От школьной ярмарки проектов к "Академии проектирования"

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


В нашей школе создана эффективная система работы с одаренными детьми, направленная на развитие творческих способностей учащихся, их познавательного интереса и исследовательских навыков. Этому способствуют несколько факторов. Во-первых, в школе есть специалисты, курирующие научно-исследовательскую деятельность учащихся на всех этапах школьного обучения. Во-вторых, проектно-исследовательская деятельность педагогов и учащихся систематизирована.

С 2004 года по 2007 год в школе проходили ежегодные ярмарки проектов, на которых учащиеся и педагоги представляли свои проекты и исследовательские работы. Постепенно проектная и исследовательская деятельность в школе сформировалась в рамках школьного НОУ “Эврика”, которое активизирует проектно-исследовательскую деятельность в школе. В работу школьного НОУ “Эврика-1” вовлечены учащиеся первой ступени обучения. “Эврика-2” и “Эврика-3” объединяют учащихся второй и третьей ступеней. Работу этих обществ направляют куратор НОУ и куратор проектной деятельности.

Преемственность в работе всех трех обществ позволяет проследить развитие творческо-исследовательских навыков учащегося, начиная с начальной школы. Кроме того, педагоги школы, сопровождающие проектно-исследовательскую деятельность учащихся, целенаправленно выстраивают ее таким образом, что каждый ребенок имеет возможность отследить свой творческий рост в разных формах деятельности.

В 2010 году была систематизирована работа школьного общества НОУ “Эврика” и разработаны нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность педагогов и учащихся. Приложения отражают направления и особенности проектно-исследовательской деятельности в нашей школе.

Опыт школы по организации проектной деятельности лег в основу мероприятия под названием Районная ярмарка детских образовательных проектов с применением ИКТ “Академия проектирования”. Ярмарка является ежегодным мероприятием инновационного образовательного пространства Советского района г. Красноярска. Данное мероприятие проводится с целью выявления, поддержки и развития творческих компетентностей школьников, осваивающих проектный метод в получении образования. Проведение ярмарки также направлено на повышение методического уровня образовательных проектов с применением ИКТ и формирование районного банка образовательных проектов.

Учредители и организаторы Ярмарки предусматривают решение следующих задач:

  • создать условия для раскрытия потенциальных одаренностей учащихся;
  • развивать творческие, проектные компетентности учащихся;
  • развивать информационные компетентности учащихся, включая умение применять информацию для решения проблем;
  • развивать коммуникативные компетентности учащихся;
  • провести презентацию и экспертизу результатов индивидуальной образовательной деятельности учащихся, осваивающих учебные программы проектными методами;
  • содействовать профессиональному самоопределению учащихся;
  • создать поле сетевого взаимодействия образовательных учреждений Советского района г. Красноярска по развитию современной теории и практики проектных методов;
  • отобрать лучшие проекты для направления на городские, федеральные, международные молодежные научные и проектные конкурсы;
  • формировать в образовании Советского района г. Красноярска педагогического сообщества руководителей молодежных проектов и экспертного сообщества.

Первая Районная ярмарка детских образовательных проектов с применением ИКТ “Академия проектирования” прошла в ноябре 2007 года, благодаря грантовой поддержке Благотворительный фонд попечительства об образовании Администрации Советского района г. Красноярска. Организатором Ярмарки стала проектная группа педагогов МОУ СОШ №5 Советского района, выигравшая грант БФПО. Учредителями Ярмарки стали Управление образованием и Благотворительный фонд попечительства об образовании Администрации Советского района г. Красноярска. Ярмарка, начиная с 2007 года, проводится ежегодно.

Общее руководство подготовкой и проведением Ярмарки осуществляет организационный комитет, который:

  • формирует состав экспертных комиссий по секциям;
  • организует предварительную экспертизу проектов на соответствие требованиям к оформлению и содержанию в рамках виртуального этапа;
  • утверждает программу Ярмарки;
  • осуществляет оперативное руководство проведением Ярмарки;
  • утверждает списки проектов, рекомендованных к направлению на городские, федеральные, международные молодежные научные и проектные конкурсы, по представлению жюри.

Районная ярмарка детских образовательных проектов с применением ИКТ “Академия проектирования” проводится по секциям:

  • филологическая (литературно-творческие, языковые (лингвистические) проекты);
  • естественнонаучная (проекты в области биологии, химии, географии, медицины) и инжиниринг (проекты в области физики, механики, ТРИЗ);
  • гуманитарная (проекты в области истории, обществознания);
  • математика, ИКТ и экономика (проекты в области математики, экономики, коммерческой деятельности, программирования, использования ИК - технологий);
  • полипредметная 1 (проекты в области культуры, экологии, МХК);
  • полипредметная 2 (интегрированные проекты в области разных наук);
  • проекты учащихся начальных классов.
  • проекты учащихся средней возрастной группы (5-7 классы)

Для оценки представленных на Ярмарку и конкурсного отбора лучших из них создается жюри, оценивающее конкурс проектов по тематическим секциям.

