Подвижные игры и эстафеты на уроках физической культуры

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


По самой своей природе игры и эстафеты ненавязчиво побуждают их участников глубже и полнее использовать свои знания, умения и навыки в согласованных действиях с товарищами по команде, развивают мужество, решительность, внимание, оперативное мышление, чувство коллективизма, ответственности, взаимовыручки и множество других социально важных и полезных качеств.

В связи с этим подбираемые к урокам физической культуры и специально адаптированные к ним подвижные игры и эстафеты должны увлекательно помогать овладеванию, закреплению или совершенствованию необходимых знаний, умений и навыков, а также способствовать развитию и укреплению костно-связочного аппарата, нервно-мышечной системы и формированию правильной осанки занимающихся.

Играя и соревнуясь в грамотно и планомерно подобранные мной специализированные или вспомогательные подвижные игры и эстафеты, ученики овладевают умениями быстрее и лучше мыслить, анализировать складывающуюся обстановку, принимать самостоятельные решения, укрепляют свое здоровье и совершенствуют функциональные возможности организма, осваивают актуальные способы физкультурной деятельности с общеприкладной и спортивно-рекреационной направленностью учебного предмета.

Для наиболее результативного решения задач проводимого урока используемые в нем игры и эстафеты должны соответствовать учебному плану, доминирующими ценностными ориентациями учащихся и применяться в соответствии с возрастно-половыми особенностями занимающихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса.

В рамках запланированных мной задач урока помогающие их решению подвижные игры и эстафеты лучше всего применять в тесной взаимосвязи с другими средствами физического воспитания: ОРУ, подводящими и специальными упражнениями.

В процессе практического проведения запланированных игр и эстафет серьезное внимание необходимо уделять строгому соблюдению правил техники безопасности как самих играющих, так и окружающих их зрителей.

Я приведу пример двух уроков. Один – урок-соревнование «Школьные забавы», второй – «Урок подвижных игр на материале легкой атлетики». Их я рекомендую проводить в конце изучения раздела легкая атлетика. Первый, в основном для развития физических качеств, таких как быстрота, ловкость, выносливость, второй – для закрепления и совершенствования техники изученных элементов: техники бега с высокого старта, техники бега по прямой, по виражу.

Урок-соревнование «Школьные забавы»
(для 5 классов)

Задачи:

  • Напомнить правила техники безопасности на уроке физической культуры.
  • Развитие быстроты, ловкости
  • Воспитание силы воли, чувства честного соперничества.

Урок проводит учитель, ему помогают несколько учащихся из старших классов .Под музыку входят команды, проходят по кругу и останавливаются в обозначенном месте. Болельщики заранее занимают места в зале.

Ведущий (учитель физической культуры): «Здравствуйте, ребята и гости! Сейчас мы с вами станем свидетелями дружеской встречи между командами (названия команд). Трудно предугадать, кто выиграет этот поединок; все готовились к нему с большим старанием. Мы знаем только одно, что сегодня встречаются достойные соперники. Поэтому наш девиз: «Пусть победят сильнейшие!» Учитель напоминает присутствующим о системе оценки игр, программе соревнований и начинает урок – праздник. Участники садятся на отведенные им места.

Ведущий: «На старт приглашаются команды…».

1. Конкурс «Разминка».

Команды построены в колонны по одному у лицевой линии. По команде «Марш!» капитан бежит по прямой до поворотного флажка (15 м), обегает его и бежит к своей команде, передает эстафету второму игроку касанием его рукой и т.д. Очко завоевывает самая быстрая команда.

2. «Полет на метле».

Обе команды построены так же. В качестве метлы у каждого капитана в руках гимнастическая палка. По команде «Марш!» он бежит по прямой, обегает флажок и возвращается к своей команде. Второй игрок хватается за палку, и они бегут уже вдвоем, потом втроем. Очко зарабатывает команда, которая прибежит первой и не потеряет ни одного игрока.

