Театрализация как средство повышения мотивации и формирования коммуникативной компетенции

Разделы: Иностранные языки


Основное назначение преподавания иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Изучение иностранных языков способствует формированию культуры общения и помогает общему речевому развитию и воспитанию учащихся

Уникальность предмета “иностранный язык” в том, что эти уроки моделируют реальные и многообразные ситуации общения. Не на всех уроках ставится задача научить ребят общаться.

Трудно не согласиться с тем, что даже на родном языке, где знание лексики и стилистических особенностей не представляет сложности, не всегда удаётся убедительно и логично выстроить речь и достичь желаемого результата в общении.

Не секрет, что многие взрослые люди не умеют общаться на родном языке даже на бытовом уровне: испытывают неловкость во время телефонных разговоров, в общественных местах, не говоря уже о культуре речи в полном понимании этого слова. Весь арсенал педагогических средств направлен сегодня на достижение этой цели: красочные учебники, великолепные наглядные пособия, видеоматериалы. Но очень часто особой радости в глазах детей не видно, скорее напряженность, раздражение. Учащимся скучно и трудно, а следовательно и не интересно.

Важно создать такие условия, чтобы общение стало необходимым, чтобы ребенок захотел говорить, захотел не для получения хорошей оценки, а просто потому, что общение стало потребностью. При этом надо учитывать и естественный страх человека перед говорением на иностранном языке.

Для преодоления существующего психологического барьера, а также комплекса внутренней зажатости, для мотивации учеников я широко использую на уроке элементы театрализации, инсценирования.

Тема моего самообразования звучит так: “Театрализация как средство повышения мотивации и формирования коммуникативной компетенции школьников при обучении английскому языку”. Подготовка и выступление учащихся в кукольном театре, участие в инсценировках с использованием кукол на уроках, способствуют активизации изученного материала, его использованию на новом языковом уровне с выходом на практическую коммуникацию.

Ученик уже не является простым наблюдателем, позволяющим себя обучать, а активно и творчески участвует в уроке. Я не случайно давно использую кукол в своей работе с детьми. (Приложение 2)

Как отмечает В.С. Мухина в своей книге “Дети и куклы: таинство взаимодействия”, “Куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Кукла для человека в детстве- партнер в общении во всех его проявлениях. В диалоге с куклой происходит “замена” реального контакта с человеком. Куклы могут многое - и учить, и лечить. Существует целое самостоятельное направление, получившее название куклотерапии. Иногда куклотерапию относят к арттерапии или игротерапии. Суть этого направления в сотрудничестве, в комплексном взаимодействии с детьми с помощью разнообразных театральных приемов: этюдов, игр, специально заданных ситуаций.”

Я считаю, что методику В.С.Мухиной очень важно использовать в период адаптации (переход из начальной школы в среднее звено), или в работе с замкнутыми, закрепощенными детьми.

Участвуя в инсценировке или в спектакле, ребенок находится за ширмой, его не видно, он не боится отвечать. Слабый ребёнок может использовать опоры, которые прикрепляет к ширме. Создается ситуация успеха, ему аплодируют, ребенок захочет участвовать еще, повышается мотивация. Некоторые дети боятся отвечать у доски когда на них смотрят, а за ширмой они успокаиваются, говорят увереннее, ведь это же не они говорят, а их герой.

Куклы помогают вызывать положительные эмоции и постепенно ослаблять нервное напряжение у детей, они помогают свободно вступать в разговор, побуждать к активным речевым действиям, предоставляя им возможность почувствовать себя раскованнее.

Куклы можно использовать во время релаксации, в начале урока, как наглядное пособие при введении новых лексических единиц, в конце урока, когда даем домашнее задание (помогите Петрушке написать письмо другу). Я использую элементы театрализации на разных этапах урока.

С помощью куклы учитель может менять свои требования к речи и поведению детей. Например, если ученик не может начать фразу или произнести какое-то слово, можно предложить произнести его вместе с куклой. Наоборот, если ученик что-то делает правильно, кукла станет хлопать в ладоши и подпрыгивать, что поможет создать ситуацию успеха, повысить мотивацию. Для младших школьников можно показать, как кукла огорчается, когда они шалят.

Кукла помогает контролировать знания и умения ребенка, в то время как ребенок играет и не догадывается, что учитель оценивает его.

С чего же начать?

На первых уроках дети знакомятся с забавными кукольными персонажами и отправляются вместе с ними в путешествие в мир знаний. Нужна, конечно, подготовка. В чем она заключается?

  1. Научить управлять куклой.
  2. Обучить различным способам выражения эмоций с помощью куклы.
  3. Научить двигаться за ширмой.
  4. Выучить с детьми разговорные клише, постепенно повышая объем и сложность высказывания.
  5. Отработать произношение, интонацию.
  6. Подобрать языковой материал, соответствующий требованиям Госстандарта.

Начинать кукольные инсценировки удобнее с диалогов: за ширмой располагаются два человека, при этом они не мешают друг другу. Когда у детей появится навык вождения куклы, можно переходить к постановке спектаклей, используя ширму. Инсценировки спектаклей я придумываю сама, в основу беру известные детские сказки, стихи, песенки. (Приложение 1)

Дети участвуют в театральных постановках по желанию. В основу репертуара я беру языковой материал, соответствующий требованиям Государственного стандарта преподавания иностранного языка.

