Урок-презентация "Физика сказку сделала былью"

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель урока: формирование личной убежденности каждого ученика, что физика – интересная, нужная наука.

Тип урока: урок-презентация.

Подготовка к уроку:

  • Фрагмент фильма “Приключения электроника” с песней “До чего дошел прогресс”;
  • Презентация “Физика сказку сделала былью”;
  • Старшеклассники готовят справки-сообщения об ученых разных времен и стран(например: Архимед, И.Ньютон, В.Рентген, Пьер и Мария Кюри, М.В.Ломоносов) и изобретениях (самолет, холодильник, микроволновая печь, соковыжималка, телевизор, велосипед, автомобиль и т.д.).

Оборудование:

  • Компьютер,
  • Проектор;
  • Экран;
  • Колонки.

Ход урока

I. Организационный момент.

В этом году вы приступаете к изучению новой для вас науки – ФИЗИКИ. И сегодня ребята 11 класса приглашают вас на урок-презентацию “Физика помогает сказку сделать былью”. Внимательно смотрите и слушайте и вы поймете, что физика наука интересная и очень нужная.

II. Вводное слово учителя.

А начнем мы со сказки о красавице ФИЗИКЕ:

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был человек. Имя тому царству – ПРИРОДА, а королевой в царстве ПРИРОДЫ была, несмотря на свой почтенный возраст, гордая, мудрая красавица ФИЗИКА. Из столетия в столетие она училась хорошо разбираться в своем хозяйстве, умению управлять и распоряжаться в нем.

Человек не сразу признал власть королевы. Было время, когда человеком владел страх перед Природой. Но страх еще никогда не был ни хорошим помощником, ни другом в жизни. Полыхали молнии, гремел гром, мороз сковывал землю, бушевали бури и штормы, а люди не знали почему это происходит и часто погибали. Это очень сильно огорчало королеву. Тогда-то она стала собирать свое войско из самых любознательных, самых терпеливых людей и показала им, что нужно замечать повторяемость явлений, их взаимосвязь, не бояться ветра и молний, а пробовать использовать их на пользу себе. Армия королевы все увеличивалась, в ней появлялись свои сержанты и командиры, а среди них и колоссы – это ученые – гиганты, плечи которых послужили надежной опорой в пополнении кладовых знаний во дворце королевы.[2]

Такие люди встречались королеве ФИЗИКЕ в разные времена по всей Земле, в разных странах мира. Кого-то из них вы знаете, о ком-то немного слышали, а о некоторых впервые узнаете на уроках физики.

II. Демонстрация презентации “Физика сказку сделала былью”.

Слайд 2.

Учащийся 11-го класса: например, древнегреческий ученый АРХИМЕД (ок. 287–212 до н.э.). Родился он в Сиракузах(Сицилия). Научные труды относятся к математике, физике, астрономии. Автор многих изобретений и открытий, например, машины для орошения полей, винтов для подъема больших грузов, рычагов, военных метательных машин. В сочинении “О плавающих телах” исследовал равновесие плавающих тел и вывел условия плавания тел, решил задачу о содержании золота и серебра в короне сиракузского царя Гиерона. Открытый им при решении этой задачи закон сейчас называется законом Архимеда.[1]

Слайд 3.

Учащийся: А это – великий английский ученый Исаак НЬЮТОН (4января 1643-31марта 1727). Работы относятся к математике, механике, оптике, астрономии. Он сформулировал законы движения тел, открыл закон всемирного тяготения, разложил белый свет на семь цветов (спектр), создал физическую картину мира, которая долгое время господствовала в науке. В его честь назвали единицу измерения силы.[3]

Слайд 4.

Учащийся: Познакомьтесь – это немецкий ученый Вильгельм Конрад РЕНТГЕН (27 марта 1845 – 10февраля 1923) Научные исследования относятся к электромагнетизму, оптике, физике кристаллов. В 1895 году открыл новое излучение, названное в дальнейшем рентгеновскими лучами, и исследовал их свойства. Рентгену в 1901 году первому среди физиков была присуждена Нобелевская премия.[3]

Слайд 5.

