, а ходить они обязаны по тротуару.
А как появился тротуар?
«Раньше на улицах не было тротуаров. С каждым годом все больше появлялось на улице экипажей, и росло число несчастных случаев. В 1782 году в Париже построили новое здание театра. По улицам двигалось большое количество карет и пешеходов. Кареты сталкивали, давили людей. И люди вместо театра попали в больницу. Тогда городские власти разделили дорогу между каретами и пешеходами. Люди стали ходить по тротуару».
Французское слово «тротуар» так и переводится – дорога для пешеходов
– Сейчас тротуары есть во всех городах и поселках, деревнях. Это часть улицы безраздельно принадлежит людям. На оживленных улицах тротуары отделяют от проезжей части яркими ограждениями.
– Как нужно двигаться по тротуару? (Движение по правой стороне).
– Тротуары устраивают выше, чем проезжую часть для чего? (Для того чтобы в дождь с них быстрее стекала вода, чтобы машины случайно не заезжали на тротуар и не задевали прохожих, чтобы обезопасить пешеходов, оградить их от транспорта).
– В наше время трудно представить, что можно обойтись без тротуара.
– Если вы внимательно присмотритесь к тому, как движется по городу транспорт, вы заметите, что в кажущейся суматохе есть определенный порядок. Весь транспорт подчиняется строгому закону, который называется – «Правила дорожного движения».
«Сами правила родились на свет давно… Попытки ввести правила езды по улицам и дорогам создавались в то время когда по улицам ездили конные экипажи. Были эти правила, конечно, не такими, как сейчас, – намного проще. Но и тогда знать их обязаны, были все. В России царский указ предупреждал: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей взнузданными, со всяким опасением и осторожностью, смирно». За ослушание «виновные за первую вину будут биты розгами, за вторую кнутом, за третью сосланы будут на каторгу».
«Первые правила были созданы для извозчиков и ямщиков. (Слайд 3. Рисунок 1). Потом появились велосипеды (двухколесные, трехколесные). (Слайд 3. Рисунок 2). Первый автомобиль, паровой, был создан в 1769 г. французом Жан Кюньо. (Слайд 3. Рисунок 3). В 1885 г. немецкие изобретатели Карл Бенц и Даймлер создали автомобиль с бензиновым мотором – мотоколяску. (Слайд 3. Рисунок 4). Позднее появились автомобили с двигателем внутреннего сгорания. (Слайд 3. Рисунок 5).
С появлением автомобилей, появились новые правила. В Англии, например, когда появились первые автомобили, было издано специальное постановление, в котором говорилось:
«В городах перед механической повозкой должен бежать человек с красным флажком, дабы предупредить тем самым об опасности». (Слайд 3. Рисунок 6). Когда первые автомобили появились в Петербурге и Москве, городская дума предписывала их владельцам ездить по городу не быстрее 12 км/ч.»
Первый в мире светофор появился в Лондоне в 1868 году; в переводе с английского означает «носитель света»

Раунд 3. «Загадочный знак» (слайды 4-21)

Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем,
Вот она, азбука – над мостовой,
Знаки развешаны над головой.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.

– Давайте познакомимся с дорожными знаками.

Предупреждающие знаки – треугольные, а периметр треугольника красного цвета. Между собой знаки этой группы различаются рисунками внутри треугольника. Нарисованы бегущие дети – предупреждение водителю – приближается школа, детский сад. Автомобиль с извилистым следом шин в треугольнике предупреждает о том, что впереди скользкая дорога. На рисунке ты увидишь оленя или корову – значит, на дороге могут появиться животные.

У запрещающих знаков изображения и цифры, нарисованные внутри красного круга, точно и категорически говорят, что именно данный знак запрещает. Вы должны знать о знаках, запрещающих пешеходное и велосипедное движение. Белая широкая горизонтальная полоса в сплошном красном круге запрещает въезд.

– Следующая группа – предписывающие знаки. У этих знаков изображения и цифры расположены в круге синего цвета. Белые стрелки предписывают направление движения. Белые цифры на синем фоне предписывают водителю не максимальную, а минимальную скорость, или ехать медленно опасно.

