Разработка урока русского языка во 2-м классе по теме "Разделительный твердый знак. Развитие умения писать слова с разделительным твердым знаком"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с правилом правописания разделительного Ъ;
  • формировать умение пользоваться правилом написания Ъ и Ь разделительных знаков;
  • развивать познавательную сферу учащихся и логическое мышление: внимание, умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и делать выводы;
  • воспитывать коммуникативную культуру общения и умение учащихся работать в группе.

 ХОД УРОКА

I. Стадия вызова

1. Организационный момент

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать.

– Начать урок  я предлагаю пословицей. Слайд 2

В одиночку не одолеешь и кочку.

– Как вы понимаете смысл этой пословицы?
– А действительно ли в этой пословице заключена народная мудрость, мы поймем в конце урока.
– Итак, за работу.
– Откройте тетради, запишите число.

2. Минутка чистописания

– Вспомните, какие буквы в русском языке не обозначают звуков.  Слайд 3
– Запишите строчку, чередуя твердый знак и мягкий знак.
– Спишите слова с мягким знаком, обращайте внимание на соединения.
(На доске слова: письмо, пальто, коньки, вьюга)
– Подчеркните орфограммы в словах.
– Какие орфограммы подчеркнули?
– Какое слово лишнее и почему?  (вьюга)
– Но в русском языке есть еще один разделительный знак. Какой?

3. Создание проблемной ситуации

– Ребята, Ъ и Ь прислали вам телеграмму. Слайд 4

Не путай нас, пиши что надо,
Оценка будет вам наградой.

– А как же различить разделительные Ъ и Ь.
– Давайте  заполним таблицу. Слайд 5

              Знаю Хочу  узнать         Узнал
В какой части  слова пишется разделительный Ь      
После каких букв пишется разделительный Ь      
Перед  какими буквами  пишется разделительный Ь      
После какой  части  слова пишется разделительный Ъ      
После каких букв пишется разделительный Ъ      
Перед  какими буквами  пишется разделительный Ь      

– Прочитайте данные таблицы, отметьте знаком «+», что вы уже знаете и что хотите узнать.

Дети работают в парах, заполняя таблицу.

– Итак, что вы уже знаете?
Ответы детей: разделительный Ь пишется в корне слова после согласных перед гласными е,ё, ю, я.
Вывешиваю схему.
– А что же вы хотите узнать?
Ответы детей: когда пишется разделительный Ъ, после каких букв и перед какими буквами.
– Задачи поставлены.
– Определите тему нашего урока. Слайд 6

II. Стадия осмысления

1. Определение местоположения в слове разделительного Ъ

Тема урока определена. Готовы к решению поставленных задач?
– Вспомните пословицу, которой мы начали урок.
– Значит, решать поставленные задачи мы будем с вами сообща.
– Первое, что нам с вами надо узнать,  в какой части слова пишется разделительный Ъ. Слайд 7.
– Ответить на вопрос вы сможете после работы в группах.

Каждой группе раздаю листы, на которых записаны слова:

листья             въезд 
веселье           подъезд 
ружье              съезд
деревья           отъезд

– В каждой группе выделите корни.
– Проверим, что у вас получилось.

Выходят по одному представителю от группы.

– Назовите корни слов в первом столбике.
– Какой разделительный знак записан в корне ?
– Назовите корни слов во 2 столбике.
– Что вы можете сказать об этих словах?
– С помощью чего образовались эти однокоренные слова?
– Какой разделительный знак записан в словах между корнем и приставкой?
– Можете ли вы сделать вывод , после какой части слова пишется разделительный Ъ.
– Заполним соответствующую строчку в таблице. 
– А теперь пора отдохнуть.

2. Физминутка

Мы работали, устали.
Дружно все и тихо встали,
Ручками похлопали, раз, два, три.
Ножками потопали, раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнём
И работать вновь  начнём.

3. Определение букв, после которых пишется разделительный Ъ

– Прочитайте следующий вопрос.
Ответы детей: после каких букв пишется разделительный Ъ.
– Поработайте в парах, выделите приставки в словах. Подчеркните последние буквы в приставках. Слайд 8
– Назовите приставки в словах первого столбика. На какие буквы заканчиваются приставки.
– Назовите приставки в словах второго столбика. На какие буквы заканчиваются приставки.
– Какой вывод можете сделать?
– Запишем его в таблицу. Слайд 9

4. Определение букв, перед которыми  пишется разделительный Ъ.

Какой вопрос нам остался неясен.
Ответы детей: перед какими буквами пишется разделительный твердый знак.
– Чтобы ответить на него спишите слова, выделите приставки и подчеркните буквы, перед которыми написан разделительный Ъ. Слайд 10
– Запишите в таблицу буквы, перед которыми написан разделительный Ъ.
– Какой вывод вы можете сделать? Слайд 11

5. Вывод о правописании разделительного Ъ

– А теперь рассмотрите  колонку, которую мы с вами заполняли и расскажите, что вы узнали о разделительном Ъ.
Ответы детей: Разделительный Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласную букву, перед гласными е,ё, ю, я.
Вывешиваю схему.
– Давайте сравним правописание разделительного Ъ и разделительного Ь.
– В чем вы видите отличие?                                                                                                         
Ответы детей: разделительный Ъ пишется после приставок, а разделительный Ь в корне слова.

6. Закрепление

–  Прочитайте транскрипцию слов    в?йунок, в?йэхал.
– Что вы заметили?
Ответы детей: после согласного звука звук й.
– Что из этого следует?
– Надо писать разделительный знак ъ или ь.
– Сложность этой орфограммы в том, что мало услышать звук й после согласного и понять, что надо писать разделительный знак, нужно его еще и правильно выбрать.
– А что для этого надо определить?
– Попробуйте определить, в каком из этих слов будем писать разделительный Ъ, а в каком – разделительный Ь.
– Запишите слова в тетради буквами, так как они пишутся, подчеркните орфограмму.

Один человек работает у доски.

– Итак, скажите еще раз, как разделительный твердый знак отличить от разделительного мягкого знака?
– Проверьте, получится ли это у вас.
– Откройте дидактический материал на стр. 87, упр. 201.
– Прочитайте задание.
– Работаем по вариантам. 1 вариант записывает 1 и 2 предложения, 2 вариант – 3 и 4 предложения.
Учащиеся работаю самостоятельно.
– А сейчас поменяйтесь тетрадями, проверьте написанное друг у друга. Если согласны, поставьте на полях плюс, не согласны – минус.

Проверка по ключу.

– А теперь давайте проверим все вместе и объясним выбор разделительных знаков. Слайд 12

III. Рефлексия

Ну что ж, друзья, урок заканчивать пора.
– Что вы узнали сегодня на уроке?
– Вставьте в правило пропущенные слова. Слайд 13
– Оцените полученные знания.
– Если все понятно, поставьте на полях в тетради знак +, если вы не совсем уверены, что всегда сможете различить слова с разделительными Ь и Ъ, поставьте неполный плюс, и если ничего не поняли знак минус.
– Ребята, как вы думаете, нужно ли нам к этой теме еще вернуться? Для чего.
– На следующем уроке мы закрепим умения писать слова с разделительным Ъ.
– Какая пословица помогла нам на уроке?
– Действительно, мудрость народная.
– Помните ее всегда, если вы вместе, вы преодолеете все трудности.

IV. Домашнее задание

Выучить правило, стр. 112, упр. 208. Слайд 14