Жюри:

  • осуществляет предварительную экспертизу представленных проектов по существу их содержания;
  • по результатам предварительной экспертизы на виртуальном этапе рекомендует лучшие проекты для включения в программу очного этапа Ярмарки;
  • заслушивает доклады участников Ярмарки об их проектах в ходе очного этапа;
  • готовит предложения оргкомитету об утверждении результатов конкурса проектов по тематическим секциям;
  • готовит предложения оргкомитету об утверждении списков проектов, рекомендованных к направлению на городские, федеральные, международные молодежные научные и проектные конкурсы.

К участию в Ярмарке приглашаются учащиеся 3-11-х классов школ Советского района города Красноярска - авторы, освоившие проектные методы и выполнившие проекты, содержащие собственные авторские решения, и педагоги-руководители проектов.

Ярмарка проводится в два этапа. На заочном этапе эксперты жюри отбирают проекты, наиболее соответствующие критериям Ярмарки. По итогам этого этапа формируется списки участников очного этапа, которые и рассылаются в школы, участникам.

Каждый проект очного этапа оценивается экспертными комиссиями жюри Ярмарки, состоящими из специалистов в указанной области из образовательных учреждений, Межшкольного методического центра Советского района и ВУЗов г. Красноярска. К работе в жюри привлекаются члены управляющих советов школ района, учителя–руководители проектов и учащиеся старших классов – победители предыдущих ярмарок. Участие в работе жюри является также практикой для стажеров районной стажерской площадки “Учебные проекты с применением ИКТ”, руководителями которой являются Иванова Н.В. И Горелова Г.А.

Экспертные комиссии в каждой секции определяют 3 проекта-победителя для награждения дипломами и ценными подарками, принимают решения о рекомендации проектов к направлению на городские, федеральные, международные молодежные научные и проектные конкурсы. Кроме того определяются лучшие проекты по номинациям: “Самый актуальный проект”, “Лучший дизайн проекта”, “Лучшее техническое решение”, “Лучшее практическое применение проекта”, “Лучшая презентация проекта”.

Все участники очного этапа Ярмарки получают сертификаты, подтверждающие их участие, для включения в собственное портфолио. Лучшие проекты отмечаются дипломами 1, 2 и 3 степеней, подарками. Призеры получают право на размещение текстов проектов на портале Управления образования администрации Советского района г. Красноярска. Педагоги - руководители лучших проектов награждаются грамотами.

Отличительной особенностью Районной ярмарки детских образовательных проектов с применением ИКТ “Академия проектирования” считаем, прежде всего, ее обучающий и развивающий характер. Это проявляется в следующем:

  • демократический принцип формирования жюри: взрослые, учащиеся, родители – члены управляющих советов, компетентные в решении проблем проектным методом;
  • обучающие семинары для учащихся и педагогов, которые проводятся до начала проведения ярмарки;
  • индивидуальные очно-заочные консультации по просьбе участников ярмарки, руководителей проектов;
  • обучающие мастер-классы для учителей и учащихся;
  • гибкий подход к отбору участников.

В 2007-2010 годах при поддержке Благотворительного фонда попечительства об образовании Администрации Советского района г. Красноярска были проведены I, II и IV Районные ярмарки детских образовательных проектов с применением ИКТ “Академия проектирования”. В Ярмарках участвовали 250 учащихся и 120 педагога из 16 школ Советского района. Банк лучших проектов участников Ярмарки был размещен на портале. Ежегодно лучшие проекты публикуются в сборнике Районной ярмарки проектов и на сайте МБОУ СОШ №5 http://sch5.ru в разделе “Инфотека”, а также в сетевом сообществе в “Открытом классе” http://www.openclass.ru/node/59088 .

В ноябре 2011 года состоялась V ярмарка проектов, подробности которой можно узнать из приложения.

По отзывам участников, Ярмарка дает учащимся возможность проявить себя в другом формате и выявила инициативу и желание детей участвовать в проектировании. Анкетирование показало актуальность проведения районных ярмарок проектов, так как они помогают подросткам выдвигать и реализовать свои идеи. Тем самым создаются условия для самореализации и самопрезентации. Не менее важна возможность познакомиться с учащимися из других школ и их проектами.

В заключение хочется сказать, что традиция проведения районной ярмарки проектов способствует активизации практико-ориентированной и исследовательской учебной и социальной деятельности учащихся, успешной социализации и самореализации в дальнейшем обучении и в жизни.

Приложение 1 – Положение о проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Приложение 2 – Дневник проектно-исследовательской деятельности учащегося.

Приложение 3Рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Приложение 4 – Положение о школьной научно-практической конференции школьников “Эврика”.

Приложение 5 – Положение о V Районной ярмарке детских образовательных проектов с применением ИКТ “Академия проектирования”.

Приложение 6 – Положение о конкурсе рисунка “Россия-страна свободных людей”.