Информационно-указательные знаки. Их основной цвет – синий, а форма – квадратная или прямоугольная. Эти знаки указывают, где пешеходный переход и место стоянки, направление к нужному населенному пункту и расстояние до него.
– Есть знаки, которые указывают очередность проезда перекрестков, пересечений отдельных проезжих частей, а также узких участков дорог. Их форма – треугольник, круг, квадрат и восьмигранник. Это знаки приоритета.

– Еще есть знаки сервиса, информирующие о расположении соответствующих объектов. Отгадайте эти знаки.

Знаки дополнительной информации (таблички), которые применяются для уточнения или ограничения других знаков. Случайных знаков не существует, все они придуманы для пользы дела. Тридцать лет назад было всего полсотни знаков, а сегодня больше ста. Почему? (Ответы детей).

Разгадать загадки

1. Нарисован человек, землю роет человек.
Может, здесь зарытый клад?
И старинные монеты в сундуке большом лежат?
Их туда, наверно, встарь спрятал важный государь! (Дорожные работы)

2. Я хочу спросить про знак.
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то. (Знак “Дети”)

3. Машины мчат во весь опор,
И вдруг навстречу знак.
Изображен на нем забор.
Шоссе закрыто на запор? (Знак “Переезд со шлагбаумом”)

– К какой группе относятся эти знаки? (Предупреждающие)

1. Здесь заправится машина,
Выпьет три ведра бензина.
Поможет знак машине каждой,
Если та страдает жаждой. (“Автозаправочная станция”)

2. Ната с куклою в тревоге:
Нужен доктор им в дороге.
Не смотрите грустным взглядом,
Помощь близко! Доктор рядом! (“Пункт первой медицинской помощи”)

3. Если и нужно вызвать маму,
Позвонить гиппопотаму,
По пути связаться с другом –
Этот знак к твоим услугам. (Телефон)

4. Если вдруг в пути машина
Закапризничать решила,
Там машину вам исправят,
Мигом на ноги поставят. (Техническое обслуживание автомобилей).

5. Тут вилка. Тут ложка,
Подзаправишься немножко,
Накормили и собаку,
Говорим «спасибо» знаку. (Пункт питания)

– К какой группе относятся эти знаки? (Знаки сервиса)

1. И зайчишку, и Маришку,
И соседского мальчишку
Четко знак оповещает:
Въезд машинам запрещает! (“Въезд запрещен”)

2. Можно встретить знак такой
На дороге скоростной
Где больших размеров яма
И ходить опасно прямо
Там, где строится район
Школа, дом иль стадион. (Знак “Движение пешеходов запрещено”)

3. Ездят здесь одни машины,
Грозно их мелькают шины.
У тебя велосипед?
Значит – стоп! Дороги нет! (“Движение на велосипеде запрещено”)

– К какой группе относятся эти знаки? (Запрещающие)

1. Вот большой зеленый сквер,
А напротив буква «Р».
Не простая буква «Р»,
А в квадрате буква «Р».
Неужели возле сквера
«Р» нельзя произносить. (Место стоянки)

2. Что за знак такой весит?
«стоп» Машинам он велит…
Пешеход идите смело
По дорожкам черно-белым. (Знак «Пешеходный переход»)

3. У посадочных площадок
Пассажиры транспорт ждут.
Установленный порядок
Нарушать нельзя и тут. (“Место остановки автобуса”)

– К какой группе относятся эти знаки? (Информационно-указательные)
1. Шли из школы мы домой,
Видим – знак над мостовой.
Круг, внутри – велосипед,
Ничего другого нет.  (Знак “Велосипедная дорожка”)

2. Ходят смело млад и стар,
Даже кошки и собаки…
Только здесь не тротуар –
Дело все в дорожном знаке (Пешеходная дорожка)

3. Отчего бы это вдруг
Стрелки дружно встали в круг? (Круговое движение).