Учащийся: А теперь перенесемся во Францию. Перед вами Пьер КЮРИ – французский физик(15мая 1859 – 19апреля 1906). В 1885 г. женился на Марии Склодовской – польский физик и химик. Они вместе работали в лаборатории в Школе физики и химии в Париже. Здесь они вместе изучали радиоактивное излучение урана, открыли новые радиоактивные элементы, исследовали свойства их излучения, установили влияние радиоактивного излучения на живую клетку. За свою работу в 1903 г удостоены Нобелевской премии. [3]

Слайд 6.

Учащийся: богата талантами и наша страна. Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ (19 ноября 1711 – 15 апреля 1765)– выдающийся русский ученый. Родился в с.Денисовка Архангельской губернии. Работы посвящены физике, химии, астрономии, горному делу, металлургии, истории, литературе и др. Экспериментально доказал закон сохранения вещества, внедрял физические методы в химию, разработал немало конструкций различных физических, метеорологических и др. приборов(около100), в 1756 г сконструировал зрительную трубу и с ее помощью открыл атмосферу на Венере. Многие идеи Ломоносова опередили науку того времени более чем на сто лет. В 1755 г по его проекту был построен первый в нашей стране университет, который сейчас носит его имя.[1]

Учитель: Благодаря ученым-физикам всего мира стало возможным превратить сказку в быль.

Можете убедиться в этом сами. Смотрите…

Слайд 7.

Учитель:

Отрывок из сказки “Мальчик-с-пальчик”:

– Ну ладно же! – завопил Людоед. – Вы за это поплатитесь, негодные мальчишки! Эй, жена! Подать мне мои сапоги-скороходы!
Людоед пустился в погоню. Он шагал с одной горки на другую, перепрыгивал через реки, как через ручейки.

Ребята, а как мы с вами можем быстро передвигаться? Какие изобретения нам в этом помогают? (Ребята называют различные транспортные средства.)

Верно. А спасибо за велосипед, мотоцикл, автомобиль мы должны сказать науке ФИЗИКЕ и ее хорошим знатокам – изобретателям.

Слайд 8.

Учащийся: Хотя велосипед воспринимается нами как некое простое и гениальное целое (о чем свидетельствует поговорка “изобретать велосипед”), в реальности его изобрели как минимум в три приема.

В 1817 году немецкий профессор барон Карл фон Дрез создал первый двухколесный самокат, который он назвал “машиной для ходьбы”. Он был снабжен рулем и выглядел в целом, как велосипед без педалей; рама была деревянной. Изобретение Дреза назвали в его честь дрезиной, и слово “дрезина” поныне осталось в русском языке. В 1818 году в Баден-Бадене фон Дрез патент на свое изобретение. Вскоре машина Дреза завоевала популярность в Великобритании, где стала называться “денди-хорз”.

В 1839–1840 кузнец Киркпатрик Макмиллан в маленькой деревушке на юге Шотландии усовершенствовал изобретение Дреза, добавив педали и седло. Получается, что Макмиллан создал велосипед, похожий на современный. Педали толкали заднее колесо, с которым они были соединены металлическими стержнями посредством шатунов. Переднее колесо поворачивалось рулем, велосипедист сидел между передним и задним колесом. Велосипед Макмиллана опередил свое время и остался малоизвестным.

В 1845 году англичанин Р. У. Томпсон запатентовал надувную шину.

В 1862 году Пьер Лалман, 19-летний мастер по изготовлению детских колясок из Нанси (Франция), увидел “денди-хорз” и придумал оснастить его педалями – на переднем колесе. Лалман ничего не знал о велосипеде Макмиллана, и на его машине педали нужно было крутить, а не толкать. В 1863 Лалман перебрался в Париж, где смастерил первый велосипед, напоминающий те, что нами любимы.[4]

Слайд 9.

Учащийся: Кто же изобрел автомобиль?