3. «Хоккеисты».

Команды построены так же. У капитана в руках хоккейная клюшка и шайба. По команде «Марш!» капитаны клюшкой ведут шайбу вперед, обводя препятствия, обводят снеговика и ведут так же обратно. Передают клюшку и шайбу второму игроку, сами встают в конец своей команды. Второй игрок повторяет задание капитана и т.д. Очко выигрывает самая ловкая команда.

4. «Конкурс с обручем».

Команды построены так же. Каждому участнику обеих команд выдается по обручу. По команде «Марш!» направляющие бегут, держа обруч в руке, к снеговику (15 м), одевают на него обруч, и возвращаются к своей команде, передавая эстафету вторым номерам. Какая команда финиширует первой – получает очко.

5. «Снайперы».

Игроки обеих команд получают каждый по одному «снежку» (теннисный мяч).Задача: с расстояния 5 метров, каждый игрок команды выполняет один бросок в цель (круглая мишень, диаметр 40 см). Команды при помощи считалочки решают, какая будет выполнять броски первой. Побеждает команда, сделавшая большее количество попаданий. При равенстве – по одному очку получают обе команды.

6. «Футболисты».

Команды построены в колонну по одному. У капитанов под ногой по футбольному мячу, а один участник команды встает на ворота соперников. По команде «Марш!» капитаны ведут мяч вперед, обводят флажки и выполняют один удар по воротам, затем ведут мяч обратно и передают эстафету.

За эту эстафету очки начисляются так: 1 очко получает команда, которая первой заканчивает эстафету и 1 очко команда, забившая больше мячей в ворота соперников.

7. «Лыжные гонки».

Команды построены так же. Капитану каждой команды выдают шапку, шарф, лыжные ботинки и лыжи. По команде «Марш!» капитаны одевают на себя все вещи, берут в руки лыжи и бегут к снеговику, обегают его и возвращаются к команде, передают второму номеру эстафету, одевая на него свои лыжные принадлежности. Второй игрок повторяет действия первого.

Очко получает самая быстрая и ловкая команда.

8. «Переправа».

Команды стоят на одном берегу (линия старта) в колонне по одному. У капитана 2 туристических коврика. По команде «Марш!» каждая команда пытается переправиться на другой берег с помощью этих ковриков, т.е. сначала все игроки встают на один коврик, другой кладут немного впереди и перепрыгивают на него, первый при этом перемещают опять вперед. Если один из участников касается ногой пола, то команда начинает свой путь от линии старта. Побеждает команда, которая переправится первой.

9. «Снежки».

Команды строятся в одну шеренгу лицом друг к другу вдоль 3-х метровых линий волейбольной площадки. На каждую команду выдается 10 «снежков» (тряпочные мячи). По свистку учителя команды начинают перекидывать «снежки» на сторону соперника. Через 1 минуту подается второй свисток, игра прекращается. Выигрывает команда на чьей стороне осталось меньшее количество «снежков».

10. «Перетягивание каната».

Команды встают по обе стороны каната. Учитель проверяет, чтобы середина каната совпала с отметкой на полу и подает свисток, по которому команды начинают тянуть канат на свою сторону. Побеждает команда, перетянувшая соперников на свою половину площадки.

Ведущий: «Итак наш урок-соревнование подошел к концу». Учитель подводит итог урока, называет победителей, выставляет оценки всем участникам соревнования.

Урок 2. «Урок подвижных игр на материале легкой атлетики»
(для 7 класса)

Задачи:

  • Напомнить правила техники безопасности на уроках легкой атлетики.
  • Совершенствование техники выполнения спринтерского бега по прямой, по виражу.
  • Развитие ловкости, скоростных качеств.

Место проведения: пришкольный стадион.

Подготовительная часть урока: 7–10 минут.

Построение, рапорт, приветствие, сообщение задач урока.