– К какой группе относятся эти знаки? (Предписывающие)

Раунд 4. «Площадь ребусов и загадок»

Загадки

1. Пересечение двух дорог? (Перекресток)

3. У машины есть,
У телеги есть,
У велосипеда есть,
А поезда не счесть. (Колесо)

4. Через реку во всю ширь
Лег огромный богатырь.
Он лежит не дрожит,
По нему трамвай бежит. (Мост)

6. Он имеет по три глаза,
По три с каждой стороны.
И хотя еще ни разу
Не смотрел он всеми сразу –
Все глаза ему нужны.
Он висит тут с давних пор.
И на всех глядит в упор.
Что же это? (Светофор)

2. В снег и в дождь, в грозу и в бурю
Я на улице дежурю.
Мчатся тысячи машин.
Я проезд им разрешаю.
Если руку подниму, нет проезда никому. (Регулировщик)

5. Не широка в ширину.
Но зато длина в длину.
Где вода и глубина –
Деревянная она. (Дорога)

7. Этот конь не ест овса,
Вместо ног два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (Велосипед)

8. Где бы нам через дорогу
К магазину перейти?

9. Вот за этими ларьками,
Там, где стрелка у ворот
Мы на стрелке этой сами
Прочитали … (Переход)

10. Посмотри, силач какой:
На ходу одной рукой.
Останавливать привык
Пятитонный грузовик. (Регулировщик)

Ребусы (слайды 22-23)

1. Перекресток

2. Автобус

Раунд 5. «Моделируем знаки» (слайды 24-26)

Каждой команде раздаются 3 комплекта, из которых они должны правильно собрать знаки дорожного движения

Раунд 6. Разгадайте кроссворд (слайды 27-28)

Мы следуем дальше, дорога трудна,
Без отдыха нам невозможна она.
Вы сядете дружно своею командой,
Кроссворд разгадайте быстро и ладно

  1. Полосатая дорожка, её зеброю зовут, но не та, что в зоопарке, по ней люди все идут. (Переход).
  2. Я песок погрузил, он сам отвёз, сам свалил. Мне в работе помогал этот чудо-… (самосвал)
  3. Удивительный вагон! Посудите сами: рельсы в воздухе, а он держит их руками. (Троллейбус)
  4. Что за чудо – этот дом! Ребятишек много в нём. Носит обувь из резины, а питается бензином. (Автобус)
  5. Дом чудесный – бегунок. На своей восьмёрке ног день-деньской в дороге! Бегает аллейкой по стальным двум змейкам. (Трамвай)
  6. В голубом иду я круге, и понятно всей округе, если вдуматься немножко, здесь пешеходная… (дорожка)
  7. В два ряда дома стоят. 10, 20, 100 подряд, и квадратными глазами друг на друга все глядят. (Улица)
  8. Я глазищами моргаю неустанно день и ночь. Я машинам помогаю и тебе хочу помочь. (Светофор)

Награждение (слайды 29-30)

Литература:

  1. Боровой Е.В. Красный, желтый, зеленый; – Мн.: Народная асвета, 1976. – 95 с.
  2. Дитрих А.К., Юрмин Г.А. Почемучка – Детское справочное бюро. – М.:Астрель, 2002. – 336 с.: ил.
  3. Плящечук В.И. Дорожная азбука. 1-е изд., перераб. и доп. Киев, Рад. шк., 1983.
  4. Правила дорожного движения. – М, 2004.
  5. Тарутин О.А. Для чего нам светофор. – Детская литература, 1980.
  6. Три сигнала светофора: Дидакт. игры, сценарии вечеров досуга: Кн. Для воспитателя дет. сада: Из опыта работы / В.А.Добрякова, Н.В.Борисова, Т.А.Панина, С.А.Уклонская; Сост. Т.Ф.Саулина. – М.: Просвещение, 1989.–62 с.: ил.
  7. Чекан Р.В. Мы – пешеходы: Пособие по Правилам дорожного движения для школьников и детей младшего школьного возраста, Калининград: Калининградская правда, 1983.