Первым наземным самоходным средством для передвижения был огромный трехколесный экипаж с паровым двигателем, построенный в 1769 году французом Никола Куньо.
Он передвигался со скоростью 5 км/час. В 1789 году американец Оливер Эванс построил четырехколесный фургон весом 19 тонн. А первая работающая на бензине машина была создана в 1887 году немцем Готлибом Даймлером. В 1895 году англичанин Ланчестер усовершенствовал автомобиль пневматическими шинами и колесами со спицами.
С этого момента развитие автомобиля пошло очень быстро. Сменилась форма автомобиля, двигатель был перемещен вперед, экипажные колеса сменились более мощными, вместо дерева стала использоваться сталь, и наш современный автомобиль стал реальностью.[4]

Слайд 10.

Учитель:

Отрывок из сказки “Баба Яга” :

А девочка бежала-бежала, остановилась, приложила ухо к земле и слышит: земля дрожит, трясется – баба-яга гонится, и уж совсем близко.

Скажите, а как сейчас можно быстро узнать, кто и где находится; когда мама придет с работы; узнать домашнее задание, если забыл записать его в дневник? (Ребята дают ответы на вопросы.)

Правильно, для этого у нас с вами есть сотовый телефон.

Слайд 11.

Учащийся:

3 апреля 1973 года глава подразделения мобильной связи Motorola Мартин Купер, прогуливаясь по центру Манхеттена, решил позвонить по сотовому телефону. Прохожие очень удивлялись и не понимали, что происходит: до появления коммерческой сотовой телефонии оставалось еще 10 лет.

6 марта 1983 года был выпущен первый в мире коммерческий портативный сотовый телефон. В этот день компания Motorola представила аппарат DynaTAC 8000X – результат 15 лет разработок, на которые было потрачено более $100 млн. Телефон весил 794 грамма и имел размеры 33 x 4,4 x 8,9 см. Заряда аккумуляторов первого мобильника со светодиодным дисплеем хватало на 8 часов работы в режиме ожидания или часа разговоров. Телефон был первым сертифицирован для коммерческого использования Федеральной комиссией по связи США. В розницу новинка стоила баснословные деньги – $3.995. Однако, по словам представителей Motorola, даже несмотря на высокую цену, сама идея быть всегда на связи настолько воодушевила пользователей, что в очередь на покупку записывались тысячи американцев. [4]

Слайд 12.

Учитель:

Отрывок из сказки “Два Ивана”:

Вот тебе скатерть-самобранка – всегда будешь сыт. Только скажи: “Попить, поесть!” – разверни скатерть -и ешь, пей, чего только душа пожелает.

Скатерти-самобранки у нас пока еще нет, но вот помощников у мамы на кухне много – это холодильник, микроволновка, соковыжималка и др.

Слайд 13.

Учащийся: Микроволновую печь изобрел американский инженер П. Б. Спенсер. При исследовании работы излучателя СВЧ-волн он обнаружил, что при определенной частоте излучения наблюдается интенсивное выделение тепла. В 1945 году Спенсер получил патент на использовании микроволн в приготовлении еды, а в 1949 году по его патенту в США были произведены первые микроволновые печи для быстрой разморозки стратегических запасов продуктов.

В 1962 году японская фирма SHARP наладила массовое производство бытовых микроволновых печей.[4]

Слайд 14.

Учащийся: Когда небольшое количество воды или спирта попадает на руку, ощущается похолодание: жидкость испаряется, забирая при этом часть тепла.
Этот принцип испарения применяется в современных холодильниках. В 1823 году Майкл Фарадей открыл, как пары аммиака превращаются в жидкость путем увеличения давления и сжатия его, а затем извлечения тепла. Когда давление увеличивается и жидкость снова испаряется, это требует затрат тепла, и вырабатывается холод.
Как это открытие сделало возможным изобретение холодильника? Все очень просто. Появился путь, когда сначала пар превращается в жидкость – отдавая тепло. Затем мы можем снова превратить ее в пар – забирая тепло. Контролируя этот процесс, делая его непрерывным, мы и получаем современные холодильники.
Первые холодильные камеры, созданные на этом принципе, были построены швейцарским изобретателем Карлом Линдом в 1874 году для охлаждения пива. В 1877 году Линд использовал аммиак в качестве жидкости в своем изобретении, отсюда пошла история холодильника.[4]

Слайд 15.

