Цель:
-
повторить состав чисел, закрепить изученные приемы сложения и вычитания, формировать умение решать задачи;
-
развивать вычислительные навыки, логическое мышление; воспитывать интерес к предмету, умение работать в коллективе.
Оборудование:
-
компьютер, мультимедиа проектор с экраном,
-
презентация в PowerPoint 2007, карточки для учащихся, касса цифр.
Ход урока
1. Организационный момент.
Урок “Закрепление”
Дает нам понять,
Что мы умеем
И что должны знать.
2. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня у нас необычный урок, мы отправимся на лыжную прогулку в математический лес. С собой мы должны взять знания, смекалку, внимание и веселое настроение. Прогулка поможет нам проверить, чему мы научились на уроках математики.
Только сначала ответьте на вопрос:
Зачем люди катаются на лыжах? (Чтобы быть здоровыми, сильными и т.д.)
3. Устный счет. (Слайд 2) Приложение 3
– А сейчас у нас устный счет,
В зимний лес лыжный поход
Перед началом пути – разминка
Начинаем ….
1) Индивидуальная работа: состав чисел “Елочки”
(У доски работают 3 человека)
2) Работа по карточкам (у сильных детей карточки с примерами)
– После выполнения задания поменяйтесь карточками и проверьте работу друг у друга.
Вычисли: 6 – 4 + 5 + 1 = |
3 + 5 – 6 + 1 + 5 = | 7 – 3 – 1 + 5 = |
3) Фронтальная работа
(Остальные учащиеся работают с раздаточным материалом)
– Лыжники участвуют в соревнованиях под номерами. Хорошо ли вы знаете, кому за кем вставать?
– Давайте проверим: Покажите номер участника, который находится между: 6 и 8; 1 и 3; 4 и 6 ; за 5, 7; перед 2, 4; какой номер больше 4 на 3, меньше 8 на 2, больше 5 на 4. (Ответы: 7, 2, 5, 6, 8, 1, 3, 7, 6, 9)
– Молодцы!
– Проверка индивидуальной работы.
– А сейчас давайте проверим, правильно ли ребята украсили елочки. Если вы не согласны – поднимите руку.
– Кто работал по карточкам – кто сделал работу без ошибок?
Микроитог: Кому нужно еще позаниматься?
4) Задача: (работа в парах) (слайд 3)
Наше путешествие продолжается. Посмотрите, каких снеговиков мы встретили.
– Сколько снеговиков слева, справа? (Слева – 3, справа – 4)
– Какие они? (В разных шапочках и шарфиках)
– Составьте задачу про снеговиков.
(Например: Было 3 снеговика слева и четыре справа. Сколько всего снеговиков? )
– Выложите решение. (Индивидуально подойти к слабым учащимся)
– Объясните, почему решали сложением?
Микроитог: назовите составляющие задачи?
5) Внимание соревнование. (Работа по рядам) (Слайд 4)
– Лыжники очень любят соревноваться. Давайте и мы с вами посоревнуемся. У нас три ряда, а значит три команды. Нужно как можно быстрее решить примеры. Чья команда быстрее?
(Выходят по-одному и решают на доске примеры)
3 + 4 = 8 – 4 = 5 – 5 = 3 + 6 = 1 + 6 = 10 – 3 = |
2 + 6 = 9 – 4 = 6 – 6 = 3 + 7 = 1 + 7 = 10 – 4 = |
3 + 5 = 9 – 3 = 4 – 4 = 2 + 7 = 9 + 1 = 10 – 2 = |
– Кто у нас победил?
– Мы решили все примеры, а теперь давайте прочитаем их разными способами.
Микроитог: назовите еще раз компоненты при сложении и вычитании.
4. Минутка чистописания. (Слайд 5)
– Наш поход продолжается. В пути вы должны помогать друг другу, если появятся трудности.
– Впереди сугроб:
Вот семерка – кочерга. У нее одна нога.
Семь – точно острая коса. Коси, коса, пока остра.
– Ребята, скажите, а почему у нас на уроке эта цифра?
(Сегодня 17, а в числе 17 есть цифра 7)
– А вы знаете, какой сегодня день по народному календарю?
