Мониторинг результативности учебного процесса

Разделы: Администрирование школы


Для учителя, руководителя образовательного учреждения, и особенно для завуча, очень важно иметь оперативную, точную и объективную информацию о текущем состоянии учебного процесса. При необходимости это позволит ему своевременно осуществить методическую поддержку и внести требуемые коррективы.

Такую информацию могут предоставить регулярно проводимые мониторинговые исследования, которые являются хорошим инструментом анализа различных сторон учебного процесса. Они позволяют получить реальную картину результативности нововведений, направлений плана развития учебного заведения, качества знаний учащихся и многое другое. В зависимости от целей исследования можно выделить самые разные направления мониторинга. Однако самым важным из них было и остается определение результативности учебного процесса.

Методика исследований довольно проста. Основным источником информации является классный журнал исследуемой группы учащихся или класса в целом. Обработка данных производится по следующей схеме:

1) выделяются учебные дисциплины, составляющие исследуемую образовательную область;

2) определяются временные промежутки мониторинга (предполагается почетвертное и годовое исследование);

3) выделяется количественный состав исследуемой группы учащихся; выписывается таблица оценок учащихся за четверть по всем предметам исследуемой области. Затем вычисляется СОУ – степень обученности учащегося (формула Валентина Петровича Симонова): СОУ = (число пятерок*1 + число четверок*0,64 + число троек*0,32 + число двоек*0,16) / количество предметов (Приложение 1):

Следующая форма отслеживания – учет посещаемости учеников _ класса за учебный год (Приложение 2, Приложение 3):

В данном приложение выводится информация о пропусках учебных занятий учащимися:

При проектировании учебного процесса необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей школы, направлений. Мониторинг качества образования является одной из таких технологий (Приложение 4):

Учитель предметник заполняет в основном лист “Данные для расчета” в зеленые ячейки, все остальное выполняет данное приложение разработанное в Microsoft Office Excel. В ячейках красного цвета любого приложения рекомендуется ничего не вносить, т.к. там формулы для расчетов.

Внедрение мониторинга качества образования в школе потребовало от коллектива дополнительных затрат, физических и психологических сил педагогов. Практика показала, что самым важным и самым трудным было мотивировать педагогов на внедрение мониторинга в образовательный процесс. Самый длительный по времени и одновременно самый значимый сбор информации с последующим внесением в разработанные приложения на базе Microsoft Office Excel. В этом смысле не стоит устанавливать какие-то жесткие временные рамки. Это зависит от степени готовности педагогического коллектива к внедрению мониторинга, от желания учителей взять на себя дополнительную нагрузку.

Мониторинг как самоцель не имеет смысла, он должен отвечать существующим информационным запросам и потребностям руководителя и управленческой команды и как инструмент применяется в нужном для них направлении.

Для того чтобы мониторинг стал реальным фактором использования, он должен представлять собой определенную систему деятельности, должен быть организован. Организация мониторинга связана с определением и выбором оптимального сочетания разнообразных форм, видов и способов анализа и диагностики и должна учитывать особенности конкретной педагогической ситуации.

Несмотря на рассмотрение мониторинга в качестве относительно самостоятельной функции деятельности, в реальном педагогическом процессе он теснейшим образом связан со всеми функциями и стадиями управления.

Литература.

  1. Попова Г. П., Размерова Г. А., Ремчукова И. Б. Мониторинг качества учебного процесса. — Волгоград, 2007.
  2. Фоменко С. Мониторинг как способ управления качеством образования в школе // Народное образование.– 2007– № 4.