Урок окружающего мира во 2-м классе "Земноводные и пресмыкающиеся"

Разделы: Начальная школа


Деятельностная цель: формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний ( понятий: земноводные, пресмыкающиеся; способов действий).

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Образовательные задачи:

  • познакомить учащихся с понятиями земноводные, пресмыкающиеся; их отличительными особенностями; роли в экосистеме;
  • учить группировать животных по существенным признакам.

Развивающие задачи:

  • развивать умение сравнивать , анализировать, ставить проблему, выдвигать гипотезы, находить научное обоснование в практической деятельности и в различных источниках;
  • развивать познавательную активность и самостоятельность.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать умение работать в группе, взаимопомощь, ответственность, организованность, рассудительность;
  • воспитывать стремление к познанию нового, неизведанного
  • воспитывать и развивать бережное отношение ко всему живому вокруг нас;
  • воспитывать познавательный интерес.

Оборудование:

– мультимедийный проектор, компьютер, презентация;
– музыка “В мире животных”;
– иллюстрации крокодилов;
– наглядный материал “Животный мир”;
– раздаточный материал по группам;
– эталоны;
– схемы “Животные”;
– учебник “Окружающий мир” Цветова Л.М. 2 класс;
– рабочие тетради для записей.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности (хочу, могу, надо)

Звучит музыка “В мире животных” и на этом фоне говорит учитель:

А вы знаете, что рождение крокодильчиков мальчиков или девочек зависит … от температуры окружающей среды. (с демонстрацией иллюстраций)

А еще хотите узнать новое и интересное о животных?

Что мы должны для этого сделать?

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.

– назови изученные нами группы животных;
– по каким признакам ты выделяешь эти группы?
– приведи примеры представления каждой группы и обоснуй ответ.

– внешний вид;
– среда обитания;
– размножение.

Пробное действие:

Раздели животных на две группы: черепаха, лягушка, жаба

Фиксация затруднения:

– я не смогу разделить на группы
– я не смогу обосновать свой ответ

Причина затруднений:

Мы не знаем признаки этих животных и поэтому не можем разделить на группы и дать название

У кого нет ответа?

Что ты не смог сделать? (я не мог разделить на группы)

У кого есть ответы? Назовите. Если правильный – обоснуй – я не могу обосновать или твое обоснование неверно, ты не смог обосновать. Поэтому чего ты не знаешь? (я не знаю как обосновать свой ответ).

3. Выявление места и причины затруднения

– Так значит, что мы должны сейчас сделать? (остановиться и подумать?)

– Давайте вспомним, а какие знания мы применяли? (повторяем)

(Алгоритм определения изученных групп животных)

– На каком этапе у вас возникло затруднение?

(Не смогли разделить на группы и не смогли обосновать)

– Почему мы не смогли обосновать? (мы не знаем признаки данных групп и не можем обосновать)

4. Построение проекта и выход из затруднений

Значит, какая будет цель?

Узнать, как распределить данных животных на группы и дать им название

Что нам поможет в открытии нового знания?

(Помогут имеющиеся знания признаков групп животных; эталон)

Значит 1 шагом вспомнить наш алгоритм определения животных разных групп

Как мы эти знания можем использовать?

(Мы должны по этому алгоритму проанализировать данных животных)

Значит 2 шагом применить данный алгоритм к новым животным.

Сделайте вывод.

Откорректируйте план эталона.

5. Реализация построения проекта

Сегодня мы будем работать по этому плану в группах.

(а) Дети делятся на группы и работают по эталону)
б) Проверка – каждая группа демонстрирует и защищает свой проект (1 от группы)
в) Как вы считаете, достаточно ли имеющегося эталона для определения новых групп животных?

(да, нет)

6. Первичное закрепление

Давайте объединимся в пары и с помощью учебника ответим на этот вопрос.

Работа в учебнике – текст о пресмыкающихся и земноводных – способ передвижения.

Соотнесите имеющийся алгоритм с текстом в учебнике и добавьте новые пункты.

Проверка – фиксация нового эталона

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Откроем тетради и выполним самостоятельную работу с проверкой по эталону.

а) Соотнеси картинки с названиями групп
б) Вычеркни лишнее
в) Узнай животных по описанию

Самопроверка с учителем.

Коррекция ошибок:

– у кого нет ошибок +
– у кого есть вопросы, что не получилось? (сверяемся с эталоном)
– а теперь у кого были вопросы +

8. Включение в систему знаний и повторение

Выбери из данных представителей только земноводных:

Собака, угорь, сом, жаба, синица, камбала, крокодил, лягушка, ящерица, пингвин, варан.

9. Рефлексия учебной деятельности

  • Какую цель мы ставили?
  • С какими затруднениями столкнулись?
  • Какого результата мы достигли?
  • Кто в самостоятельной работе не выполнил задания, а потом разобрался и исправил ошибки? (похлопали в ладоши)
  • Кто в работе выполнил все задания без ошибок? (похлопали в ладоши)
  • Кто без ошибок выбрал всех земноводных? (похлопали в ладоши)
  • Кто смог правильно составить эталон нового знания? (похлопали в ладоши)

Вот, это шквал аплодисментов!

Молодцы!

А как вы считаете, надо ли нам потренироваться в определении животных разных групп и узнать о них что-то очень интересное?

Тогда домашнее задание – стр. 24-25 (краткий пересказ) +

Найти интересные факты о жизни пресмыкающихся и земноводных, которые будут начинаться словами “А вы знаете…”

Урок окончен. Спасибо за урок!