Урок-практикум по учебнику А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой "Словообразование". 10-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 10


Цели урока:

  • обобщение основных сведений по словообразованию;
  • определение связи словообразования с другими разделами языкознания;
  • совершенствование навыков лингвистического анализа текста;
  • формирование культуры речи, привитие интереса и любви к родному языку.

ЗНАТЬ:

  • основные понятия по теме словообразование: морфологические/ неморфологические способы образования слов; производная/непроизводная, производящая основа;
  • изобразительно-выразительные свойства морфем.

УМЕТЬ:

  • выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова;
  • различать морфологические и неморфологические способы образования слов;
  • объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ, типичные словообразовательные модели;
  • использовать знания по морфемике, в целях выработки орфографической зоркости.

Мотивация учебной деятельности: представление буклета “Зачем нужно изучать словообразование”.

-Исходя из всего вышесказанного, какие цели вы ставите перед собой, изучая раздел “Словообразование”. На что бы вы обратили особое внимание?

Целеполагание.

- В буклете нам напомнили. Дома я просила вас познакомиться со сказкой Л.Петрушевской “Пуськи бятые”. Почему вы был понятен ее смысл? ( Слова образованы в соответсвии с основными способами образования слов в русском языке)

- Назовите основные способы образования слов в русском языке.

Презентация “Способы словообразования”.

-Ваши примеры слов образованных способами:

Приставочным-……….

Суффиксальным-……….

Приставочно-суффиксальным-……..

Бессуфиксным-…….

Сложением

Основ с соединительной гласной-…….

Основ без соединительной гласной-…….

Начальных слогов-…………

Начальных букв-………….

Начальных звуков-………

Переход одной части речи в другую-………..

Сращение-…………..

Появление нового значения слова-……………..

-Чтобы правильно определить способ образования слов, можно воспользоваться алгоритмом. ( Распечатан для каждого)

Чтобы установить способ образования слов, надо выполнить следующее:

установить лексическое значение слова и поставить его в начальной форме;

выделить в разбираемом слове его основу; найти ближайшее по смыслу однокоренное слово, от которого образовано данное слово, и указать в нём основу;

сопоставляя состав основ разбираемого и ближайшего однокоренного (исходного слова), установить морфемы (значимые части слова), при помощи которых образовано разбираемое слово;

определить способ образования.

-Определите способы образования слов, воспользовавшись алгоритмом: медленно (суф.), дрожь(бессуф.), подружиться (прист.-суф.), работоспособность (слож.), ужинать(суф.), безнравственный(прист.), бездушный(прист.-суф.).

-Одной из сложных тем в разделе “Словообразование” является “Основа слова. Производная. Непроизводная. Производящая”

Презентация “Словообразование”

-Из ряда однокоренных слов выберите слова с производящими основами для производных слов.

Обогреватель, греть, обогреть, обогревательный, обогревать, обогрев, обогреваться.

(греть-обогреть-обогрев-обогревать-обограватель-обогревательный - обогреваться)

Обращение к целям урока. (повторно)

-С какими разделами языка связано словообразование?

С орфографией, с лексикой, со стилистикой.

Анализ текста (распечатан для каждого).

1) Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до з..ри? 2) Вы выходите на крыльцо…3) На (тёмно)сером небе (кое)где мигают звёзды; влажный ветерок изредк.. набегает лёгкой волной; слышится сдержа(н,нн)ый, неясный ш..пот ночи; деревья слабо шумят, облитые тенью. 4) Вот кладут ковёр на телегу, ставят в ноги ящик с самоваром. 5) Пристяжные ёжатся, фыркают и щеголевато переступают ногами; пара только что проснувшихся белых гусей молча и медле(н,нн)о переб..рается через дорогу. 6)За плетнём, в саду, мирно похрапывает сторож; каждый звук словно стоит в застывш..м воздухе, стоит и не проходит. 7) Вот вы сели; лошади разом тронулись, громко застучала телега… 8) Вы едете – едете мимо церкви, с горы направ.., через плотину… 9) Вам холодно немножко, вы закрываете лицо воротником шинели; вам дремл..тся. 10) Лошади звучно шлёпают по лужам; кучер посвистывает. 11) Но вот вы отъехали версты четыре… 12) Край неба алеет; в берёзах просыпаются, неловко перелётывают галки; воробьи чирикают около тёмных скирд. 13) Светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. 14) В избах ясным огнём горят лучины, за воротами слышны заспа(н,нн)ые голоса. 15) А между тем з..ря разг..рается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предра..светный ветер подул – тихо всплывает багровое солнце. 16) Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенётся, как птица. 17) Свеж.., весело, любо! 18) Далеко видно кругом…

И.С.Тургенев “Лес и степь”

1. Определите тему отрывка, озаглавьте его.

2. Каким типом речи является данный отрывок?

3. В 3 и 13 предложениях найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую роль они играют в тексте?

4.Какие слова употребляются в переносном значении?

5.Выпишите слова с пропусками. Определите, в какой морфеме пропущена буква.

6. Назовите слова, образованные ( в 1-2 предложениях) приставочным способом, ( 5 предложение) суффиксальным, ( 15 предложение) приставочно-суффиксальным, ( 3-4 предложениях) сложением. Определите характер основы слова.

Мини-тест.

1 Вариант.

1. Укажите слово с суффиксом –ик-.

а) ключик;

б) стульчик;

в) пальчик;

г) балкончик.

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

а) бегите;

б) вздрогнул;

в) иссякнул;

г) клали.

3. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

а) накипела;

б) изучив;

в) ограждение;

г) удачный.

4. Укажите слово, образованное суффиксальным способом.

а) подоконник;

б) прыгун;

в) недруг;

г) демонтаж.

5. Укажите способ образования слова столовая.

а) сложение основ;

б) сложение слов;

в) переход одной части речи в другую;

г) бессуффиксный.

2 Вариант.

1. В каком из данных слов нет окончания?

а) слон;

б) домам;

в) направляя;

читающий.

2. В каком из данных слов есть приставка по- и нулевое окончание?

а) подогрев (воды);

б) подождал;

в) подарок;

посмотрев.

3. Какое слово состоит из корня, суффикса, окончания?

а) домишко;

б) надомный;

в) разоружение;

г) подберёзовик.

4. Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

а) беленький;

б) заречье;

в) дружище;

г) рановато.

5. Укажите способ образования слова сокурсник.

а) суффиксальный;

б) бессуффиксный;

в) сложение основ;

г) приставочно-суффиксальный.

Итог урока.

- Обратимся к целям урока: выполнили мы поставленные цели?

Д/з: правила стр. 68, 69, 70, упр. 132, 134.

Резервные задания.

Упражнение 128 (устно)

Упражнение 129 (письменно)

См. приложение 1.

См. приложение 2.

См. приложение 3.

См. приложение 4.