Сообщение о сегодняшнем дне в народном календаре. (Сегодня 17 февраля – день Николы Студеного, Начинаются Никольские морозы. Студеный день – шубу снова надень.)
– Прежде, чем прописать цифру, согреем пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Письмо цифры в тетрадях. (Слайд 6)
- Повторите написание цифры в воздухе.
- Пропишите 7 раз через клеточку.
- Подчеркните самую красивую.
- Назовите соседей числа 7. (6 и 8)
- Вспомните состав числа 7 (7 – это 3 и 4, 1 и 6, 2 и 5)
5. Графический диктант. (Слайд 7, 8)
– Наперекор снегам и вьюгам
Летим на лыжах друг за другом
– Чтобы нам не заблудиться, нужно нарисовать маршрут.
– Во время работы нужно быть очень внимательными.
– 2 вправо, 3 вниз, 3 вправо, 2 вверх, 3 вправо, 2 вниз, 3 вправо, 3 вверх, 2 влево.
Микроитог: Проверьте, у кого также получилось. У кого проблема? Что нужно сделать, чтобы этого не случилось? (Быть внимательным)
6. Закрепление вычислительных навыков. (Слайд 9)
– Едем дальше, и встречаем птиц. Каких птиц можно встретить в нашем городе зимой? (Сорока, дятел, синички, воробьи)
– У каждой птички цифра.
– Задание:
Составьте математические выражения на сложение и вычитание, используя эти числа.
(Задания можно разделить на уровни: 1 уровень – работают с воробьями. У них числа (2, 3, 5). 2 уровень – работают с числами, которые у синичек и снегирей).
– Какие выражения составили?
Микроитог: Молодцы, что справились с заданием. Расскажите, как можно помочь птицам зимой? (Развесить кормушки и насыпать в них корм и так далее)
7. Физкультминутка на осанку и для глаз. (Слайд 10–12)
– А сейчас привал
А теперь, ребята встали
Быстро руки вверх подняли
В сторону, вперед, назад
Повернулись вправо, влево
– Зарядка для глаз.
– Тихо сели, вновь за дело.
8. Задача (Учебник стр. 21 № 4) (Слайд 13)
Продолжаем наш путь.
– Дальше вдруг – сугроб огромный
Развалился вдоль и вширь
Это снежный богатырь!
Объезжать его не стали
И задание увидали!
1) Прочитайте.
– Скажите, это задача? (Нет)
– Почему? (Нет вопроса)
– Какой вопрос можно придумать к этой задаче? (Сколько помидоров осталось)
– Анализ задачи. (Что известно, что нужно узнать?)
– Какая схема подходит к нашей задаче?
– Какие слова мы возьмем для краткой записи? (Было, съели, осталось)
– Запишите краткую запись (Один ученик делает запись на доске)
– Ребята, кто может решить задачу самостоятельно?
– С остальными работаем вместе .
– Когда помидоры съели, их стало больше или меньше? (Меньше)
– Каким действием будем решать? (Вычитанием)
– Запишите решение.
– Сделайте самопроверку. Решение записано на доске
Микроитог: Кто постарался? Молодцы. Напомните мне, пожалуйста, из каких частей состоит задача. (Условие, вопрос, решение, ответ)
Беседа о пользе помидоров.
– Расскажите, а зачем нам нужно есть помидоры?
– А вы знаете, что в переводе с итальянского помидор – золотое яблоко. Помидоры берегут человека от болезней и продлевают жизнь. Полезны не только свежие помидоры, но и томатный сок.
9. Тест. (Слайд 14)
В конце прогулки нас ждет главное испытание, которое проверить ваши знания.
– У каждого на парте лист с заданием, выберите себе вариант: 1 – простой, 2 – немного сложнее. (Приложение 1)
Микроитог: Посмотрите на экран и сделайте самопроверку. (Приложение 2)
– Очень жаль, что путь недолог
Возвращаться нам пора,
Но на следующем уроке
Вновь продолжится игра.
10. Рефлексия. Итог урока. (Слайд 15) Приложение 3
– Чем занимались в пути?
– Кому было интересно?
– Кому было сложно? В чем?
– Кому еще нужно потрудиться?
– Кто доволен своей работой на уроке?