Урок химии "Закон сохранения массы веществ". 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Цель урока: Познакомить учащихся с законом сохранения массы веществ: материальным балансом химических уравнений.

Задачи.

  • Продолжить работу по составлению уравнений реакций, формул веществ, определению валентности.
  • Воспитывать чувство гордости за отечественного ученого М.В.Ломоносова.
  • Развитие монологической речи, навыков самоконтроля, самостоятельной работы.

Тип урока: изучение новой темы.

Форма урока: традиционный урок.

Методические приемы: рассказ, демонстрация опыта, сообщения учащихся.

Понятия:

  • химические уравнения;
  • материальный баланс химических уравнений;
  • масса вещества.

Оборудование: портрет М.В.Ломоносова, карточки-задания, мультимидийный проектор, прибор для демонстрации закона сохранения массы веществ, весы с разновесами, вещества: раствор H2SO4 и раствор CaCI2 .

Ход урока

I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся.

1. Проверка домашнего задания (у доски).

а). Рассчитайте относительную молекулярную массу для следующих веществ:

Na2CO3; Р205; А1203

б). Рассчитайте массовую долю натрия в гидроксиде натрия

2. Индивидуальные задания (карточки-задания)

а) Разделить приведенные явления на физические и химические:
– процесс фотосинтеза,
– горение угля.
– ржавление гвоздя.
– испарение воды,
– сгибание гвоздя,
– дробление сахара,
– скисание молока,
– таяние мороженного.
– плавление парафиновой свечи.

б) Определить валентность элементов по формулам: NН3; С12О7; МпО2; СаС12

в) Рассчитайте молекулярные массы следующих веществ: NaNO3; А1СI3; КзРО4

3. Работа с классом.

а). Составить формулы веществ (устно).

IV

 

Ш

  II I  I  
СО    Fе О   Мq С1  Na P

б). Определить валентность (устно)

Р2О5 FеО Мqз N2 СиС12

в). Разделить вещества на группы:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Р2О5;  Cа; Ва; NаС1; А1; С; А1(ОН)3;   С12; СаО;  Н2S; S
простые: 2; 3; 5; 6; 8; 11 сложные:1; 4; 7; 9; 10

 г). Задание № 4 стр. 5.

4Р + 5О2 → 2Р2О5
2Са + О2 → 2СаО
2АI + ЗСI2 →2А1С13
 4А1 + ЗО2→2А12О3

Что собой представляет уравнение химической реакции?

(Условная запись химических процессов с помощью химических знаков и символов.)

III. Изучение новой темы.

1. Записываем уравнение реакции и анализируем масса реагентов и продуктов реакции.

2Са + О2 → 2СаО

2*40 + 16*2 = 2*(40 + 16)

2. Демонстрация закона сохранения массы веществ.

В одно колено прибора для иллюстрации закона сохранения массы веществ 3–5 мм раствора хлорида кальция, в другое раствор серной кислоты и определяем вес прибора с растворами. Затем переливаем несколько раз растворы из одного колена в другое и вторично взвешиваем.

Вывод: Масса вступивших веществ в реакцию равна массе веществ образовавшихся

3. В этом и состоит закон сохранения массы веществ. Для нас, знающих, что в ходе химических процессов происходят только лишь изменения соединений атомов между собой при сохранении самих атомов, закон очевиден. Понятие атома в химии установилось лишь в первой половине 19 века. Ученые химики того времени, наблюдая и исследуя химические процессы, отмечали, что масса продуктов реакции отличается от массы исходных веществ. Над данной проблемой работал Р.Бойль (сжигал металлы в незапаянных ретортах). Он не учитывал возможность участия в реакции газов.

Михаил Васильевич Ломоносов сумел доказать (практически), что в результате обжига металла общая масса продуктов реакции равна массе реагентов.

4. Значение закона (записываем в тетради).

  1. Вещества не исчезают бесследно и не образуются из ничего.
  2. Сущность химических явлений заключается в перераспределении атомов исходных веществ с образованием новых веществ.
  3. Позволяет составлять уравнения реакций и производить расчеты.
  4. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова . [1]

Приложение 1 (сообщение учащегося).

Приложение 2 (презентация).

6. Слово учителя: Особое внимание уделял М.В.Ломоносов подготовке российских ученых. Возлагал на молодежь большие надежды. Он не принимал мнения, что высшее образование необходимо только представителям господствующего класса.

Отрывок из стихотворения (читает ученик).

О вы, которых ожидает Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде. [2]

7. Более двух столетий прошло со дня смерти М.В.Ломоносова. Лучшие люди России всегда отдавали должное его заслугам.

“На берегах Ледовитого моря подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному не менее всякого европейца”. В.Г. Белинский . [1]

IV. Выводы по уроку:

  • В чем сущность закона сохранения массы веществ?
    Закон сохранения массы веществ заключается в том, что масса вступивших веществ в реакцию равна массе веществ образованных.
  • Какое значение имеет закон сохранения массы веществ?

Слово учителя:

Уравнение реакции отражает материальный баланс вступивших в реакцию веществ (реагентов) и образовавшихся продуктов.

V. Закрепление.

  • Почему масса железной окалины больше массы железа? Какие вещества могут входить в состав окалины? (В состав окалины входят железо и кислород.)
  • Почему масса золы меньше массы сгоревшей древесины? (Углекислый газ, вода испаряются.)
  • Анализ уравнения реакции:
    2О → 2Н2 + О2
    2*(1*2+16) = 2*2 + 2*16

VI. Домашнее задание.

§ 3.4, 3.5 вопрос № 1 стр.55 (устно).

Литература.

  1. Карпеев Э.П. Михаил Васильевич Ломоносов: Кн.для учащихся. – М. :Просвещение. 2007. – 96с.
  2. Ломоносов М.В. Избранное/ Сост., вступ. ст. и примеч. В.И. Коровина.-3-е изд.-М.: Дет. лит., 1978. – 128с. (стр. 51– 52).
  3. http://www.chemport.ru/data/ – электронный справочник по химии.