Ходьба на всей ступне, на носках, на пятках, перекатом с пятки на носок, с переходом на подскоки, на внешней, на внутренней стороне стопы, в полуприседе, в полном приседе,

Бег в медленном темпе 400 метров.

Общеразвивающие упражнения в движении.

  1. Ходьба с движением рук в стороны, вверх, вперед, назад. Круговые движения вперед, назад, разноименно. С разгибанием рук – к плечам, перед грудью, за головой, за спиной.
  2. Ходьба в полуприседе, положив руки на плечи впереди идущему; с наклоном вперед к левой, правой ноге.
  3. С махом прямых ног вперед, касаясь ладонями носка, с махом прямых ног в стороны.
  4. Широким шагом с поворотами туловища и размашистыми движениями рук.
  5. Ходьба выпадами вперед лицом, левым, правым боком.
  6. Прыжки на левой, правой ноге, на двух ногах с продвижением вперед.

Основная часть урока (25–30 минут)

Игры.

1. Попробуй, догони! (6 минут)

На одной стороне площадки чертится линия старта, на другой, параллельно ей, в 15–20 метрах – линия финиша. Для игры нужен теннисный мяч.

Учащиеся выстраиваются вдоль стартовой линии, вплотную плечом к плечу, руки за спину, ладони открыты.

Учитель, проходя сзади игроков, незаметно кладет мяч в руки одного из них, отходит на несколько шагов и громко произносит:»Беги!»Игрок с мячом бежит к финишной линии, а остальные пытаются его догнать и»осалить».Если осалили, то он везет к старту осалившего его игрока на спине, если не осалили, то его везет на спине любой игрок по выбору.

Выигрывают игроки, которых не догнали до финиша.

2. Гонка с выбыванием (6 минут)

На одной стороне площадки чертится линия старта, на другой, параллельно ей, в 30 метрах– линия финиша. Весь класс выстраивается вдоль линии старта, занимая разные положения (стоя ноги врозь, положение приседа, высокого старта, низкого старта) по команде учителя.

По сигналу все участники игры одновременно начинают бег до линии финиша, стараясь как можно быстрее ее пересечь. После каждой пробежки из игры выбывает участник, который последним пересек линию финиша. Победителем объявляется тот, кто останется лидером.

3. Бегунок (6 минут)

Участники располагаются на беговой дорожке стадиона на одинаковой дистанции друг от друга, примерно три метра.

По сигналу все игроки начинают бег. Задача каждого не дать себя догнать тому, кто бежит сзади, и в то же время коснуться рукой впереди бегущего .»Осаленные»выбывают из борьбы и становятся в центр круга, остальные продолжают гонку. Игра заканчивается тогда, когда на дорожке останутся три самых выносливых спортсмена.

4. Наступление (6 минут)

Две команды равные по количеству игроков выстраиваются за линиями, прочерченными на расстоянии 30 метров друг от друга, лицом к середине.

По указанию учителя игроки одной из команд принимают положение высокого старта, а игроки другой, взявшись за руки идут вперед, соблюдая равнение. Когда до стоящих на старте остается 2–3 шага, учитель подает свисток. «Наступление» расцепляет руки и бегом устремляется за линию старта (своего дома). Игроки другой команды преследуют их, стараясь осалить.

После подсчета «осаленных», наступление ведет другая команда. Выигрывает команда, у которой было меньше осаленных игроков за 5–6 пробежек в сумме.

5. Пустое место (6 минут)

Участники игры образуют круг, дистанция между учениками 2–3 шага, встают лицом к центру круга. Выбирается один водящий, по сигналу учителя он начинает бежать за спинами участников против часовой стрелки, любого ученика затрагивает рукой по плечу и продолжает бежать, стараясь прибежать на пустое место первым, тот кого он затронул бежит к своему месту по часовой стрелке, стараясь опередить водящего. Кто занимает место первым остается стоять, а кто не успел становится водящим.

Заключительная часть урока (1–3 минуты)

Построение, обсуждение результатов, подведение итогов, выставление оценок.