Учитель:

Отрывок из сказки “Серебряное блюдечко и наливное яблочко”:

Стала Машенька катать яблочко по блюдечку да приговаривать:“Катись, катись яблочко наливное по серебряному блюдечку, покажи мне города и поля, покажи мне и леса, и моря, покажи мне гор высоту и небес красоту, всю родимую Русь-матушку”.

А какое современное устройство вы увидели в этом отрывке? (Ребята, конечно, узнали телевизор.)

И за это устройство нужно сказать огромное спасибо ученым-физикам.

Слайд 16.

Учащийся: 25 июля 1907 года профессор Петербургского технологического института Борис Львович Розинг подал заявку на изобретение “Способ электрической передачи изображений на расстояния”. 9 мая 1911 года на заседании Русского технического общества Розинг продемонстрировал передачу телевизионных изображений простых геометрических фигур и прием их с воспроизведением на экране ЭЛТ. Передаваемое изображение было статичным (то есть движущиеся объекты отсутствовали).

В 1908 году армянский изобретатель Ованес Адамян запатентовал двуцветный аппарат для передачи сигналов.

В 1925 году шотландский изобретатель Джон Лоджи Берд впервые продемонстрировал телевизионную передачу движущихся объектов. В 1926 году он получил первое телевизионное изображение человеческого лица.

В конце 1920-х основанная им компания Baird Corporation была единственным производителем телевизоров в мире.[4]

Слайд 17.

Учитель: Разрешите представить вам самую знаменитую героиню русских народных сказок.

Ступа для Бабы-Яги (Оксана Щербатая)[5]

Стонет земля, ветры воют любезные:
В небушке темном летит
Баба-Яга – чародейка чудесная,-
К Лысой горе, знать, спешит?...

Ступа для ведьмы – вещь необходимая:
"Транспорт" железный блестит!
"Верная птичка, родная, любимая, –
Ржавчина не замутит

Ступу мою: прослужила – столетия!
Чищена часто песком..."
Баба-Яга – старушонка бессмертная,
Ступа – второй ее дом.

Ножки куриные древней избушечки
Топают днем по лесам.
Ночью – занятье веселой старушечки –
В ступе взмывать в небеса...

В дальнем полете рулит бабка пестиком,
След, заметая метлой,
Сладко поет стародавние песенки, –
Нам только чудится вой...

Человек с давних пор мечтал летать и, в конце концов, претворил свои мечты в жизнь – был построен самолет.

Слайд 18.

Учащийся: Первые попытки построить самолет предпринимались еще в XIX веке. Первым самолетом, который смог самостоятельно оторваться от земли и совершить управляемый горизонтальный полет, стал “Флайер-1”, построенный братьями Орвилом и Уилбуром Райт в США. Первый полет самолета в истории был осуществлен 17 декабря 1903 года. “Флайер” продержался в воздухе 59 секунд и пролетел 260 метров. Детище Райтов было официально признано первым в мире аппаратом тяжелее воздуха, который совершил пилотируемый полет с использованием двигателя.[4]

Заключение.

Учащийся: Мы постарались показать вам, как много сделали для нас с вами ученые и изобретатели разных стран в разное время. Их открытия стали возможными только благодаря знаниям физики. Развитие науки продолжается и сейчас. Современный кинематограф и мультипликация все чаще представляют нашему вниманию людей-роботов. Может быть, мы с вами скоро увидим их наяву…

Включается видеоролик с песней “До чего дошел прогресс” из фильма “Приключения Электроника”. Дети поют вместе с героями.

При подготовке урока использовались источники:

  1. Книга для чтения по физике. учебное пособие для учащихся 6–7 кл средней школы. М., “Просвещение”, 1986 г.
  2. Лыков В.Я. Эстетическое воспитание при обучении физике. М., “Просвещение”, 1986 г.
  3. Храмов Ю.А. Физики – биографический справочник. М., “Наука” главная редакция физико-математической литературы, 1983 г.
  4. http://ru.wikipedia.org
  5. http://www.stihi.ru/2009/07/05/6188
  6. Библиотека русской сказки в десяти томах, М., товарищество “Возрождение”, 1992 г.