Как происходит подготовка постановки?

1. Инициация идеи, целеполагание.

2. Анализ базового компонента государственных программ.

3. Насыщение базового курса дополнительным языковым материалом.

4. Разработка сценария.

5. Формирование основного и запасного актерского состава.

6. Работа над спектаклем.

а) Научить управлять куклой

б) Обучит различным способам выражения эмоций, научить двигаться.

в) Фонетическая отработка материала.

7. Контрольный этап - показ спектакля.

8. Этап корректировки.

9. Выступление.

Примеры использования кукол на различных этапах урока.

Организационный момент. В начале урока, когда я вижу, что дети устали, или расстроены чем-то, я достаю куклу и появляются улыбки на лицах. Имея таких помощников, я могу поздороваться с каждым, спросить как дела, заглянуть в глаза. Все это помогает создать доверительные отношения.

Фонетическая зарядка. Повторяем звуки, исправляем Петрушку, который никак не может запомнить, как произносится тот или иной звук. Разыгрываем мини диалоги, дети играют роли представителей базовых культур. Для этого у меня естьMC Donald и Петрушка, негритёнок Tom и Иван Иванович. Мы учимся правильно здороваться и прощаться, делиться впечатлениями, расспрашивать о чем-то.

Речевая зарядка. Введение нового материала.

Кукла, особенно кукла - зверюшка, имеет ясно выраженный характер, подходящий, например, для обучения диалогу-волеизъявлению. Упрямый ослик на любое побуждение ответит отказом, хитрая лиса переадресует просьбу другому, а медлительный медвежонок переспросит, чем вызовет хоровое повторение.

Куклу можно поставить в ряд ситуаций, которые не всегда можно предложить детям: избалованного, капризного ребенка. Так, “жадная” кукла утверждает, что в классе все принадлежит ей, а ученики восстанавливают справедливость. Тренируется употребление выражения принадлежности.

Капризная кукла ничего не хочет делать, и на любое утверждение отвечает: “Я не хочу!”. Идет тренировка употребления модальных глаголов. Рассеянная кукла все забывает, переспрашивает, путает, неправильно произносит звуки, и группа учащихся объясняет, исправляет ошибки.

Перед классом появляется незнакомая кукла. это создаёт стимул к диалогу-расспросу: “Как тебя зовут? Сколько тебе лет?”. За диалогом следует обобщение всего, что ученики узнали о кукле. Можно организовать диалог-расспрос.

Для слабых учеников можно записать вопросы и варианты ответов на доске. Иногда на доске я рисую схему диалога. Дети знакомят кукол друг с другом, рассказывают, что они узнали. Растрепанная кукла, служит стимулом для диалога- волеизъявления: “Умойся! Оденься!”. Кукла, которая заявляет, что умеет делать все, становится стимулом для комбинации различных видов диалога. Под руководством учителя и при соответствующих опорах проводится диалог - обмен мнениями:

- Я сомневаюсь, что она умеет все!

- Я уверен, что она ничего не умеет!

После этого следует диалог - расспрос.

Ты умеешь читать? Почитай!

Кукла сказала, что умеет читать, но она не умеет читать!

Примеры игровых заданий.

Объясните Петрушке, как надо переходить улицу, как добраться до школы.

Сегодня холодно, скажите ему, что надо надеть.

Расскажите, чем вы угостите его на празднике.

Расскажите, чему научилась ваша кукла.

С ней можно пойти к врачу, в магазин. Расскажите врачу, что с ней случилось.

Игра с куклой психологически основана на способности детей полноценно общаться, не получая вербальной реакции. Часто можно видеть как ребенок командует куклой, жалеет её или отчитывает. По отношению к кукле ребенок всегда старший. Играя во взрослого, ребенок учится быть взрослым: не опекаемым, а опекающим, не ведомым, а ведущим, принимающим решения, берущим на себя ответственность.

Я считаю, что элементы театрализации, а именно кукольный театр, является одним из наиболее эффективных приемов реализации коммуникативного принципа в обучении иностранному языку.

  1. Кукольный театр- это обучение в действии, что, как известно, повышает качество обучения.
  2. Кукольный театр требует полной отдачи от участников.
  3. Кукольный театр является в высшей степени мотивирующим, поскольку содержит элемент игры и непредсказуемости.
  4. Кукольный театр дает обучающимся социолингвистическую подсказку- какими речевыми моделями можно выразить ту или иную мысль именно в данной ситуации.
  5. Как и при реальном общении участники должны внимательно слушать друг друга, быстро думать и адекватно реагировать на реплики.
  6. Имеет место эмоциональный подъем, что положительно влияет на создание комфортной атмосферы на уроке.
  7. Неуверенным, робким детям легче выразить свое мнение “под маской”.

Литература

  • А.Ю Татаринцева “Куклотерапия”. Санкт-Петербург. 2006 г.
  • Журнал - приложение к газете “Первое сентября”. №5 2006 г.
  • Журнал “Иностранные языки в школе”. №3/2005 г.